Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1194

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-1194


Судья: Рогожин Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Забелиной О.А., Майоровой Л.В.
при секретаре С.Д.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску ООО "Газпром трансгаз Москва" к Л. о сносе строения,
по апелляционной жалобе Л. на решение Орловского районного суда Орловской области от 03 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования ООО "Газпром трансгаз Москва" к Л. о сносе строения удовлетворить.
Устранить препятствия в пользовании газопроводом-отводом "Кромы-Орел 1" высокого давления Ду <...> мм в районе ПГК (ГСК) "Знаменский" пгт. Знаменка Орловского района Орловской области, обязав Л. в течение двадцати дней со дня вступления решения в законную силу за свой счет снести гаражный бокс N, возведенный им в охранной зоне, зоне минимального расстояния от оси магистрального газопровода-отвода "Кромы-Орел 1", на земельном участке ПГК (ГСК) "<...>" <адрес>.
Взыскать с Л. в пользу ООО "Газпром трансгаз Москва" <...> в возмещение расходов по госпошлине".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Старцевой С.А., выслушав объяснения ответчика Л. и его представителя по доверенности Р., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителя истца по доверенности Т., объяснения представителей третьих лиц - администрации пгт. Знаменка по доверенности И., администрации Орловского района Орловской области по доверенности С.Д.В., председателя ПГК "Знаменский" Б., полагавших решение незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика Л., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала Орловское ЛПУМГ обратилось в суд с иском к Л. о сносе строения.
В обоснование требований указало, что Общество на основании договора аренды эксплуатирует принадлежащий ОАО "Газпром" газопровод-отвод "Кромы-Орел 1", высокого давления Ду <...> мм, расположенный в районе ПГК (ГСК) "<...>" <адрес>, в охранной зоне которого, а также в зоне минимального расстояния оси магистрального газопровода-отвода Л. возвел гаражный бокс N.
Поскольку указанный газопровод является опасным производственным объектом, то размещение в его охранной зоне гаражного бокса недопустимо в силу законодательного запрета и отсутствия согласования с Обществом.
Кроме того, гаражный бокс ответчика препятствует подъезду техники для ремонта и технической эксплуатации газопровода и ликвидации аварий, что создает угрозу жизни и здоровью людей при эксплуатации газопровода.
По указанным основаниям истец просил суд обязать Л. снести принадлежащее ему и возведенное им спорное строение - гаражный бокс N в ГСК "<...>".
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Л. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о сносе гаражного бокса, который был возведен еще в <дата>.
Ссылается также на то, что истцом не представлено бесспорных доказательств нахождения спорного бокса в охранной зоне газопровода.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со ст. ст. 21, 106 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года) права землепользователей могли быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.
Землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, организации курортов, заповедников и т.п.)
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 13.12.1968 N 3401-7 (утратили силу с 15.03.1990 в связи с изданием постановления ВС РСФСР от 28.02.1990 N 1252-1), порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определялся положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В период действия вышеприведенных Основ земельного законодательства, Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24 утверждено Положение о землях транспорта, п. п. 8 - 11 которого предусмотрено, что в целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к землям, предоставленным в пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны, в которых вводятся особые условия землепользования. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством. К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта.
В охранных зонах транспорта запрещается производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера.
Пунктом 26 того же Положения предусмотрено, что материалы о фактическом положении трубопроводов передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользователей. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.
В соответствии с п. п. 7, 11, 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановление Совета министров СССР от 12.04.1979 N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; на землях с сельскохозяйственным назначением охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В охранных зонах трубопроводов без письменного согласия организаций, их эксплуатирующих, запрещается возводить любые постройки и сооружения, производить строительные работы. Строительство жилых массивов, отдельных зданий, строений и сооружений может производиться в районе нахождения трубопровода при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
Статьей 83 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 также было предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Статьей 90 Земельного кодекса РФ, действующего в настоящее время, также предусмотрено, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и(или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" также предусмотрено, что границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных газопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Согласно п. 1.6 СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливается устанавливаются охранные зоны, размер которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (по распоряжению Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, раздел N 1 вышеприведенного СНиП, в который входит и п. 1.6, включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с п. п. 4.1 и 4.4 Правил охраны магистральных газопроводов (постановление Гостехнадзора РФ N 9 от 24.04.1992), для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси газопровода с каждой стороны.
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.
Этими же Правилами предусмотрено, что трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами - указателями) высотой 1,5 - 2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже чем через 500 м, и на углах поворота (п. 3.1).
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром трансгаз Москва" (до 2008 года - ООО "Мострансгаз"), являясь в соответствии с Уставом газотранспортной организацией, эксплуатирует газопровод-отвод "Кромы-Орел 1" высокого давления Ду (диаметр условный) <...>, рабочее давление <...> кг/см2 (далее - Газопровод), который проходит по территории Орловского района Орловской области и введен в эксплуатацию в 1961 году.
Газопровод принадлежит на праве собственности ОАО "Газпром" (запись в ЕГРП о регистрации от <дата> N) и эксплуатируется Истцом на основании договора аренды имущества от <дата> N.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указанный газопровод является опасным производственным объектом.
Участок магистрального газопровода-отвода "Кромы-Орел 1" зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается Свидетельством о регистрации N от <дата>, выданным федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Опасными производственными факторами являются: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающихся разлетом металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений; понижение концентрации кислорода.
По материалам дела также установлено, что строительство газопровода произведено на основании утвержденного рабочего проекта от 1959 года, проектируемая трасса, в том числе, по территории Орловского района Орловской области, была согласована в установленном порядке с органами власти (Орловским райисполкомом) и землепользователями - колхозами и совхозами, располагавшимися на территории <...> сельского Совета Орловского района Орловской области, по чьим землям прокладывался газопровод.
Из письма председателя исполкома Орловского райсовета депутатов трудящихся от 03.02.1959 г. в адрес председателей <...> и <...> сельских Советов следует, что Райсовет направил запрет разрешать строительство в зоне 150 м по обе стороны от трассы газопровода, показанного в натуре изыскательской партией, с соответствующим предупреждением населения о последствиях возведения построек.
Из Акта приема-сдачи газопровода от 24.04.1959, подписанного начальником изыскательской партии Киевского филиала института "<...>", контролером дирекции по строительству газопровода Шебелинка - Брянск, начальником ПТО СУ-N треста "<...>", усматривается, что трасса закреплена соответствующими опознавательными знаками, трасса и переходы через препятствия, а также снос строений согласованы со всеми заинтересованными организациями.
Материалами дела подтверждается, что на момент возведения спорного строения указанный газопровод был нанесен на карту Орловского района, что подтверждается показаниями допрошенного в суде апелляционной инстанции свидетеля - главного архитектора Орловского района ФИО1, представившего подлинный проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза "<...>" Орловского района Орловской области по состоянию на 1975 год. Из данного проекта следует, что указанный газопровод с зоной минимально допустимых расстояний от его оси в размере 150 метров с каждой стороны был обозначен на карте.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, а также представленные стороной истца доказательства, подтверждающие обозначение соответствующими опознавательными знаками прохождение трассы трубопровода, ответчиком и его представителями не представлено как суду первой, так и суду апелляционной инстанций.
Также по материалам дела судом установлено, что в <адрес> на земельном участке ПГК (ГСК) "<...>" на расстоянии 16, 17 метров (кратчайшее расстояние) от оси магистрального газопровода, т.е. в его 25-метровой охранной зоне, расположен гаражный бокс N, возведенный Л., являющимся членом гаражного кооператива.
Указанные обстоятельства в суде апелляционной инстанции не оспаривались сторонами и подтверждаются как представленными доказательствами в суде первой инстанции, так и приобщенным к материалам дела с согласия всех участников процесса в суде апелляционной инстанции актом обследования и уточнения расстояний от оси магистрального газопровода до объекта нарушения от 07.06.2013, составленным комиссией в составе представителей ООО "Газпром трансгаз Москва" и администрации пгт. Знаменка Орловского района, из которого следует, что точное место прохождения трассы газопровода определено путем шурфования до открытия верхней образующей трубы газопровода.
Из материалов дела также следует, что согласование на возведение спорного гаража от предприятия трубопроводного транспорта не было получено ни ответчиком Л., ни ПГК (ГСК) "<...>".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что магистральный газопровод относится к опасным производственным объектам, а также тот факт, что спорный гараж в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил возведен без соответствующего согласования с предприятием трубопроводного транспорта в 25-метровой охранной зоне магистрального газопровода-отвода "Кромы-Орел 1", установленной уже на момент строительства гаража, районный суд обоснованно, по предусмотренным статьей 222 ГК РФ основаниям, удовлетворил требования истца, обязав ответчика за свой счет снести принадлежащий ему гаражный бокс, сохранение которого нарушает права и охраняемые законом интересы истца на проведение работ по ремонту газопровода и ликвидации последствий аварий, и тем самым, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Ввиду изложенного, не может повлечь отмену решения суда как не основанный на материалах дела, довод апелляционной жалобы Л. об отсутствии доказательств нахождения спорного бокса в охранной зоне газопровода.
Несостоятелен и довод апеллятора о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, так как на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 3 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)