Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 18АП-2749/2013 ПО ДЕЛУ N А76-20717/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 18АП-2749/2013

Дело N А76-20717/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2013 по делу N А76-20717/2012 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Романовский Д.В. лично,
представитель Администрации г. Челябинска - Изюмников К.В. (доверенность от 12.03.2012).
Индивидуальный предприниматель Романовский Дмитрий Валерьевич (далее - ИП Романовский Д.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- 1. признать незаконным отказ N 10-10804/12-0-1 от 04.10.2012 в предоставлении "земельного участка" в Ленинском районе города Челябинска, по ул. Игуменка, между земельными участками ООО "Новый мир" и ООО "ДИАГНОСТ-АВТО" площадью 1600 кв. м, для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта;
- 2. обязать Администрацию принять решение и подписать распоряжение о предоставлении предпринимателю земельного участка для строительства и последующей эксплуатации "автомоечного комплекса" сроком на 20 лет;
- 3. обязать Администрацию осуществить проведение работ по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов и предоставить заявителю по акту приема-передачи земельный участок, находящийся в Ленинском районе города Челябинска, по ул. Игуменка, между земельными участками ООО "Новый мир" и ООО "ДИАГНОСТ-АВТО" площадью около 1600 кв. м, для строительства автомоечного комплекса с указанием судом срока исполнения решения суда и соблюдения порядка предоставления земельных участков, указанных в ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации;
- 4. обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, заключить договор долгосрочной аренды сроком 20 лет земельного участка для строительства и последующей эксплуатации автомоечного комплекса.
Решением суда от 04.02.2013 (резолютивная часть от 28.01.2013) отказ Администрации в предоставлении земельного участка для проектирования и строительства автомоечного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, улица Игуменка, выраженный в письме от 04.10.2012 N 10-10804/12-0-1, признан недействительным как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
На Администрацию возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка на основании документов, представленных заявителем 12.09.2012, а также на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами; оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства автомоечного комплекса по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, улица Игуменка, размещаемого на земельном участке площадью 1600 кв. м с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта в 30-дневный срок с момента вынесения решения (л.д. 114-123).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне размещения коммунально-складских объектов IV, V классов, а также зоне железной дороги, что требует озеленения территории не менее чем на 50-60% площади. Вывод суда о возможности изменения санитарно-защитной зоны, по мнению апеллянта, необоснован, так как указанные правила являются императивными и подлежат исполнению всеми субъектами.
ИП Романовский Д.В. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.08.2012 ИП Романовский Д.В. обратился в Администрацию с заявлением о содействии в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе г. Челябинска по ул. Игуменка (между участком ООО "Новый мир" и ООО "ДИАГНОСТ-АВТО") (л.д. 12-13).
ИП Романовским Д.В. заказан и подготовлен эскизный проект автомоечного комплекса, а также краткая пояснительная записка на предполагаемый объект строительства (л.д. 16-29).
12.09.2012 в Администрацию поступило заявления от ИП Романовского Д.В. (вх. N 10-10804/12-0-0 от 12.09.2012) по вопросу предоставления земельного участка для проектирования и строительства автомоечного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: город Челябинск, Ленинский район, улица Игуменка (л.д. 9).
Письмом N 10-10804/12-0-1 от 04.10.2012 заявителю было сообщено, что в соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8, запрашиваемый земельный участок находиться в зоне Г.2.2 - зона коммунально-складских объектов IV V классов вредности, в 100-метровой санитарно-защитной зоне железной дороги до жилой застройки. Согласно указанным требованиям санитарно-защитная зона должна состоять на 50% из озелененной территории. Документация по планировке территории, подтверждающая обоснование указанных параметров озеленения отсутствует (л.д. 8).
Посчитав указанный отказ незаконным и необоснованным, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности обжалуемых действий в связи с тем, что санитарные правила, изложенные в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, предусматривают возможность изменения санитарно-защитной зоны не только в период проектирования, но и в период эксплуатации объекта, а отсутствие установленной градостроительной документации не может являться препятствием к началу процедуры оформления прав на земельный участок для целей строительства объекта недвижимости, так как в силу ч. 4 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по ее разработке возложена на орган местного самоуправления.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем обжалуется отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для проектирования и строительства автомоечного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 ЗК РФ.
В силу ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 - 32 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. п. 59 - 60 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3 основанием для отказа в оформлении документов может являться:
- - обнаружение несоответствий в тексте заявления;
- - отсутствие необходимых документов и материалов согласно утвержденному перечню,
- - нарушение требований федерального законодательства, законов Челябинской области, нормативных правовых актов органа местного самоуправления, нормативных требований;
- - представление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов;
- - выдвижение в заключениях обоснованных требований и условий, не принятых заявителем;
- - необоснованное несоблюдение сроков согласования со стороны заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В нарушение указанных норм основания, изложенные Администрацией в обжалуемом отказе, заинтересованным лицом не мотивированы конкретными обстоятельствами, в силу которых Администрация пришла к выводу о несоблюдении требований, предъявляемых в санитарно-защитной зоне, равно как и не подтверждено обстоятельство размещения испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны.
В материалы настоящего судебного дела Администрацией не представлено дополнительных доказательств, позволяющих суду прийти к указанным выводам.
При изложенных обстоятельствах доводы, изложенные Администрацией в апелляционной жалобе о нарушении заявителем требований санитарно-эпидемиологических правил соответствующими доказательствами не подтверждены, ввиду чего подлежат отклонению.
В силу п. 4.3. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В силу указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае существует возможность изменения санитарно-защитной зоны не только в период проектирования, но и в период эксплуатации объекта.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что решением суда на Администрацию возложена обязанность обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, что соответствует требованиям п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
В силу изложенного, соответствие расположения земельного участка и планируемого к строительству объекта недвижимости нормам, установленным действующим законодательством, подлежит установлению также на стадии оформления акта выбора земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2013 по делу N А76-20717/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)