Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района и Коллегии администрации Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 (судьи Аникина Н.А., Гуль Т.И., Ходякова О.С.) по делу N А27-20147/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, г. Кемерово, Пионерский бульвар, 4, А, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090)
к Совету народных депутатов Кемеровского муниципального района (650000, г. Кемерово, ул. Совхозная, 1а, ОГРН 1064250010153, ИНН 4205049090)
о признании недействующим нормативного акта в части. Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии", Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово, прокурор Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина Н.А.) в заседании участвовали представители:
- от Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района - Кадошников С.Ф. по доверенности от 14.01.2013 N 2;
- от Коллегии администрации Кемеровской области - Топоривская Т.А. по доверенности от 21.02.2013;
- от открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Чевтайкина Н.А. по доверенности от 23.12.2010;
- от прокуратуры Кемеровской области - Фазульянова А.Б., служебное удостоверение, согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету народных депутатов Кемеровского муниципального района, о признании недействующим пункта 3 решения Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровского района" в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района как несоответствующего нормам Земельного кодекса Российской Федерации (пункта 1 статьи 8), Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (статьи 8, 15), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (статья 4.1.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Коллегия администрации Кемеровской области (далее - Коллегия администрации).
Определением суда от 19.12.2012 к участию в деле привлечен прокурор Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района (далее - Совет народных депутатов района) и Коллегия администрации в кассационном порядке оспорили решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просили принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По утверждению подателей кассационных жалоб со ссылкой на пункт 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пункт 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8, 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включение и исключение земельных участков из границ, в границы населенного пункта является одним из способов внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района; оспариваемым решением было произведено изменение границ населенного пункта, а не изменение категории спорных земельных участков, включенных в границы населенного пункта. Податели кассационных жалоб указывают, что изменение схемы территориального планирования и перевод земельных участков из одной категории в другую категорию, несмотря на положения статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, являются различными правовыми конструкциями и не могут подменять друг друга.
Совет народных депутатов района считает не основанным на нормах закона вывод суда о нарушении положений пункта 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого решения.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и прокурор в представленных отзывах отклонили доводы кассационных жалоб, просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что при принятии оспариваемого решения был осуществлен перевод спорных земельных участков из категории "земли промышленности..." в иную категорию "земли населенных пунктов" в нарушение процедуры перевода земель из одной категории в другую, установленной Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
В судебном заседании представители Совета народных депутатов района и Коллегии администрации поддержали доводы и требования, изложенные в своих кассационных жалобах, а представители ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и прокуратуры высказались против удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителя ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" является собственником сезонных установок для обогащения разубоженной горной массы (КНС 1 и КНС 2), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31.
Названные земельные участки используются обществом на праве аренды в соответствии с договорами аренды земельных участков от 15.10.2002 за N 00-1047-ю/н и N 01-1098-ю/н для добычи угля.
Исходя из сведений, содержащихся в кадастровых паспортах, разрешенным использованием земельных участков указана обогатительная установка. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта..." с видом разрешенного использования для добычи угля.
Из письма филиала Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 15.08.2012 N 04-08/3764 обществу стало известно, что Советом народных депутатов района принято решение от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровского района", пунктом 3 которого указано включить земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района.
В связи с включением названных земельных участков в границы земель населенного пункта ФГБУ "ФКП Росреестр" на основании заявлений администрации Кемеровского муниципального района от 13.03.2012 N 42-0-1-21/3031/2012-4049, N 42-0-1-21/3031/2012-4051, N 42-0-1-21/3031/2012-4053 приняло решения о внесении изменений категории земель земельных участков: с категории "земли промышленности" на категорию "земли населенных пунктов". В результате изменения категории земель значительно увеличилась кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Считая указанное решение от 30.11.2011 N 558 в части пункта 3 о включении земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района не соответствующим закону и нарушающим его права и обязанности как правообладателя этих земельных участков, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения от 30.11.2011 N 558 в указанной части.
Арбитражный суд, применив положения статей 7, 8, 83, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статей 1, 2, 5, пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда соответствующими установленным обстоятельствам по делу и не противоречащими действующему законодательству.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По данному делу не оспариваются полномочия органа, принявшего оспариваемое решение.
Принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения признаются самостоятельными категориями земель Российской Федерации.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого решения) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Указанной нормой закона определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
В части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Часть 4 статьи 4.1 названного закона устанавливает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта.
Частью 5 указанной статьи предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится населенный пункт, в границы которого заявитель просит включить земельный участок, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления от органа местного самоуправления документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта или отказывает в принятии решения.
Суд первой инстанции по материалам дела установил, что при принятии оспариваемого решения Советом народных депутатов района фактически был осуществлен перевод спорных земельных участков из категории "земли промышленности..." в категорию "земли населенных пунктов" в отсутствие надлежащей процедуры перевода земель из одной категории в другую, установленной Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Материалами дела подтверждается, что вопрос о переводе спорных земельных участков из земель промышленности в земли населенного пункта не рассматривался до принятия оспариваемого решения о включении этих земельных участков в границы населенного пункта.
Как установлено судом, в обращении главы Кемеровского муниципального района к Совету народных депутатов района о внесении изменений в схему территориального планирования не приведено обоснование о необходимости включения спорных земельных участков в границы населенного пункта.
При рассмотрении дела Совет народных депутатов района и Коллегия администрации также не подтвердили целесообразность и необходимость включения в границы населенного пункта спорных земельных участков, на которых находятся принадлежащие ОАО "Кузбассразрезуголь" сезонные установки для обогащения разубоженной горной массы.
В государственный кадастр недвижимости изменения относительно категории земельных участков внесены на основании оспариваемого решения Совета народных депутатов района от 30.11.2011 N 558 о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта.
При указанных обстоятельствах, решение Совета народных депутатов района в оспариваемой части принято при несоблюдении требований действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, рассмотрены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде, не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании положений закона и по существу направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При проверке материалов дела не нашли своего подтверждения доводы подателей жалоб о неправильном применении законодательства и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 по делу N А27-20147/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N А27-20147/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А27-20147/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района и Коллегии администрации Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 (судьи Аникина Н.А., Гуль Т.И., Ходякова О.С.) по делу N А27-20147/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, г. Кемерово, Пионерский бульвар, 4, А, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090)
к Совету народных депутатов Кемеровского муниципального района (650000, г. Кемерово, ул. Совхозная, 1а, ОГРН 1064250010153, ИНН 4205049090)
о признании недействующим нормативного акта в части. Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии", Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово, прокурор Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина Н.А.) в заседании участвовали представители:
- от Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района - Кадошников С.Ф. по доверенности от 14.01.2013 N 2;
- от Коллегии администрации Кемеровской области - Топоривская Т.А. по доверенности от 21.02.2013;
- от открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Чевтайкина Н.А. по доверенности от 23.12.2010;
- от прокуратуры Кемеровской области - Фазульянова А.Б., служебное удостоверение, согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету народных депутатов Кемеровского муниципального района, о признании недействующим пункта 3 решения Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровского района" в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района как несоответствующего нормам Земельного кодекса Российской Федерации (пункта 1 статьи 8), Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (статьи 8, 15), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (статья 4.1.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Коллегия администрации Кемеровской области (далее - Коллегия администрации).
Определением суда от 19.12.2012 к участию в деле привлечен прокурор Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района (далее - Совет народных депутатов района) и Коллегия администрации в кассационном порядке оспорили решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просили принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По утверждению подателей кассационных жалоб со ссылкой на пункт 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пункт 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8, 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включение и исключение земельных участков из границ, в границы населенного пункта является одним из способов внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района; оспариваемым решением было произведено изменение границ населенного пункта, а не изменение категории спорных земельных участков, включенных в границы населенного пункта. Податели кассационных жалоб указывают, что изменение схемы территориального планирования и перевод земельных участков из одной категории в другую категорию, несмотря на положения статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, являются различными правовыми конструкциями и не могут подменять друг друга.
Совет народных депутатов района считает не основанным на нормах закона вывод суда о нарушении положений пункта 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого решения.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и прокурор в представленных отзывах отклонили доводы кассационных жалоб, просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что при принятии оспариваемого решения был осуществлен перевод спорных земельных участков из категории "земли промышленности..." в иную категорию "земли населенных пунктов" в нарушение процедуры перевода земель из одной категории в другую, установленной Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
В судебном заседании представители Совета народных депутатов района и Коллегии администрации поддержали доводы и требования, изложенные в своих кассационных жалобах, а представители ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и прокуратуры высказались против удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителя ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" является собственником сезонных установок для обогащения разубоженной горной массы (КНС 1 и КНС 2), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31.
Названные земельные участки используются обществом на праве аренды в соответствии с договорами аренды земельных участков от 15.10.2002 за N 00-1047-ю/н и N 01-1098-ю/н для добычи угля.
Исходя из сведений, содержащихся в кадастровых паспортах, разрешенным использованием земельных участков указана обогатительная установка. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта..." с видом разрешенного использования для добычи угля.
Из письма филиала Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 15.08.2012 N 04-08/3764 обществу стало известно, что Советом народных депутатов района принято решение от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровского района", пунктом 3 которого указано включить земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района.
В связи с включением названных земельных участков в границы земель населенного пункта ФГБУ "ФКП Росреестр" на основании заявлений администрации Кемеровского муниципального района от 13.03.2012 N 42-0-1-21/3031/2012-4049, N 42-0-1-21/3031/2012-4051, N 42-0-1-21/3031/2012-4053 приняло решения о внесении изменений категории земель земельных участков: с категории "земли промышленности" на категорию "земли населенных пунктов". В результате изменения категории земель значительно увеличилась кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Считая указанное решение от 30.11.2011 N 558 в части пункта 3 о включении земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:25, 42:04:0206002:30, 42:04:0206002:31 в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района не соответствующим закону и нарушающим его права и обязанности как правообладателя этих земельных участков, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения от 30.11.2011 N 558 в указанной части.
Арбитражный суд, применив положения статей 7, 8, 83, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статей 1, 2, 5, пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда соответствующими установленным обстоятельствам по делу и не противоречащими действующему законодательству.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По данному делу не оспариваются полномочия органа, принявшего оспариваемое решение.
Принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения признаются самостоятельными категориями земель Российской Федерации.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого решения) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Указанной нормой закона определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
В части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Часть 4 статьи 4.1 названного закона устанавливает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта.
Частью 5 указанной статьи предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится населенный пункт, в границы которого заявитель просит включить земельный участок, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления от органа местного самоуправления документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта или отказывает в принятии решения.
Суд первой инстанции по материалам дела установил, что при принятии оспариваемого решения Советом народных депутатов района фактически был осуществлен перевод спорных земельных участков из категории "земли промышленности..." в категорию "земли населенных пунктов" в отсутствие надлежащей процедуры перевода земель из одной категории в другую, установленной Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Материалами дела подтверждается, что вопрос о переводе спорных земельных участков из земель промышленности в земли населенного пункта не рассматривался до принятия оспариваемого решения о включении этих земельных участков в границы населенного пункта.
Как установлено судом, в обращении главы Кемеровского муниципального района к Совету народных депутатов района о внесении изменений в схему территориального планирования не приведено обоснование о необходимости включения спорных земельных участков в границы населенного пункта.
При рассмотрении дела Совет народных депутатов района и Коллегия администрации также не подтвердили целесообразность и необходимость включения в границы населенного пункта спорных земельных участков, на которых находятся принадлежащие ОАО "Кузбассразрезуголь" сезонные установки для обогащения разубоженной горной массы.
В государственный кадастр недвижимости изменения относительно категории земельных участков внесены на основании оспариваемого решения Совета народных депутатов района от 30.11.2011 N 558 о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта.
При указанных обстоятельствах, решение Совета народных депутатов района в оспариваемой части принято при несоблюдении требований действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, рассмотрены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде, не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании положений закона и по существу направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При проверке материалов дела не нашли своего подтверждения доводы подателей жалоб о неправильном применении законодательства и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2013 по делу N А27-20147/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)