Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 09АП-35824/2013 ПО ДЕЛУ N А40-132658/12

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 09АП-35824/2013

Дело N А40-132658/12

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей Бекетовой И.В.
Каменецкого Д.В.
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-132658/2012 судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж" (ОГРН 1027700148497; 111558, г. Москва, Архангельский пер., д. 11/16, стр. 2), ЗАО "ЦЭМ" (ОГРН 1057748668493; 107497, г. Москва, ул. Монтажная, д. 7, стр. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителей: ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж", Гуложенкова Е.В. по дов. от 10.07.2013
ЗАО "ЦЭМ", Гуложенкова Е.В. по дов. от 10.07.2013
от ответчика: Леонова Т.А. по дов. от 27.02.2013

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 было удовлетворено заявление ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж" и ЗАО "ЦЭМ" (далее - заявители) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, вл. 7, стр. 1 с кадастровым номером 77:03:0002009:3, оформленный письмом от 05.07.2012 N 33-5-10236/12-(0)-1.
Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы подготовить и направить в адрес ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж" и ЗАО "ЦЭМ" проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, вл. 7, стр. 1 с кадастровым номером 77:03:0002009:3 по цене, составляющей 20% кадастровой стоимости, в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Департамент городского имущества города Москвы как правопреемник ДЗР не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает указанный судебный акт, необоснованным и подлежащим отмене.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу заявителями не представлены.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что оспариваемый отказ является именно отказом в приеме документов, а не отказом в предоставлении государственной услуги; вопрос о предоставлении заявителю земельного участка в собственность по существу не рассматривался.
Пояснил, что в представленном в Департамент комплекте документов отсутствовали документы, подтверждающие имущественные права, а именно, выписки из ЕГРП о правах на здания строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке.
Отметил, что с учетом установленных сроков принятия решений об утверждении схемы расположения земельного участка и оформления договора купли-продажи земельного участка отсутствует возможность заключения договора купли-продажи земельного участка на льготных условиях.
Представитель заявителей в судебном заседании выразил единую правовую позицию, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что в Департамент были представлены все необходимые документы для подтверждения права собственности на объекты недвижимого имущества, а непредставление документов на здание, не принадлежащее заявителям, не может служить основанием для отказа в заключении договора купли-продажи.
Полагает не основанными на законе ссылки Департамента на непредставление документов, позволяющих сделать выводы об отсутствии пересечений земельных участков.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж" и ЗАО "ЦЭМ" являются собственниками нежилых помещений в здании, расположенном на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, вл. 7, стр. 1 площадью 3 294 кв. м с кадастровым номером 77:03:0002009:3.
29.06.2012 ЗАО Фирма "Центроэлектромонтаж" и ЗАО "ЦЭМ" обратились в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5-10236/12-(0)-0) на оформление договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, вл. 7, стр. 1 с кадастровым номером 77:03:0002009:3.
Письмом ДЗР г. Москвы от 05.07.2012 N 33-5-1023б/12-(0)-1 в оформлении договора купли-продажи было отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих имущественные права на строение 11, находящееся на истребуемом земельном участке.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый отказ ДЗР г. Москвы в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, вл. 7, стр. 1 с кадастровым номером 77:03:0002009:3, оформленный письмом от 05.07.2012 N 33-5-10236/12-(0)-1, неправомерен, принят с нарушениями норм Земельного кодекса Российской Федерации, тем самым нарушает охраняемые права и интересы заявителей.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию данных земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Указанный перечень документов является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
На основании постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности. В соответствии с указанным Положением к полномочиям Департамента относится принятие правовых актов, решений, в том числе: о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков в собственность Департаментом установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
На основании вышеуказанного регламента предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений осуществляется на основании исчерпывающего перечня документов в срок, не превышающий 30 календарных дней. Заявителями в службу "одного окна" Департамента для приобретения земельного участка в собственность был подан комплект документов, соответствующий требованиям федерального законодательства и вышеуказанного Административного регламента.
Анализируя содержание оспариваемого отказа, суд правильно установил, что в качестве причины отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих имущественные права заявителей на строение 11, частично расположенное на испрашиваемом земельном участке.
Исследуя материалы дела, суд обоснованно обратил внимание на то, что в связи с необходимостью корректировки границ земельного участка (процедура раздела), предоставленного ранее на основании договора аренды от 19.11.1996 N М-03-007192, с целью исключения из границ земельного участка, не принадлежащего заявителям строения 11, заявители 19.06.2012 обратились в службу "одного окна" ДЗР с заявлением на выдачу распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно посчитал, что инициированная заявителями процедура раздела земельного участка с целью исключения из границ земельного участка не принадлежащего заявителям строения 11 согласно постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП по сути является процедурой постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в новых границ и осуществляется в рамках государственной услуги - "выдача распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В связи с этим, суд обоснованно отметил, что поскольку в силу закона Департамент является органом, уполномоченным принимать решение о продаже земельного участка, в рамках подобного обращения обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать ее заявителю для осуществления последним кадастровых работ для осуществления кадастрового учета возникает у Департамента.
Соответственно, как правильно посчитал суд, подача отдельного заявления с требованием об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории при указанных обстоятельствах не требуется.
Оценивая материалы дела, суд правомерно констатировал, что поскольку в Департамент заявителями были поданы документы и на оформление договора купли-продажи земельного участка и на раздел земельного участка, с целью исключения из границ участка здания, не принадлежащего заявителям, то Департамент обладал всеми необходимыми документами, чтобы в рамках своих полномочий подготовить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории (произвести раздел земельного участка), направить данные документы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка для заявителей.
При этом, в силу ч. 5 ст. 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В соответствии со статьей 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае основания для отказа в выдаче запрашиваемого документа отсутствуют.
Также обоснованно суд обратил внимание на то, что в силу статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений до 1 июля 2012 года, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене 20 (двадцать) процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Исходя из указанных норм, суд правомерно посчитал, что заявители, подавая заявление на оформление договора купли-продажи земельного участка в службу "одного окна" 19.06.2012, имели право на приобретение данного участка по цене 20% от его кадастровой стоимости.
Указывая на отсутствие установленных законом оснований для заключения договора купли-продажи земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителем здания, суд обоснованно учитывал и наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-132659/12-139-1281, которым удовлетворены требования заявителей о признании незаконным отказа ДЗР города Москвы в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по указанному адресу для целей раздела земельного участка путем исключения из границ земельного участка части строения 11.
Оценивая доводы Департамента о непредставлении имущественных документов на строение 11, а также документов, устанавливающие функциональное назначение строения, суд правильно указал на то, что данные документы не могли быть представлены заявителями, поскольку строение 11 им не принадлежит.
Также обоснованно суд не принял довод Департамента о том, что заявители не обосновали границы земельного участка как необходимого для целей его деятельности.
При этом, суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, согласно которой из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьи 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Соответственно, определение границ земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителям здания, должно осуществляться при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Как указывалось вышеуказанные действия в силу закона должны быть осуществлены Департаментом и являются одним из этапов в процессе приобретения прав собственности заявителей на земельный участок на основаниях и в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В части взыскания расходов на оплату услуг представителя решение суда первой инстанции Департаментом в апелляционном порядке не обжалуется.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-132658/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)