Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А43-19546/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А43-19546/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области 31.10.2012
по делу N А43-19546/2012,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Сатурн" (603001, г. Нижний Новгород, пер. Вахитова, д. 10; ОГРН 1025203031941; ИНН 5260942690) о признании незаконным бездействия и решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Сатурн" - Курицыной Н.Х. по доверенности от 20.01.2013 сроком действия до 31.12.2013,
и
установил:

открытое акционерное общество "Сатурн" (далее - Общество, ОАО "Сатурн") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 02.05.2012 N 311-05-17-8141/12 решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерства, Мингосимущества, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 685 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пер. Вахитова, 10, а также бездействия, выразившегося в неизготовлении и невыдаче схемы расположения обозначенного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Одновременно заявитель просил суд обязать Мингосимущества изготовить, утвердить и выдать Обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Изложенное в письме от 02.05.2012 N 311-05-17-8141/12 решение Мингосимущества об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 685 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пер. Вахитова, 10, признано незаконным; также признано незаконным и оспариваемое бездействие Министерства. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня принятия настоящего решения изготовить, утвердить и выдать ОАО "Сатурн" схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Не согласившись с принятым решением, Мингосимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Министерства, возложение на него обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка, а также установленный двухнедельный срок по ее изготовлению, утверждению и выдаче, противоречит порядку взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам земельного законодательства.
Министерство ходатайствует о проведении судебного заседания без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 15.04.1998 серии УР N 042064 и от 24.02.2012 серии 52АД N 324321 ОАО "Сатурн" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: административное здание и административно-производственное здание.
Право собственности на указанные объекты недвижимости возникло на основании Плана приватизации государственной производственно-коммерческой фирмы "Сатурн", утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области от 16.02.1995.
Согласно пункту 16 раздела II Плана приватизации размер земельного участка, расположенного в пер. Вахитова, д. 10, на склоне горы к реке Волга в г. Нижнем Новгороде, 900 кв. м, абсолютная отметка 89.490.
Распоряжением администрации г. Нижнего Новгорода от 16.08.1999 N 1317-р приватизированный земельный участок разделен на 3 (три) земельных участка с кадастровыми номерами 52:18:0060028:13, 52:18:0060028:14 и 52:18:0060028:15, которые согласно условиям договоров от 03.11.1999 N 02204/06, от 31.08.2001 N 02206/06 и от 22.07.2011 N 18-2956 предоставлены ОАО "Сатурн" в аренду.
В связи с тем, что первоначально земельный участок был сформирован и использовался для эксплуатации единого объекта недвижимого имущества, Общество обратилось в Мингосимущества с заявлением о даче согласия на объединение трех земельных участков в единый, и о предоставлении единого земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет, приложив необходимый пакет документов.
Поскольку испрашиваемый Обществом земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, ОАО "Сатурн" направил Министерству заявление от 06.04.2012 входящий N 8989 о согласовании межевого плана земельного участка по объединению трех земельных участков в один.
Письмом от 02.05.2012 N 311-05-17-8141/12 Министерство уведомило Общество об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, обосновав свое решение истечением срока действия одного из договоров аренды (от 31.08.2001 N 02206/06), одновременно предложив продлить срок действия указанного договора аренды.
Письмом от 18.05.2012 N 311-17-9234/12 Министерство проинформировало Общество о подготовке обращения в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода для разработки постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. При этом уполномоченный орган не приложил документы, касающиеся рассмотрения вопроса об объединении земельных участков, не направил документы с межевым планом, а возвратил все приложенные Обществом документы.
Полагая, что такие решение и действия уполномоченного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность своего решения и бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Следовательно, ОАО "Сатурн" правомерно обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, как в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками в Нижегородской области.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Кодекса).
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Сатурн" на праве собственности, находящиеся у него на балансе и используемые в целях осуществления предпринимательской деятельности.
При обращении в уполномоченный орган Общество приложило к заявлению необходимый пакет документов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе доказательства, подтверждающие факт того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности (План приватизации и иные документы о приватизации в отношении правопредшественника Общества).
Таким образом, ОАО "Сатурн" при обращении в орган местного самоуправления выполнило все требования действующего законодательства и представило все необходимые документы, подтверждающие его право на получение в аренду обозначенного земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность (аренду) в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены статьями 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приведенные Министерством в оспариваемом решении основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не предусмотрены вышеуказанными правоположениями.
Таким образом, решение Министерства об отказе ОАО "Сатурн" в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды является преждевременным и незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленного требования.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, в соответствии с которым Министерство как уполномоченный орган должно совершить определенные действия, направленные, в том числе и на формирование испрашиваемого земельного участка.
Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, каким способами орган государственной власти может сформировать земельный участок.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из анализа положений статей 22, 28, 38, 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для изготовления кадастрового паспорта земельного участка необходимый межевой план, оформляемый на основании утвержденной уполномоченным органом схемы земельного участка.
Таким образом, осуществить кадастровый учет земельного участка заявитель сможет только по получении от собственника земельного участка схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода по вопросу объединения земельных участков еще 19.08.2009 выразил свое положительное мнение о возможности объединить в один три земельных участка под объектами недвижимости Общества.
Таким образом, неизготовление, неутверждение и невыдача в установленный срок ОАО "Сатурн" схемы расположения земельного участка является незаконным бездействием Министерства, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также влечет удовлетворение заявленного требования.
В нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерство не представило надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность оспариваемых решения и бездействия.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные ОАО "Сатурн" требования.
При установленных обстоятельствах дела и предмете спора суд первой инстанции с учетом положений частей 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2012 по делу N А43-19546/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины как орган, выступающий в защиту государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2012 по делу N А43-19546/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)