Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мирсаяпов А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей С.Н. Захаровой и Ш.Ш. Гафиятуллина,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.Н. Захаровой гражданское дело по кассационной жалобе представителя П. - Е. на решение Альметьевского городского суда РТ от 19 июля 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований П. к Альметьевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя П. - Е., поддержавшего доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к Альметьевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
В обоснование иска указала, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 18.04.2002 года ей принадлежит земельный участок общей площадью., кадастровый номер N, находящийся по адресу: . На указанном земельном участке расположен построенный ею торговый павильон, на который имеется технический паспорт. 20.05.2011 года П. обратилась в Альметьевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный торговый павильон. 02.06.2011 года ею получено уведомление о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на необходимость предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию. 04.07.2011 года истцом получен отказ в государственной регистрации права собственности на объект.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан с иском не согласилась.
Представители Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства" иск не поддержали.
Представитель Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В кассационной жалобе П. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что Исполком города Альметьевска не выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому требования Управления Росреестра необоснованны.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзацами 4 и 10 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Исходя из пункта 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска РТ от 17.12.1997 года N N частным предпринимателям Т. и П. был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью N под установку торгового павильона по улице города.
Постановлением администрации от 29.03.2002 года N N П. был предоставлен дополнительный земельный участок площадью 27 кв. м для реконструкции торгового павильона, при этом общая площадь арендуемого участка составила
На основании данного постановления 18.04.2002 года между Минземимуществом Республики Татарстан и ЧП П. был заключен договор аренды названного земельного участка, срок действия которого был пролонгирован с П. до 25.05.2012 года.
11 ноября 2004 года П. было получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ на реконструкцию торгового павильона.
Кроме того, ею было получено заключение Управления архитектуры и градостроительства по проекту реконструкции торгового павильона от 04.06.2004 года, а также архитектурно-планировочное задание от 25.05.2004 года на проектирование реконструкции торгового павильона.
Как следует из пояснений представителя истца, реконструкция упомянутого объекта была завершена в 2004-2005 годах, как до, так и после реконструкции торговый павильон являлся объектом недвижимого имущества, он неразрывно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно.
20.05.2011 года П. обратилась в Альметьевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышепоименованный торговый павильон, приложив, в том числе технический паспорт на торговый павильон и документы, подтверждающие право владения и пользования земельным участком под ним. При этом разрешение на выполнение строительно-монтажных работ П. приложено не было, что ее представителем в судебном заседании не оспаривалось.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан в ходе судебного разбирательства пояснила, что о наличии у П. разрешения на выполнение строительно-монтажных работ они не знали, в случае его представления наряду с техническим паспортом и актом ввода объекта в эксплуатацию, регистрация права собственности на торговый павильон была бы произведена.
Как видно из сообщения Управления Росреестра по Республике Татарстан от 01.07.2011 года истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на торговый павильон на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации по мотиву не представления на регистрацию разрешений на строительство и ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции правильно установил, что заявленные П. требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На спорный объект РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан изготовлен технический паспорт, инвентарный NN, согласно которому здание торгового павильона имеет бетонный ленточный фундамент, прочно связанный с землей, к зданию подведены санитарно-технические и электротехнические устройства; 14.02.2000 дочерним предприятием БТИ было выдано свидетельство о присвоении кадастрового номера упомянутому объекту недвижимости.
Таким образом, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о создании объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 7 "Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 технической инвентаризации подлежат только объекты капитального строительства, что относит их к объектам недвижимого имущества.
Поскольку спорный торговый павильон является объектом капитального строительства, для регистрации права собственности на него истцу необходимо было представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав разрешение на строительство (разрешение на выполнение строительно-монтажных работ) и разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований П. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, так как для регистрации права собственности на торговый павильон необходимо было предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы. Отказ государственного органа или органа местного самоуправления в выдаче заявителю таких документов может быть обоснован в установленном законом порядке.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы заинтересованного лица судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда РТ от 19 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П. - Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 01.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10675/2011
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу N 33-10675/2011
Судья: Мирсаяпов А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей С.Н. Захаровой и Ш.Ш. Гафиятуллина,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.Н. Захаровой гражданское дело по кассационной жалобе представителя П. - Е. на решение Альметьевского городского суда РТ от 19 июля 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований П. к Альметьевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя П. - Е., поддержавшего доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к Альметьевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
В обоснование иска указала, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 18.04.2002 года ей принадлежит земельный участок общей площадью., кадастровый номер N, находящийся по адресу: . На указанном земельном участке расположен построенный ею торговый павильон, на который имеется технический паспорт. 20.05.2011 года П. обратилась в Альметьевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный торговый павильон. 02.06.2011 года ею получено уведомление о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на необходимость предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию. 04.07.2011 года истцом получен отказ в государственной регистрации права собственности на объект.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан с иском не согласилась.
Представители Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства" иск не поддержали.
Представитель Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В кассационной жалобе П. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что Исполком города Альметьевска не выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому требования Управления Росреестра необоснованны.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзацами 4 и 10 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Исходя из пункта 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска РТ от 17.12.1997 года N N частным предпринимателям Т. и П. был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью N под установку торгового павильона по улице города.
Постановлением администрации от 29.03.2002 года N N П. был предоставлен дополнительный земельный участок площадью 27 кв. м для реконструкции торгового павильона, при этом общая площадь арендуемого участка составила
На основании данного постановления 18.04.2002 года между Минземимуществом Республики Татарстан и ЧП П. был заключен договор аренды названного земельного участка, срок действия которого был пролонгирован с П. до 25.05.2012 года.
11 ноября 2004 года П. было получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ на реконструкцию торгового павильона.
Кроме того, ею было получено заключение Управления архитектуры и градостроительства по проекту реконструкции торгового павильона от 04.06.2004 года, а также архитектурно-планировочное задание от 25.05.2004 года на проектирование реконструкции торгового павильона.
Как следует из пояснений представителя истца, реконструкция упомянутого объекта была завершена в 2004-2005 годах, как до, так и после реконструкции торговый павильон являлся объектом недвижимого имущества, он неразрывно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно.
20.05.2011 года П. обратилась в Альметьевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышепоименованный торговый павильон, приложив, в том числе технический паспорт на торговый павильон и документы, подтверждающие право владения и пользования земельным участком под ним. При этом разрешение на выполнение строительно-монтажных работ П. приложено не было, что ее представителем в судебном заседании не оспаривалось.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан в ходе судебного разбирательства пояснила, что о наличии у П. разрешения на выполнение строительно-монтажных работ они не знали, в случае его представления наряду с техническим паспортом и актом ввода объекта в эксплуатацию, регистрация права собственности на торговый павильон была бы произведена.
Как видно из сообщения Управления Росреестра по Республике Татарстан от 01.07.2011 года истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на торговый павильон на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации по мотиву не представления на регистрацию разрешений на строительство и ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции правильно установил, что заявленные П. требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На спорный объект РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан изготовлен технический паспорт, инвентарный NN, согласно которому здание торгового павильона имеет бетонный ленточный фундамент, прочно связанный с землей, к зданию подведены санитарно-технические и электротехнические устройства; 14.02.2000 дочерним предприятием БТИ было выдано свидетельство о присвоении кадастрового номера упомянутому объекту недвижимости.
Таким образом, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о создании объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 7 "Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 технической инвентаризации подлежат только объекты капитального строительства, что относит их к объектам недвижимого имущества.
Поскольку спорный торговый павильон является объектом капитального строительства, для регистрации права собственности на него истцу необходимо было представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав разрешение на строительство (разрешение на выполнение строительно-монтажных работ) и разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований П. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, так как для регистрации права собственности на торговый павильон необходимо было предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы. Отказ государственного органа или органа местного самоуправления в выдаче заявителю таких документов может быть обоснован в установленном законом порядке.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы заинтересованного лица судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда РТ от 19 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П. - Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)