Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.01.2013 N Ф03-6242/2012 ПО ДЕЛУ N А51-4601/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. N Ф03-6242/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, С.Н. Новиковой
при участии
- от заявителя: представитель Бурлеева М.Н., по доверенности от 12.07.2012 N 7/445;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012
по делу N А51-4601/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.А. Левченко, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, Г.М. Грачев
По заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала Приморские тепловые сети
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании действий незаконными, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (адрес - город Владивосток, улица Западная, 29; ОГРН - 1051401746769; далее - ОАО "ДГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА города Владивостока, Управление, ответчик) выразившихся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и об обязании УГА города Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка, находящегося в городе Владивостоке под Теплотрассой N 01 производственно-теплового комплекса Северного района города Владивостока в составе участка теплотрассы по улице Русская (лит. Т4), теплотрассы (лит. Т7), теплотрассы (лит. Т11), общей площадью 1615 кв. м с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок.
Решением суда от 18.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка под указанные объекты недвижимости.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 решение от 18.07.2012 отменено, требования общества удовлетворены в полном объеме.
При этом суд апелляционной инстанции признал оспариваемый отказ УГА города Владивостока не соответствующим требованиям земельного законодательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Управления, считающего постановление от 16.10.2012 необоснованным.
Заявитель полагает, что по изложенным причинам у УГА города Владивостока отсутствовали основания для утверждения схемы испрашиваемого обществом земельного участка.
ОАО "ДГК" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам изложенным в отзыве.
Проверив правильность примененных судами обеих инстанций норм материального и процессуального права кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА N 778451, выданному Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 31.12.2006 (регистрационная запись 25-25-01/212/2006248), ОАО "ДГК" на праве собственности принадлежит участок теплотрассы по улице Русской (лит. Т4), теплотрасса (лит. Т7), теплотрасса (лит.Т11), расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Северный район, кадастровый или условий номер 25:28:000000:00:05001/0.
Заявитель 25.10.2011 обратился в УГА города Владивостока с заявлением (вх. N 31363сп) об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в городе Владивостоке под Теплотрассой N 01 Производственнотеплового комплекса Северного района города Владивостока в составе: участка теплотрассы по ул. Русская (лит.Т4), теплотрассы (лит.Т7), теплотрассы (лит.Т11), общей площадью 1 615 кв. м с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок.
Письмом от 16.02.2012 от 31363сп УГА города Владивостока ответило отказом на вышеуказанное обращение, указав, что у собственников земельных участков, на которых произведено строительство объектов трубопроводного транспорта, возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов, а поскольку указанные заявителем объекты построены и зарегистрированы в установленном порядке, какое-либо дальнейшее оформление земельных участков для эксплуатации данных объектов не предусмотрено.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за своей счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Исходя из приведенных норм земельного законодательства, предоставление земельного участка осуществляется только в отношении того участка, границы которого определены в установленном законом порядке. Поэтому до его предоставления необходимо сформировать земельный участок. При этом утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов такого формирования, которое осуществляется с учетом зонирования, условий использования соответствующей территории, корректировки границ и площади в отношении испрашиваемого земельного участка.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, формирование земельного участка осуществляется с учетом правил статьи 36 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае, в обоснование оспариваемых в рамках настоящего дела действий ответчика по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, Управлением указано на то, что действующим законодательством не предусмотрено оформление земельных участков, для эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Данный отказ был признан правомерным судом первой инстанции по тем же мотивам.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, законом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка в аренду в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
Отказывая заявителю в формировании земельного участка, УГА города Владивостока, фактически, исходило из отсутствия оснований для предоставления земельного участка в аренду в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Однако апелляционным судом выяснено, что решение вопроса о возможности и целесообразности приобретения заявителем спорного земельного участка на том или ином праве не входит в компетенцию УГА города Владивостока в соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края".
Вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка согласно названным нормам закона может решаться только после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет, и с учетом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что УГА города Владивостока обязано было на основании заявления ОАО "ДГК" утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку действия ответчика выразившееся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка не соответствуют положениям пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, то настоящие требования заявителя удовлетворены судом апелляционной инстанции правомерно согласно пунктам 2 и 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат сведений о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права, поэтому она удовлетворению, а обжалованный судебный акт изменению, не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу N А51-4601/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Е.ЛОБАРЬ

Судьи
И.А.ТАРАСОВ
С.Н.НОВИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)