Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.12.2012 N 33-5748/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. N 33-5748/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Киреевой И.А., Рогачевой В.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Город Коммунар" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - И. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора Ленинградской области об обязании администрации МО "Город Коммунар" Гатчинского муниципального района Ленинградской области обустроить пешеходные тротуары вдоль автомобильных дорог.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя администрации МО "Город Коммунар" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Гатчинский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к администрации МО "Город Коммунар" об обязании обустроить пешеходные тротуары вдоль автомобильных дорог по <...> <...>, места для парковки транспорта возле <...> по <...> в <...> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52765-2007.
В обоснование требований указал, что при проверке, проводимой по коллективному заявлению жителей <...> в <...> установлено, что на всем протяжении указанных улиц отсутствуют пешеходные тротуары, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52765-2007. В <...> расположен магазин ООО <...> с площадью торговых залов более <...>. Выделенные и обустроенные места для парковки транспортных средств отсутствуют. Состояние дороги не соответствует ГОСТ Р 50597-93. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности, администрация МО "Город Коммунар" ненадлежащим образом исполняет обязанности, предусмотренные п. 5 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также Уставом МО "Город Коммунар", что нарушает права неопределенного круга лиц в части безопасности дорожного движения.
В ходе производства по делу прокурор отказался от исковых требований в части обязания администрации МО "Город Коммунар" обустроить места для парковки транспорта у <...> в <...>, отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Судом постановлено решение, которым администрация МО "Город Коммунар" Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана обустроить пешеходные тротуары вдоль автомобильных дорог по <...> в <...> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52765-2007.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО "Город Коммунар", ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, вынесенного с нарушением норм материального права, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Считает, что суд проигнорировал обстоятельства и положения законодательства, имеющие существенное значение для принятия решения. Дорога передана в муниципальную собственность без тротуаров, узость дороги, сточные канавы, находящиеся по обеим ее сторонам, а также нахождение земельных участков под расположенными за канавами домами частного сектора в частной собственности, не позволяют обустроить пешеходные тротуары. Дороги спроектированы и построены до 1997 года, требований о наличии тротуаров тогда не было. ГОСТ Р 52765-2007 принят в 2007 году. В 2011 году дороги были отремонтированы, оборудование пешеходных тротуаров приведет к необходимости понести необоснованные затраты средств бюджета муниципального образования.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П. 5 ст. 5 Устава МО город Коммунар Гатчинского муниципального района (новая редакция) определено, что к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с 3.14 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация. ГОСТ Р 52765-2007" тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Исходя из п. 4.3 ГОСТ Р52765-2007 средствами организации движения пешеходов и велосипедистов являются тротуары и пешеходные дорожки. Согласно п. 11.2.3 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", введенных в действие и рекомендованных к применению с 01.07.2002 распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 N ОС-557-р, в населенных пунктах городского типа тротуары следует устраивать в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) отражено, что тротуары располагаются с двух сторон дороги. Расположение тротуара с одной стороны дороги допускается только при односторонней застройке.
В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара рекомендуется устраивать пешеходные ограждения или посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Кустарник не должен ограничивать боковую видимость.
Судом установлено, что <...> и <...> приняты в муниципальную собственность от ОАО <...> без тротуаров на основании постановления Главы МО "Город Коммунар" от <дата> N <...>.
Согласно актам обследования автомобильных дорог от <дата>, <дата> на всем протяжении улиц <...> <...> отсутствуют пешеходные тротуары в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р52677-2007, п. 6.18, табл. 8 СНиП 2.07.01-89*.
Суд установив, что спорные улицы являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах территории муниципального образования, на момент рассмотрения гражданского дела тротуарами вдоль указанных дорог не обустроены, правомерно удовлетворил требования прокурора, направленные на обеспечение реализации прав неопределенного круга лиц на безопасное передвижение.
То обстоятельство, что дороги спроектированы и построены до 1997 года, требований о наличии тротуаров тогда не было, не умаляет право граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, исходя из требований действующих правовых норм.
Ссылка в жалобе на произведенный ремонт дорог, тогда как оборудование пешеходных тротуаров приведет к необходимости проведения капитального ремонта дороги и к необоснованным затратам средств бюджета муниципального образования, не свидетельствует о наличии оснований к отмене решения суда, тем более, что на момент производства ремонтных работ - сентябрь 2011 года - дороги находились в муниципальной собственности, обустройство тротуаров, как составной части содержания дорог, являлось обязанностью администрации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Город Коммунар" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)