Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N А13-4882/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N А13-4882/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Мостостроительный трест N 6" Соколовой М.Г. по доверенности от 26.11.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2013 года по делу N А13-4882/2012 (судья Попова С.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Мостостроительный трест N 6" в лице филиала "Мостостроительный отряд N 61" (ОГРН 1027810273941; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - ФГБУ, Кадастровая палата) об обязании внести рыночную стоимость земельного участка в размере 63 150 625 руб., расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, 39-а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений производственного назначения, общей площадью 62 601 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0101006:282, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 31 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Истец в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Клубова, 39-а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений производственного назначения, общей площадью 62 601 кв. м с кадастровым номером 35:24:0101006:282, равной его рыночной стоимости в размере 63 150 652 руб.; обязать ответчиков внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 в размере 63 150 652 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчиков 7000 руб. за отчет оценщика, 20 000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы, 4000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято судом.
Решением от 11 марта 2013 года суд установил кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Клубова, 39-а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений производственного назначения, общей площадью 62 601 кв. м с кадастровым номером 35:24:0101006:282, равной его рыночной стоимости в размере 63 150 652 руб. Обязал ФГБУ внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 в размере 63 150 652 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований и требований к Управлению Росреестра отказано. С Кадастровой палаты в пользу Общества взысканы судебные расходы в размере 20 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Установив кадастровую стоимость земельного участка с момента вступления решения суда в законную силу, судом была изменена кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, что противоречит нормам действующего законодательства. В связи с тем, что на правоотношения, связанные с внесением в ГКН кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ссылки заявителя и суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 несостоятельны, так как на отношения, рассматриваемые в деле N 913/11, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом указанного Закона не мог. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27.12.2012, необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд. Кроме того, суд при вынесении решения руководствовался отчетом N 12-Р/65 от 27.03.2012, предоставленным истцом, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102006:282 установлена по состоянию на 27.03.2012, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012. Также в связи с отсутствием нарушения действиями ответчика прав истца судебные расходы должны быть отнесены на истца.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 общей площадью 62 601 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Клубова, 39-а. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.11.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 664483 (т. 1, л. 114).
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (в редакции от 05.04.2010) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 установлена в размере 222 706 187 руб. 55 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 27.03.2012 N 12-Р/65, выполненному оценщиком Кузнецовым Д.С., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282, определенная по состоянию на 27.03.2012, составляет 63 150 625 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования к Кадастровой палате законными, обоснованными и удовлетворил их. В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано. Вместе с тем требование истца о взыскании с ответчиков расходов на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в размере 7000 руб. оставлено судом без удовлетворения, поскольку данные расходы к категории судебных не относятся, понесены истцом до рассмотрения дела в суде.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Законом N 167-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Общество представило суду отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 12-Р/65, выполненный оценщиком Кузнецовым Д.С.
В целях подтверждения правильности и достоверности данных отчета оценщика определением суда от 28.09.2012 по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФГУП Ростехинвентаризация Федеральное БТИ Вологодский филиал Кузьминой Н.В.
На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы:
- соответствует ли отчет N 12-Р/65 оценщика Кузнецова Д.С. Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (135-ФЗ от 29.07.1998) и Федеральным стандартам оценки?
- соответствует ли стоимость земельного участка с кадастровым N 35:24:0101006:282, указанная в отчете N 12-Р/65, реальной рыночной стоимости этого земельного участка?
Согласно заключению эксперта N 006-2012 от 20.10.2012, выполненному экспертом Кузьминой Н.В., отчет N 12-Р/65 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, содержит ошибки, исправление которых не влечет за собой, по мнению эксперта, изменение стоимости объекта оценки, так как допущены в описательной части, в мотивировочной части ошибок не допущено; стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 соответствует реальной рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, оценив указанное экспертное заключение в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что отчет оценщика N 12-Р/65 отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности.
При таких обстоятельствах, суд установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282 в размере, равном его рыночной стоимости, - 63 150 652 руб.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В отношении довода апеллянта о том, что в настоящий момент актуальная кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 и составляет 70 854 315 руб. 84 коп., а Постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" с 18.01.2013 утратило силу, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом названной правовой позиции, а также того, что ретроспективный перерасчет кадастровой стоимости законодательно не установлен, спор, в результате которого судом устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0101006:282, выполненная оценщиком Кузнецовым Д.С., определена по состоянию на 27.03.2012.
Таким образом, с момента составления отчета независимого оценщика (27.03.2012) и до определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (02.06.2012) прошло 2 месяца 5 дней.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (в редакции от 22 октября 2010 года N 509) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Согласно заключению эксперта Кузьминой Н.В. от 20.10.2012 данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, определенная стоимость спорного земельного участка соответствует реальной рыночной стоимости.
Кроме того, во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в суд представлено информационное письмо лица, определившего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102006:282, из которого следует, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 02.06.2012 аналогична рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика N 12-Р/65 от 27 марта 2012 года.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Кадастровая палата, как орган наделенный полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости.
Требование истца о взыскании с ответчиков расходов на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в размере 7000 руб. обоснованно оставлено судом без удовлетворения, поскольку данные расходы к категории судебных не относятся, понесены истцом до рассмотрения дела в суде.
Расходы на проведение экспертизы и расходы по уплате государственной пошлины правомерно отнесены на Кадастровую палату в силу положений статьи 110 АПК РФ.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2013 года по делу N А13-4882/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА

Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)