Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N А32-28339/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N А32-28339/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 14.09.2012), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-28339/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м, расположенного в городе-курорте Анапе;
- - обязать территориальное управление принять решение о предоставлении в аренду обществу указанного земельного участка и направить обществу проект договора аренды (требования уточнены; т. 2, л.д. 49, 50).
В определении от 09.11.2012 суд первой инстанции указал на рассмотрение дела в порядке публичного производства (т. 1, л.д. 154).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013, ходатайство общества о восстановлении срока на оспаривание бездействия территориального управления и заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие территориального управления и обязал орган, осуществляющий публичные полномочия, направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м. С территориального управления в пользу общества взыскано 4 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что общество на праве собственности владеет объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0000000:2. Участок расположен в полосе отвода железной дороги и является собственностью Российской Федерации. На заявления общества от 06.02.2012 и от 24.07.2012 о предоставлении участка в долгосрочную аренду территориальное управление не отреагировало, что послужило основанием для обращения в суд. С учетом длящегося характера уклонения территориального управления от направления ответа заявителю суд восстановил обществу срок на обжалование бездействия (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). При проверке правомерности оспариваемого бездействия суды исходили из наличия у заявителя права на приобретение земельного участка, используемого для нужд транспорта (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статья 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264). Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему публичному органу суды отклонили со ссылкой на статью 29 Земельного кодекса, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374. Поскольку обязанность по предоставлению земельного участка возложена на территориальное управление, оно является тем публичным органом, на который должна быть возложена соответствующая обязанность. Наличие организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду с Росимуществом, не может служить основанием к отказу в заключении договора аренды. С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для признания бездействия территориального управления незаконным (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В порядке устранения допущенных нарушений на территориальное управление возложена обязанность по направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 (т. 2, л.д. 61, 114).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Территориальное управление полагает, что суды неправильно определили уполномоченный орган, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям. Согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы (пункты 1 и 4 Положения о Росимуществе). Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению Росимущества. Данный приказ недействительным в установленном порядке не признан и является обязательным для территориального управления. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь Росимущество к участию в деле. Материалы дела подтверждают, что территориальное управление письмами от 28.04.2012 и от 24.09.2012 направило в Росимущество документы общества, просило рассмотреть вопрос о возможности заключения с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2. Поручение Росимущества о заключении договора аренды в адрес территориального управления не поступало. В отсутствие соответствующего поручения Росимущества территориальное управление не может принять решение о предоставлении участка обществу в аренду. В случае понуждения территориального управления заключить договор аренды без поручения Росимущества, такая сделка будет отвечать критериям недействительности (статья 174 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения. Следовательно, основания к принуждению территориального управления к заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению общества, довод территориального управления о неправильном определении судебными инстанциями государственного органа, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям, несостоятелен. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. Письмами Росимущества от 19.06.2009 N ПП-10/15405 и от 07.08.2012 N ПП-10/31272 с целью приведения земельных отношений с обществом в соответствие с законодательством Российской Федерации территориальным управления предписано (поручено) заключать договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры общества. Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10, территориальное управление является уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в аренду обществу спорного земельного участка. Не основан на представленных обществом в дело доказательствах (свидетельствующих о длительном бездействии уполномоченного органа по вопросу заключения договора аренды) и довод территориального управления о недоказанности факта уклонения (отказа от заключения) соответствующего договора.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции представителей не направило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество является собственником объектов недвижимости, предназначенных для обеспечения деятельности организации железнодорожного транспорта и расположенных в городе-курорте Анапе, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 26-82).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 09.01.2013 следует, что для эксплуатации зданий и сооружений железной дороги из земель промышленности и иного специального назначения сформирован земельный участок (единое землепользование) площадью 3 992 177 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 23:37:0000000:2 (т. 2, л.д. 52-55).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:2 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2003 (т. 1, л.д. 11).
6 февраля 2012 года общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2. В качестве приложения общество представило в территориальное управление регистрационные документы юридического лица, правоподтверждающие документы на объекты недвижимости, а также кадастровую выписку о земельном участке (т. 1, л.д. 23, 24).
В письме от 24.07.2012 общество просило территориальное управление рассмотреть прилагаемую редакцию договора аренды (т. 1, л.д. 25). Предложенный обществом проект договора аренды территориальное управление не подписало.
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
При разрешении спора суд (с учетом длящегося характера бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия) пришел к выводу о наличии оснований для восстановления обществу срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
Как видно из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок (с кадастровым номером 23:37:0000000:2) относится к категории земель промышленности и иного специального назначения - землям транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса).
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что общество обратилось в территориальное управление с приложением документов в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Испрашиваемый обществом участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса. По заявлению общества территориальное управление не приняло решения в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса.
С учетом изложенного, судебные инстанции признали незаконным бездействие территориального управления. В порядке восстановления нарушенного права заявителя суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязали орган, осуществляющий публичные полномочия, направить в адрес общества проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2, находящимся в федеральной собственности, исследовался и обоснованно отклонен судами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеются также письма Росимущества от 19.06.2009 N ПП-10/15405 и от 07.08.2012 N ПП-10/31272 (т. 2, л.д. 17-22), согласно которым территориальным управления поручено заключать с ОАО "Российские железные дороги" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка территориального управления на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду, противоречит правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы несостоятельны и не могут служить основанием для отказа в оформлении прав общества на земельный участок, используемый для нужд железнодорожного транспорта (статья 36 Земельного кодекса, статья 4 Закона N 29-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А32-28339/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)