Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-21137/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N А55-21137/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Самараплод" - Китова Н.Г.; доверенность от 10.09.2009 года,
от Общества с ограниченной ответственностью "САМПО" - Китова Н.Г.; доверенность от 10.06.2012 года,
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Жалнин С.Н., доверенность от 21.12.2011 N 470;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2012 года по делу N А55-21137/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Самараплод", (ОГРН 1026300774675), г. Самара,
Общества с ограниченной ответственностью "САМПО", (ОГРН 1026300774103), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самараплод", г. Самара и Общество с ограниченной ответственностью "Сампо", г. Самара (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просили:
- признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо), выразившееся в неисполнении обязанности по подготовке мотивированного ответа на заявление, поданного под номером за N 12-1/198/10-с от 28.07.2010 о представлении в общедолевую собственность земельного участка площадью 11208,00 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2а, для устройства подъездных путей к помещениям;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в установленный законом срок подготовить и направить в адрес заявителя ООО "Самараплод" и ООО "Сампо" мотивированный ответ на заявление поданное 28.07.2010 под номером 12-1/198/10-с о представлении в общедолевую собственность земельного участка площадью 11208,00 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2а, для устройства подъездных путей к помещениям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении требований ООО "Самараплод" по данному делу отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Министерством обращения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поэтому, по мнению подателя жалобы, вывод суда о наличии у Министерства оснований для принятия какого-либо решения по заявлению ООО "Сампо", ООО "Самараплод" не основан на нормах материального права, которые были применены судом.
Податель жалобы считает, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов, принадлежащих заявителям, поэтому к правоотношениям по предоставлению испрашиваемого земельного участка подлежат применению нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителей считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В заседании был объявлен перерыв с 19.11.2012 г. до 26.11.2012 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
28.07.2010 ООО "Самараплод" обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 11208,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Дальневосточная, 2а под территорию необходимую для устройства подъездных путей к помещениям ООО "Самараплод" и ООО "Сампо" (л.д. 39).
Рассмотрев вышеуказанное заявление, заинтересованное лицо письмом от 08.02.2012 сообщило заявителю о том, что запрашиваемый участок будет выкупаться через аукцион.
Заявители письмом от 08.04.2012 г. (л.д. 7) сообщили, что с принятым решением о выставлении земельного участка на аукционные торги они не согласны, т.к. это решение не соответствует действующему законодательству, нарушает их права, а также просили разъяснить порядок предоставления им испрашиваемого земельного участка.
На это письмо Министерство имущественных отношений письмом от 12.05.2012 года N 12/8685 просило сообщить о согласии с приобретением указанного земельного участка на указанных условиях, под которыми понимаются условия выставления участка на торги, при этом сослалось на то, что в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. Министерство обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве и при поступлении двух и более заявлений будет принято решение о проведении торгов.
При принятии решения о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению ООО "Самараплод" и ООО "Сампо" от 28.07.2010 о предоставлении в общедолевую собственность земельного участка площадью 11208,00 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2а, для устройства подъездных путей к помещениям и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в установленный законом срок принять решение в соответствии с действующим законодательством суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка (п. 2.1).
Согласно п. 2.4. Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами).
Судом верно отмечено в решении, что из материалов дела усматривается, что заинтересованным лицом в установленные сроки возложенная на него обязанность, предусмотренная вышеуказанными Постановлениями, не исполнена, в связи с чем заинтересованным лицом проявлено незаконное бездействие по непринятию решения по заявлению заявителей от 28.07.2010.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 года N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных законом.
Судом правильно установлено, что бездействие Министерства в виде длительного непрекращающегося невыполнения возложенных на него законом обязанности нарушает права общества.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно посчитал требования заявителя о признании незаконным бездействия подлежащими удовлетворению и обязал заинтересованное лицо, в соответствии со ст. 201 АПК РФ, принять решение в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2012 года по делу N А55-21137/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)