Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1322

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу N 33-1322


Судья Устименко А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А.
судей Веретновой О.А., Лапухиной Е.А.
при секретаре Н.
рассмотрела 29 февраля 2012 г. в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования К.О. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 23.08.2011 года N СЭД 21-01-58-145 о предоставлении земельного участка К.О.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить К.О. земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1281 кв. м, расположенный по адресу: <...> для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя Департамента земельных отношений Ч., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

К.О. обратилась с требованиями о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в аренду земельного участка для жилищного строительства по адресу: <...>; обязании Департамента земельных отношений администрации г. Перми предоставить ей данный земельный участок для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду сроком на 10 лет. Требования мотивировала тем, что является инвалидом 3 группы бессрочно. В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 15.08.2011 года истец обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей земельного участка по адресу: <...>. Письмом Департамента земельных отношения администрации г. Перми от 23.08.2011 года ей было отказано в предоставлении земельного участка по причине отсутствия нормативно-правового регулирования данного вопроса в Пермском крае, городе Перми. Считает данный отказ незаконным, поскольку ее право на первоочередное предоставление земельного участка закреплено федеральным законом, а бездействие органов исполнительной власти Пермского края не является основанием к отказу в предоставлении ей земельного участка. Кроме того, в п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, содержится единственное условие - инвалидность. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 23.08.2011 года N СЭД 21-01-58-145 и возложить обязанность предоставить в аренду сроком на 10 лет ей земельный участок по адресу: <...>, площадью 1281 кв. м.
В судебном заседании К.О. участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивает, уточнила, что земельный участок в настоящее время поставлен на кадастровый учет за номером - <...>.
Представитель Департамента земельных отношений в судебном заседании участия не принимал, ранее в отзыве просили в требованиях отказать.
Представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент земельных отношений администрации города Перми просит решение суда отменить, указывая на то, что К.О. обращалась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...>, с заявлением в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> К.О. не обращалась. Сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> были аннулированы и исключены из ГКН в связи с истечением срока действия временного статуса сведений на основании решения от 28.12.2010 г. Таким образом, земельный участок с N <...> как предмет гражданских правоотношений не существует. Кроме того, нормы ст. 2, 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий, соответственно право на первоочередное получение земельных участков может быть реализовано инвалидом только в целях улучшения жилищных условий. К.О. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на учете не состоит, иного в материалы дела не представлено.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что К.О. является инвалидом III группы. 15.08.2011 г. К.О. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с письменным заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1281, расположенный по адресу: <...>
Письмом N СЭД 21-01-58-145 от 23.08.2011 г. Департамента земельных отношений администрации города Перми К.О. было отказано в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Исходя из данных положения, суд правильно отметил, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, поэтому в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют первоочередное право на получение земельного участка для ведения дачного хозяйства без проведения торгов.
При этом, в соответствии со ст. 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
Принимая решение, суд правильно исходил из того, что отказ в предоставлении К.О. земельного участка Департаментом земельных отношений был обоснован тем, что в настоящее время не определен порядок предоставления земельных участков гражданам данной категории. Однако данный факт не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права. Суд верно указал на то, что бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать прав граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
С учетом изложенных обстоятельств, суд сделал правильный вывод о том, что отказ в предоставлении К.О. земельного участка по указанным Департаментом земельных отношений основаниям, является незаконным.
Удовлетворяя заявленные К.О. требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что К.О. является инвалидом 3 группы бессрочно, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемое жилое помещение имеет общую площадь 24,9 кв. м, то есть на каждого члена семьи приходится площадь 8,3 кв. м, что менее учетной нормы площади жилого помещения, собственником данного жилого помещения является К.А., иного жилого помещения К.О. ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет. Данные обстоятельства позволили суду прийти к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" К.О. имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом, К.О. обращалась с заявлением о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в чем ей было отказано Департаментом земельных отношений по тем основаниям, что в настоящее время не определен порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. Между тем, испрашиваемый земельный участок по данному адресу <...> в настоящее время поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <...>, сведения о зарегистрированных правах на данный участок за иными лицами отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в решении, правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права.
Довод кассационной жалобы Департамента земельных отношений о том, что К.О. не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влечет необходимость отмены решения суда. Сам по себе факт постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не является обязательным условием для предоставления земельного участка, поскольку факт нуждаемости К.О. в улучшении жилищных условий был проверен и установлен непосредственно судом в ходе рассмотрения дела. Доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ того, что К.О. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в ходе рассмотрения дела не представлено.
Ссылки в жалобе Департамента земельных отношений на то, что К.О. обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...>, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН в связи с истечением действия временного статуса сведений, также не влекут необходимость отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела, фактически К.О. обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <...>, площадью 1281 кв. м. Ранее, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> согласно приказа от 15.09.2008 г.: Департамента планирования и развития территории г. Перми было принято решение в порядке ст. 30 ЗК РФ о формировании земельного участка для строительства и предоставлении на торгах, в связи с чем данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>. Между тем, судьба указанного земельного участка реализована не была, сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> были исключены из ГКН в связи с истечением срока действия временного статуса сведений и не осуществлением государственной регистрации прав на него. Таким образом, на момент обращения К.О. судьба земельного участка по адресу: <...> в соответствии с требованиями законодательства органом местного самоуправления не была определена. При этом, фактически земельный участок в кадастровым номером <...> по характеристикам, в том числе местоположению, конфигурации и площади является идентичным, земельному участку, ранее сформированному и состоявшему на учете в государственном кадастре за N <...> по адресу: <...>. То обстоятельство, что на момент обращения К.О. сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> были аннулированы и исключены из ГКН, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявления К.О., поскольку в настоящее время данный земельный участок по адресу: <...> поставлен на кадастровый учет, соответствует ранее сформированному и целям разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Доводы кассационной жалобы выводов суда первой инстанции в указанной части не опровергают, в связи с чем правовых оснований для отмены постановленного судом решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)