Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Суранова Е.П.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску заместителя прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского городского поселения о возложении обязанности по устройству тротуаров и стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах общего пользования
по апелляционной жалобе администрации Красновишерского городского поселения Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года, которым иск прокурора удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснение представителя администрации Красновишерского городского поселения Б.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
Заместитель прокурора Красновишерского района Пермского края, обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц, указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации установлено, что отсутствует стационарное электрическое освещение на следующих участках автомобильных дорогах общего пользования местного значения:
по шоссе <...> от моста через реку <...> до гостиницы <...>; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до границы г. Красновишерска Пермского края в сторону поселка Ключи; на участке автодороги от ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до начала ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от пересечения с ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до пересечения с ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от пересечения ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до начала ул. <...> (дом N <...>).
Кроме того, в ходе проверки также было установлено, что в нарушение обязанности по содержанию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Красновишерского городского поселения, в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, не обеспечивается безопасность дорожного движения, сохранение жизни и здоровья и имущества неопределенного круга лиц, не обустроены тротуары на следующих автомобильных дорогах общего пользования местного значения Красновишерского городского поселения:
по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...>; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...>; на участке автодороги по автобусному маршруту от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>.
В настоящее время состояние дорог на территории города Красновишерского городского поселения Пермского края не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчика в срок до 01 ноября 2014 года обеспечить выполнение работ по установлению стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах общего пользования на вышеуказанных участках дорог и устройство тротуаров на вышеуказанных участках автомобильных дорог.
Решением Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрации Красновишерского городского поселения просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка, полагает, что является необоснованным вывод о бездействии администрации.
Указывает, что некоторые из автомобильных дорог в отношении которых решались соответствующие вопросы, отнесены к дорогам другой категории, а некоторые относятся к дорогам регионального значения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле просит оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пункт 2 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии в этой же статьей вышеназванного Федерального закона объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог, предназначенным для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Между тем, администрация Красновишерского городского поселения не представила доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что в границах данного муниципального образования проходят не только автомобильные дороги муниципального значения, но и дороги и регионального значения, либо межмуниципального значения, упомянутые в обжалуемом решении, осуществление дорожной деятельности в отношении которых обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также из доводов апелляционной жалобы не усматривается, что суд первой инстанции нарушил либо неправильно применил положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ГОСТ Р 52398-2005 "Национальный стандарт РФ. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Сведения, представленные МО МВД России "Красновишерский" о том, что автодороги г. Красновишерска относятся в третьему классу, ответчиком не опровергнуты.
Поскольку мероприятия по организации дорожного движения в границах Красновишерского городского поселения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления данного поселения, суд правомерно удовлетворил заявленные требования о возложении соответствующих обязанностей на администрацию поселения, как уполномоченный исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в соответствии с Уставом Красновишерского городского поселения Пермского края.
То обстоятельство, что упомянутые в решении суда участки автодорог не оборудованы средствами улучшения условий видимости и средствами организации движения пешеходов и велосипедистов, обозначенными в исковом заявлении, ответчиком не оспорено и свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по содержанию автомобильных дорог, обеспечению дорожного движения, в том числе его безопасности, в границах данного поселения.
Само по себе, то, что данные элементы обустройства автомобильных дорог не предусмотрены в проекте организации дорожного движения - автобусного маршрута местного значения "ул. <...> - ул. <...>", генеральном плане города, об обратном не свидетельствует.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Решение Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красновишерского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7676
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 33-7676
Судья Суранова Е.П.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску заместителя прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского городского поселения о возложении обязанности по устройству тротуаров и стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах общего пользования
по апелляционной жалобе администрации Красновишерского городского поселения Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года, которым иск прокурора удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснение представителя администрации Красновишерского городского поселения Б.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
Заместитель прокурора Красновишерского района Пермского края, обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц, указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации установлено, что отсутствует стационарное электрическое освещение на следующих участках автомобильных дорогах общего пользования местного значения:
по шоссе <...> от моста через реку <...> до гостиницы <...>; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до границы г. Красновишерска Пермского края в сторону поселка Ключи; на участке автодороги от ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; от дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до начала ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от пересечения с ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до пересечения с ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от пересечения ул. <...> г. Красновишерска Пермского края до начала ул. <...> (дом N <...>).
Кроме того, в ходе проверки также было установлено, что в нарушение обязанности по содержанию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Красновишерского городского поселения, в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, не обеспечивается безопасность дорожного движения, сохранение жизни и здоровья и имущества неопределенного круга лиц, не обустроены тротуары на следующих автомобильных дорогах общего пользования местного значения Красновишерского городского поселения:
по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...>; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...> по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края; по ул. <...> г. Красновишерска Пермского края от дома N <...> до дома N <...>; на участке автодороги по автобусному маршруту от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>; от ост. <...> до ост. <...>.
В настоящее время состояние дорог на территории города Красновишерского городского поселения Пермского края не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчика в срок до 01 ноября 2014 года обеспечить выполнение работ по установлению стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах общего пользования на вышеуказанных участках дорог и устройство тротуаров на вышеуказанных участках автомобильных дорог.
Решением Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрации Красновишерского городского поселения просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка, полагает, что является необоснованным вывод о бездействии администрации.
Указывает, что некоторые из автомобильных дорог в отношении которых решались соответствующие вопросы, отнесены к дорогам другой категории, а некоторые относятся к дорогам регионального значения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле просит оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пункт 2 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии в этой же статьей вышеназванного Федерального закона объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог, предназначенным для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Между тем, администрация Красновишерского городского поселения не представила доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что в границах данного муниципального образования проходят не только автомобильные дороги муниципального значения, но и дороги и регионального значения, либо межмуниципального значения, упомянутые в обжалуемом решении, осуществление дорожной деятельности в отношении которых обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также из доводов апелляционной жалобы не усматривается, что суд первой инстанции нарушил либо неправильно применил положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ГОСТ Р 52398-2005 "Национальный стандарт РФ. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Сведения, представленные МО МВД России "Красновишерский" о том, что автодороги г. Красновишерска относятся в третьему классу, ответчиком не опровергнуты.
Поскольку мероприятия по организации дорожного движения в границах Красновишерского городского поселения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления данного поселения, суд правомерно удовлетворил заявленные требования о возложении соответствующих обязанностей на администрацию поселения, как уполномоченный исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в соответствии с Уставом Красновишерского городского поселения Пермского края.
То обстоятельство, что упомянутые в решении суда участки автодорог не оборудованы средствами улучшения условий видимости и средствами организации движения пешеходов и велосипедистов, обозначенными в исковом заявлении, ответчиком не оспорено и свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по содержанию автомобильных дорог, обеспечению дорожного движения, в том числе его безопасности, в границах данного поселения.
Само по себе, то, что данные элементы обустройства автомобильных дорог не предусмотрены в проекте организации дорожного движения - автобусного маршрута местного значения "ул. <...> - ул. <...>", генеральном плане города, об обратном не свидетельствует.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Решение Красновишерского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красновишерского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)