Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-21877/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А55-21877/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 22 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Китова Н.Г., доверенность от 10.05.2011 г. N 11,
от первого ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013 г. N 3-49/66,
от второго ответчика - Крайнова О.А., доверенность от 10.09.2012 г. N Д05-01/2324,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "ТОРНАДО-С" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-21877/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению закрытого акционерного общества "ТОРНАДО-С" (ИНН 6319048618, ОГРН 1026301712558), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,

установил:

ЗАО "Торнадо-С" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области (далее первый ответчик) в выборе ЗАО "Торнадо-С" земельного участка площадью 686 кв. м для строительства многотопливной АЗС, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, Красноглинское шоссе и о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности поданную заявку N 20090027 от 21.01.2009 года взять на рассмотрение обратно. Также заявитель просит суд признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в период подготовки и принятия решения об отказе в выборе земельного участка, указанного в письме N СП-4/162-0-13 от 19.04.2012 года по заявлению ЗАО "Торнадо-С".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-21877/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ответчики считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В связи с тем, что судья Марчик Н.Ю., находится в очередном отпуске, произведена замена судьи Марчик Н.Ю., на судью Рогалеву Е.М. и рассмотрение дела начато сначала.
Как следует из материалов дела, 21.01.2009 года ЗАО "Торнадо-С" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка в аренду сроком на 3 года под реконструкцию существующей АЗС и строительство, предполагаемая площадь участка - 1 090,9 кв. м.
11.03.2009 г. ЗАО "Торнадо-С" уточнила ранее поданное заявление и просило предоставить участок под строительство многотопливной АЗС в аренду сроком на 3 года площадью 686 кв. м.
22.01.2009 г. Министерство направило в адрес Департамента строительства копию заявления ЗАО "Торнадо-С" о выборе земельного участка, согласно прилагаемой схемы для принятия решения и проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
После уточнения ЗАО "Торнадо-С" своего заявления по испрашиваемой площади, 16.03.2009 г. Министерство строительство дополнительно направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара за N 3/1491 копию письма ЗАО "Торнадо-С" о внесении изменений в наименование объекта и площади земельного участка, которая составляет 686 кв. м (к ранее направленному письму от 22.01.2009 г.) о предоставлении земельного участка в аренду для строительства многотопливной АЗС, задания кафе с офисом, расположенного по Красноглинскому шоссе, в п. Мехзавод, в Красноглинском районе города Самары (согласно прилагаемой схемы) для продолжения работ по выбору земельного участка.
К указанным обращениям Министерство приложило проект схемы расположения участка, представленный заявителем при подаче заявления.
По результатам рассмотрения обращения Министерства, в письме от 19.04.2012 г. N СП-4/162-0-13 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка, так как согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый участок расположен в пределах территории зоны предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3) и зоны специализированного коммерческого использования объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-4С), что противоречит статье 85 ЗК РФ и статье 30 Градостроительного Кодекса РФ.
Указанное заключение Министерство строительство получило 25.04.2012 г. и на его основании 11.05.2012 г. подготовило отказ ЗАО "Торнадо-С" в предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что получив указанные заявления, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в апреле 2009 г. были направлены запросы в Департамент управления имуществом городского округа Самары, в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, в УФАКОН по Самарской области, в ГУ ФРС по Самарской области, ФГУП "Ростехинвентаризация", МП г. Самары "БТИ", в органы Роспотребнадзора по Самарской области, на которые получены положительные ответы.
Вместе с тем, Департаментом строительства было подготовлено заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка в связи с нахождением испрашиваемого участка в откорректированных самим заявителем границах в двух территориальных зонах.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по определению суда в материалы дела представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, в соответствии с которой испрашиваемый ЗАО "Торнадо-С" участок расположен в двух территориальных зонах: Ц-3 и Ц-4с.
В суд апелляционной инстанции Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары выкопировку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, с координатами земельного участка, испрашиваемого ЗАО "Торнадо-С" из которой следует, что участок расположен в двух территориальных зонах: Ц-3 и Ц-4с.
Установленный факт расположения земельного участка в двух территориальных зонах не опровергнут заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ соответствующими доказательствами.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.12.2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 31 Земельного Кодекса РФ является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
Согласно ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного Кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что норма о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне применяется при установлении границ территориальных зон на карте территориального зонирования правил землепользования и застройки, а также при формировании конкретного земельного участка.
Учитывая, что заявителем при подаче заявления представлены конкретные границы испрашиваемого участка с указанием его координат, Департаментом строительства был сделан обоснованный вывод о невозможности формирования испрашиваемого участка в конкретных границах, указанной заявителем площадью.
- В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области "О схеме расположения земельного участка" N 16-ГД основаниями для отказа в утверждении Схемы являются: несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам; наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием; невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- Таким образом, оспариваемый заявителем отказ Департамента строительства основан на нормах закона и не нарушает права Общества. Кроме того, не лишает заявителя права на обращение с учетом устранения указанных обстоятельств.
Согласно пункту 3.20 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 Министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений.
Учитывая факт расположения испрашиваемого участка в границах двух территориальных зон и выданное заключение о невозможности осуществления выбора, Министерством обоснованно было принято решение от 11.05.2012 года об отказе в предоставлении участка обществу.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-21877/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)