Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-7589/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А13-7589/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2013 года по делу N А13-7589/2012 (судья Парфенюк А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Деловая инициатива" (далее - общество, ООО "Деловая инициатива") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 23.03.2012 N 1550 "Об отказе в выборе земельного участка" и о возложении обязанности на администрацию в месячный срок после вступления решения суда в законную силу оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства, а также утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать место размещения физкультурно-оздоровительного сооружения по заявлению ООО "Деловая инициатива", при участии заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - департамент) (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2013 года признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и недействительным постановление администрации от 23.03.2012 N 1550 "Об отказе в выборе земельного участка", на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, поданного ООО "Деловая инициатива" в департамент заявления от 14.11.2011 (входящий от 17.11.2011 N 001/2011-3801) о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ. В удовлетворении требований к департаменту заявителю отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Общество и департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Общество, администрация и департамент надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением от 14.11.2011 (входящий N 001-2011-3801 от 17.11.2011; далее - заявление от 17.11.2011) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1500 - 1900 кв. м по адресу: город Вологда, в районе улиц Чернышевского и Новоархангельское шоссе, и осуществлении предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства, имеющего физкультурно-оздоровительное назначение, приложив к заявлению необходимые документы.
Департамент земельных отношений Вологодской области направил заявление общества от 17.11.2011 в администрацию для обеспечения выбора земельного участка по улице Чернышевского, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (письмо департамента от 02.12.2011 N 01-01-16/8997; т. 1, л. 110).
Согласно протоколу заседания от 08.12.2011 N 373, комиссия по выбору земельных участков при администрации города Вологды, рассмотрев вышеуказанное заявление общества, приняла решение от 08.12.2011 об отказе в выборе земельного участка. Основанием для отказа послужило то, что генеральным планом города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 N 171, на указанном земельном участке предусмотрена организация зеленой зоны в составе единого экологического каркаса города (т. 1, л. 120).
В связи с этим администрация издала постановление от 23.03.2012 N 1550 "Об отказе в выборе земельного участка". В данном постановлении отказ обществу в выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории по улице Чернышевского площадью ориентировочно 1500 - 1900 кв. м для строительства физкультурно-оздоровительного сооружения мотивирован тем, что на основании генерального плана города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 N 171, на указанном земельном участке предусмотрена организация зеленой зоны в составе единого экологического каркаса города.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 содержится обязательное к применению арбитражными судами системное толкование предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство. В названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом РФ срок (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
После определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 20.11.2006 N 1518-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" (действовавшего на момент подачи обществом заявления от 17.11.2011) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования "Город Вологда", осуществляет Правительство области и (или) созданный в соответствии с действующим законодательством специально уполномоченный в сфере земельных отношений орган исполнительной государственной власти Вологодской области. Распоряжение указанными земельными участками осуществляется в порядке, установленном Правительством области.
Компетенция Департамента земельных отношений Вологодской области (далее - уполномоченный орган) в рамках процедур распоряжения земельными участками на момент обращения общества с заявлением от 17.11.2011 была установлена Положением о порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области, на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 12.03.2007 N 326 (пункт 1.3 вышеназванного Положения).
Из Положения от 12.03.2007 N 326 следует, что заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта с соблюдением требований, установленных пунктами 1.4 - 1.6 настоящего Положения. Уполномоченный орган регистрирует представленное заявление в день поступления. Заявление, поданное с нарушением требований, установленных пунктами 1.4 - 1.6, подпунктом 2.1.2 настоящего Положения, возвращается уполномоченным органом заявителю в течение 14 дней со дня регистрации заявления с указанием причин. При наличии ограничений и (или) обременений, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган в течение месяца со дня регистрации заявления принимает решение об отказе в размещении объекта. При отсутствии условий, указанных в подпунктах 2.1.4, 2.1.5 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет ксерокопию заявления и приложенных к нему документов в администрацию города Вологды для обеспечения выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирования о возможном или предстоящем предоставлении для строительства, о чем в течение 7 дней письменно информирует заявителя (пункты 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом соблюдена процедура обращения с заявлением о выборе земельного участка, с заявлением общества от 17.11.2011 представлены все необходимые документы.
Наличие оснований для возврата заявления общества от 17.11.2011 Департаментом земельных отношений Вологодской области не было установлено. Данным органом также не было установлено (до направления заявления общества в порядке пункта 2.1.6 Положения от 12.03.2007 N 326) наличие ограничений и (или) обременений, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления по существу пришел к выводу о том, что разрешенные условия использования территории предусматривают организацию на земельном участке зеленой зоны в составе единого экологического каркаса города, что объективно препятствует предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка для размещения объекта физкультурно-оздоровительного назначения.
Однако общество в заявлении от 17.11.2011 просило об определении в пределах указанной им территории (в районе в районе улиц Чернышевского и Новоархангельское шоссе города Вологды) возможности выбора нескольких вариантов размещения объекта (на земельных участках с различными площадями).
Следовательно, в рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, органу местного самоуправления надлежало исследовать несколько вариантов размещения объекта в пределах испрашиваемой обществом территории.
По смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ в этом случае работа органа местного самоуправления по определению участка, подходящего для строительства объекта должна сопровождаться определением всех возможных вариантов местоположения испрашиваемого земельного участка на местности и исследованием применительно к каждому из этих вариантов, возможных на данной территории экологических, градостроительных и иных условий ее использования.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае процедура определения участка, подходящего для строительства объекта, проведена администрацией с нарушением вышеуказанных требований пункта 2 статьи 31 ЗК РФ.
При рассмотрении дела в суде орган местного самоуправления не доказал отсутствие иных вариантов размещения указанного обществом объекта и наличие объективных препятствий для проведения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
Из объяснений представителя администрации, данных в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что процедура выбора земельного участка (ее стадия - определение участка(ов), подходящих для строительства) в данном случае не сопровождалась определением нескольких вариантов размещения объекта и вывод администрации о наличии препятствий для выбора земельного участка сделан только по конкретному контуру земельного участка (по тому варианту размещения объекта, который указан обществом на схеме, приложенной к заявлению от 17.11.2011 (т. 1, л. 39).
Ссылки подателя жалобы на то, что комиссией по выбору земельных участков при администрации рассматривался вопрос о возможности выбора участка исходя из всех вариантов размещения объекта на указанной заявителем схеме не подтвержден соответствующими доказательствам.
Выписка из генерального плана города Вологды от 29.11.2012 (т. 1, л. 109), представленная администрацией в подтверждение наличия препятствий для проведения процедуры выбора земельного участка, указывает такое местоположение испрашиваемого земельного участка, которое, по мнению администрации, совпадает с его местоположением на схеме общества (т. 1, л. 39). При этом по мнению заявителя, которое было выражено в суде первой инстанции, местоположение испрашиваемого земельного участка, указанное администрацией, не совпадает с его местоположением на схеме общества.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрацией в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить, что иные (кроме указанного на выписке из генерального плана города Вологды от 29.11.2012) варианты размещения объекта (в частности, на земельных участках меньшей площади), также не подходят для строительства спорного объекта по каким-либо условиям использования означенной заявителем территории.
Следовательно, предусмотренная пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность администрации обеспечить определение участка(ов), подходящих для строительства спорного объекта, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, в рассматриваемом случае не выполнена надлежащим образом, то есть, применительно ко всем возможным вариантам размещения объекта, и, соответственно, ко всем вариантам местоположения испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации от 23.03.2012 N 1550 вынесено в отсутствие полных результатов выполнения администрацией справедливой, публичной, открытой и прозрачной процедуры определения участка(ов), подходящих для строительства объекта, указанного в заявлении общества от 17.11.2011, с использованием документов государственного кадастра недвижимости.
При этом администрацией не подтверждено нахождение испрашиваемого земельного участка именно на территории, необходимой для организации зеленой зоны в составе единого экологического каркаса города.
Отказав обществу в выборе земельного участка, администрация не определила варианты размещения объекта, не рассмотрела возможность корректировки данных общества по размеру или месту размещения земельного участка, и не обосновала наличие препятствий для соответствующего выбора земельного участка для целей строительства объекта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое постановление администрации, обязав администрацию повторно рассмотреть заявление общества о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта.
В удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений Вологодской области заявителю обоснованно отказано, поскольку названным органом оспариваемое постановление не принималось.
Следовательно, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2013 года по делу N А13-7589/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)