Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-14278/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. N А33-14278/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Брюхановой Т.А., Воробьевой Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 года по делу N А33-14278/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А, Магда С.В., Петровская О.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Перекресток" (ОГРН: 1062465051208, г. Красноярск) (далее - ООО "Перекресток") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ОГРН: 1042402980290, г. Красноярск) (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198, общей площадью 36 400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров - ул. Алексеева, в размере, равном его рыночной стоимости 121 100 000 рублей, и обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198, общей площадью 36 400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров - ул. Алексеева, в размере, равном его рыночной стоимости 121 100 000 рублей, в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 года решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отчет о рыночной стоимости земельного участка не соответствует пункту 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04615, 04616, 04618, 04619, 04620), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, находящийся в государственной собственности земельный участок общей площадью 36400 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400416:0198, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров - ул. Алексеева, на основании распоряжения администрации города Красноярска от 22.11.2007 N 319-ж департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) передан в аренду ООО "Перекресток" (арендатор) по договору аренды от 20.12.2007 N 2964 для использования в целях строительства торгово-общественного центра с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, на срок с 22.11.2007 по 21.11.2010.
По распоряжению администрации города Красноярска от 29.10.2010 N 1256-ж дополнением от 13.12.2010 N 7895 срок договора аренды земельного участка от 20.12.2007 N 2964 продлен по 21.11.2013.
Договор аренды и дополнение от 13.12.2010 N 7895 зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с приложением N 2 (расчет арендной платы) договора аренды от 20.12.2007 N 2964 арендная плата за пользование земельным участком в год исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента арендной платы 0,015.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198 в размере 322 612 108 рублей.
По заказу ООО "Перекресток" оценщик ООО "Аудит-Стандарт" Минеев С.Н. (член Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков") провел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198 на дату оценки - 01.01.2011, о чем составил отчет от 18.06.2012 N 229, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 121 100 000 рублей.
На отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N 229 от 18.06.2012 членом экспертного совета Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" Куреповым М.М. выдано положительное экспертное заключение от 18.07.2012 N 448/07/12.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю по заявлению ООО "Перекресток" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198 в размере его рыночной стоимости определенной в отношении указанного земельного участка индивидуально в отчете ООО "Аудит-Стандарт" от 18.06.2012 N 229, по результатам голосования решение не было принято.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, следствием чего, принимая во внимание установленный договором порядок определения размера арендной платы, является нарушением прав ООО "Перекресток" как арендатора и плательщика арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Руководствуясь статьями 4, 5, 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22, пунктом 5 статьи 65, пунктами 2, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действует с 04.08.2009) (далее - Правила N 582), главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, в связи с чем, отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции признав требование истца надлежащим способом защиты нарушенного права, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив ее доводы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, вынесенного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца.
Руководствуясь приведенными нормами права и учитывая фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в рассматриваемом случае могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае в отчете от 18.06.2012 N 229 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400416:198 установлена по состоянию на 01.01.2011, то есть на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка, что соответствует требованиям законодательства.
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на отчет 18.06.2012 N 229 дано положительное экспертное заключение Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и, руководствуясь правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Довод, изложенный в кассационной жалобе, о несоответствии отчета 18.06.2012 N 229 пункту 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, является несостоятельным, поскольку определенный в указанной норме права трехмесячный период с даты оценки до даты составления отчета об оценке установлен для случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 года по делу N А33-14278/2012 Арбитражного суда Красноярского края основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 года по делу N А33-14278/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.О.ЗУЕВ

Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ВОРОБЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)