Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2013 по делу N А47-2598/2013 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" Гусев Г.М. (доверенность от 10.04.2013 N 12), Нагаев А.А. (доверенность от 10.04.2013 N 13).
Общество с ограниченной ответственностью "Макс-2000" (далее - общество "Макс-2000", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным выраженного в письме от 27.02.2013 N 01-22/1123 отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном действующим законодательством порядке (л.д. 7-9).
Решением от 25.06.2013 (резолютивная часть объявлена 20.06.2013) суд первой инстанции отказал обществу "Макс-2000" в удовлетворении заявленных им требований (л.д. 121а-125).
Не согласившись с принятым решением, общество "Макс-2000" (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.06.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 133-135).
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, что в силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт указывает, что положениями статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрена необходимость согласования предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель муниципальной собственности с органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального образования. Полагает, что соответствующее требование о направлении органом местного самоуправления сельского поселения ходатайства о предоставлении земельного участка, закрепленное Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188, противоречит федеральному земельному законодательству. Таким образом, по мнению апеллянта, выводы суда основаны на нормативном правовом акте, который противоречит действующим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.
Более того, как отмечает апеллянт, несоблюдение требования, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 5 названного Положения, в силу пункта 10 статьи 5 этого же Положения является основанием для оставления Администрацией обращения без рассмотрения, в то время как заинтересованным лицом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Апеллянт считает, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка содержится в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом наличие в рассматриваемом случае таких оснований заинтересованным лицом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано. Информация Благословенского сельсовета о нецелесообразности предоставления земельного участка в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет не может являться доказательством наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка. Кроме того, до настоящего времени публичные слушания с целью разработки и утверждения генерального плана в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводились и даже не назначались.
Также апеллянт полагает основанным на неверном толковании закона вывод суда о том, что предоставление земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Полагает, что по смыслу статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам принадлежит право на предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в собственность или в аренду, которому корреспондирует соответствующая обязанность публичного собственника предоставить испрашиваемый земельный участок.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представила, явку своего представителя в судебное заседание 08.08.2013 не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении почтового отправления N 87277.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании 08.08.2013 представители общества "Макс-2000" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.02.2013 общество "Макс-2000" обратилось в Администрацию с заявлением от 11.02.2013 N 1-02/13 о предоставлении для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения примерной площадью 699000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, в западной части кадастрового квартала 56:21:0302001 (л.д. 10).
Постановлением Администрации от 08.02.2013 N 406-п "О создании комиссии и утверждении положения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков" утвержден состав комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков и положение по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков на территории муниципального образования Оренбургский район (л.д. 37-41).
Согласно выписке из протокола заседания указанной комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков от 11.02.2013 N 1 принято решение об отказе обществу "Макс-2000" в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения на территории Благословенского сельсовета в связи с отсутствием ходатайства сельского совета, разработкой и утверждением генерального плана (л.д. 42).
Письмом от 27.02.2013 N 01-22/1123 Администрация сообщила обществу "Макс-2000" о том, что в соответствии с пунктом 7.1 статьи 5 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188, при предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района направляется ходатайство о предоставлении земельного участка. Администрацией Благословенского сельского совета предоставлена информация о нецелесообразности предоставления вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет (л.д. 11).
Полагая, что отказ Администрации, выраженный в письме от 27.02.2013 N 01-22/1123, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Макс-2000" обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен заявителю ввиду отсутствия ходатайства органа местного самоуправления сельского поселения в составе Оренбургского района Оренбургской области о предоставлении земельного участка, необходимость которого предусмотрена пунктом 7.1 статьи 5 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у Администрации отсутствовали основания для предоставления заявителю испрашиваемого им земельного участка, в связи с чем отказ Администрации в предоставлении земельного участка нельзя признать незаконным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что для признания недействительным оспариваемого отказа Администрации в предоставлении заявителю земельного участка необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного отказа требованиям законодательства и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Для этого соответствующие уполномоченные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия отмечает, что положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не допускают возможность произвольного отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка при соблюдении установленной процедуры предоставления участков на том или ином праве; отсутствии иных лиц, права которых могут быть нарушены удовлетворением поступившей заявки; отсутствии установленных ограничений в отношении земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Положения управление и распоряжение земельными участками, расположенными в границах Оренбургского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется Администрацией в лице ее главы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Положения рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, о необходимости формирования земельных участков для дальнейшего предоставления, о проведении процедуры выбора земельных участков для целей, связанных со строительством (предварительном согласовании места размещения объекта), о необходимости изменения вида разрешенного использования земельных участков, об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, осуществляется Комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков, формируемой администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области.
Постановлением Администрации от 08.02.2013 N 406-п "О создании комиссии и утверждении положения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков" утвержден состав комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков и положение по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков (л.д. 37-41).
В соответствии с пунктам 2, 6, 7, 7.1, 10, 12 статьи 5 Положения земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, могут предоставляться юридическим лицам на праве: собственности; постоянного (бессрочного) пользования; аренды; безвозмездного срочного пользования.
Предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам осуществляется Администрацией в лице главы с учетом мнения органов местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области.
При первичном предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности (земельные участки, свободные от имущественных прав юридических и физических лиц, имущественных прав субъектов Российской Федерации и Российской Федерации) физическим и юридическим лицам органы местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляют в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район следующие документы, являющиеся неотъемлемыми приложениями к заявлениям таких физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков:
а) ходатайство об обеспечении выбора земельного участка (для предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта) либо ходатайство о формировании земельного участка (для предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта);
б) план-схема земельного участка, с указанием размеров и координат;
в) ситуационный план земельного участка;
г) справка о наличии (отсутствии) арестов и обременений земельного участка;
д) справка о наличии (отсутствии) строений на земельном участке;
е) справка о наличии (отсутствии) коммуникаций на земельном участке;
ж) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов, земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства (создания, осуществления деятельности, расширения), а также для целей, не связанных со строительством, вместо ходатайства об обеспечении выбора земельного участка в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляется ходатайство о предоставлении земельного участка.
К заявлениям юридических лиц о предоставлении земельных участков во всех случаях в обязательном порядке прилагаются копии учредительных документов, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия не усматривает, какой конкретно норме действующего законодательства противоречит требование Положения о том, что при предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов, земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства (создания, осуществления деятельности, расширения), а также для целей, не связанных со строительством, в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области должно быть направлено ходатайство о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области, установив процедуру и критерии предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, лишь реализовало предоставленное ему статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации полномочие.
Сведениями о том, что Положение было оспорено в установленном законом порядке и признано недействительным в целом или в указанной части, суд апелляционной инстанции не располагает.
Соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется как несостоятельный.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для принятия положительного решения о предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка в адрес главы Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области должно быть, в том числе, направлено ходатайство о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае в адрес главы Администрации от Администрации Благословенского сельского совета поступила информация о нецелесообразности предоставления спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет.
Обратного судам первой и апелляционной инстанции не доказано.
При этом следует принять во внимание, что соответствующий орган местного самоуправления не может быть лишен полномочий по разработке и утверждению документов территориального планирования поселения, предоставленных ему статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка соответствует земельному законодательству и действующему на территории муниципального образования Положению, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что несоблюдение требования, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 5 названного Положения, в силу пункта 10 статьи 5 этого же Положения является основанием для оставления Администрацией обращения без рассмотрения, в то время как заинтересованным лицом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не принимается судебной коллегий, поскольку в рассматриваемом случае Администрация располагала информацией об отсутствии согласия Администрации Благословенского сельского совета на предоставление земельного участка, мотивированного разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на общество "Макс-2000".
Поскольку определением суда апелляционной инстанции обществу "Макс-2000" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 333.41, подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2013 по делу N А47-2598/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 N 18АП-7467/2013 ПО ДЕЛУ N А47-2598/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. N 18АП-7467/2013
Дело N А47-2598/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2013 по делу N А47-2598/2013 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" Гусев Г.М. (доверенность от 10.04.2013 N 12), Нагаев А.А. (доверенность от 10.04.2013 N 13).
Общество с ограниченной ответственностью "Макс-2000" (далее - общество "Макс-2000", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным выраженного в письме от 27.02.2013 N 01-22/1123 отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном действующим законодательством порядке (л.д. 7-9).
Решением от 25.06.2013 (резолютивная часть объявлена 20.06.2013) суд первой инстанции отказал обществу "Макс-2000" в удовлетворении заявленных им требований (л.д. 121а-125).
Не согласившись с принятым решением, общество "Макс-2000" (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.06.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 133-135).
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, что в силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт указывает, что положениями статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрена необходимость согласования предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель муниципальной собственности с органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального образования. Полагает, что соответствующее требование о направлении органом местного самоуправления сельского поселения ходатайства о предоставлении земельного участка, закрепленное Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188, противоречит федеральному земельному законодательству. Таким образом, по мнению апеллянта, выводы суда основаны на нормативном правовом акте, который противоречит действующим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.
Более того, как отмечает апеллянт, несоблюдение требования, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 5 названного Положения, в силу пункта 10 статьи 5 этого же Положения является основанием для оставления Администрацией обращения без рассмотрения, в то время как заинтересованным лицом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Апеллянт считает, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка содержится в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом наличие в рассматриваемом случае таких оснований заинтересованным лицом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано. Информация Благословенского сельсовета о нецелесообразности предоставления земельного участка в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет не может являться доказательством наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка. Кроме того, до настоящего времени публичные слушания с целью разработки и утверждения генерального плана в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводились и даже не назначались.
Также апеллянт полагает основанным на неверном толковании закона вывод суда о том, что предоставление земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Полагает, что по смыслу статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам принадлежит право на предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в собственность или в аренду, которому корреспондирует соответствующая обязанность публичного собственника предоставить испрашиваемый земельный участок.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представила, явку своего представителя в судебное заседание 08.08.2013 не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении почтового отправления N 87277.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании 08.08.2013 представители общества "Макс-2000" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.02.2013 общество "Макс-2000" обратилось в Администрацию с заявлением от 11.02.2013 N 1-02/13 о предоставлении для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения примерной площадью 699000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, в западной части кадастрового квартала 56:21:0302001 (л.д. 10).
Постановлением Администрации от 08.02.2013 N 406-п "О создании комиссии и утверждении положения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков" утвержден состав комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков и положение по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков на территории муниципального образования Оренбургский район (л.д. 37-41).
Согласно выписке из протокола заседания указанной комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков от 11.02.2013 N 1 принято решение об отказе обществу "Макс-2000" в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения на территории Благословенского сельсовета в связи с отсутствием ходатайства сельского совета, разработкой и утверждением генерального плана (л.д. 42).
Письмом от 27.02.2013 N 01-22/1123 Администрация сообщила обществу "Макс-2000" о том, что в соответствии с пунктом 7.1 статьи 5 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188, при предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района направляется ходатайство о предоставлении земельного участка. Администрацией Благословенского сельского совета предоставлена информация о нецелесообразности предоставления вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет (л.д. 11).
Полагая, что отказ Администрации, выраженный в письме от 27.02.2013 N 01-22/1123, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Макс-2000" обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен заявителю ввиду отсутствия ходатайства органа местного самоуправления сельского поселения в составе Оренбургского района Оренбургской области о предоставлении земельного участка, необходимость которого предусмотрена пунктом 7.1 статьи 5 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у Администрации отсутствовали основания для предоставления заявителю испрашиваемого им земельного участка, в связи с чем отказ Администрации в предоставлении земельного участка нельзя признать незаконным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что для признания недействительным оспариваемого отказа Администрации в предоставлении заявителю земельного участка необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного отказа требованиям законодательства и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Для этого соответствующие уполномоченные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия отмечает, что положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не допускают возможность произвольного отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка при соблюдении установленной процедуры предоставления участков на том или ином праве; отсутствии иных лиц, права которых могут быть нарушены удовлетворением поступившей заявки; отсутствии установленных ограничений в отношении земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 22.12.2011 N 188 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Положения управление и распоряжение земельными участками, расположенными в границах Оренбургского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется Администрацией в лице ее главы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Положения рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, о необходимости формирования земельных участков для дальнейшего предоставления, о проведении процедуры выбора земельных участков для целей, связанных со строительством (предварительном согласовании места размещения объекта), о необходимости изменения вида разрешенного использования земельных участков, об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, осуществляется Комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков, формируемой администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области.
Постановлением Администрации от 08.02.2013 N 406-п "О создании комиссии и утверждении положения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков" утвержден состав комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков и положение по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков (л.д. 37-41).
В соответствии с пунктам 2, 6, 7, 7.1, 10, 12 статьи 5 Положения земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, могут предоставляться юридическим лицам на праве: собственности; постоянного (бессрочного) пользования; аренды; безвозмездного срочного пользования.
Предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам осуществляется Администрацией в лице главы с учетом мнения органов местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области.
При первичном предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности (земельные участки, свободные от имущественных прав юридических и физических лиц, имущественных прав субъектов Российской Федерации и Российской Федерации) физическим и юридическим лицам органы местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляют в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район следующие документы, являющиеся неотъемлемыми приложениями к заявлениям таких физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков:
а) ходатайство об обеспечении выбора земельного участка (для предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта) либо ходатайство о формировании земельного участка (для предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта);
б) план-схема земельного участка, с указанием размеров и координат;
в) ситуационный план земельного участка;
г) справка о наличии (отсутствии) арестов и обременений земельного участка;
д) справка о наличии (отсутствии) строений на земельном участке;
е) справка о наличии (отсутствии) коммуникаций на земельном участке;
ж) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов, земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства (создания, осуществления деятельности, расширения), а также для целей, не связанных со строительством, вместо ходатайства об обеспечении выбора земельного участка в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области направляется ходатайство о предоставлении земельного участка.
К заявлениям юридических лиц о предоставлении земельных участков во всех случаях в обязательном порядке прилагаются копии учредительных документов, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия не усматривает, какой конкретно норме действующего законодательства противоречит требование Положения о том, что при предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов, земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства (создания, осуществления деятельности, расширения), а также для целей, не связанных со строительством, в адрес главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области должно быть направлено ходатайство о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области, установив процедуру и критерии предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, лишь реализовало предоставленное ему статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации полномочие.
Сведениями о том, что Положение было оспорено в установленном законом порядке и признано недействительным в целом или в указанной части, суд апелляционной инстанции не располагает.
Соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется как несостоятельный.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для принятия положительного решения о предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка в адрес главы Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области органами местного самоуправления сельских поселений в составе Оренбургского района Оренбургской области должно быть, в том числе, направлено ходатайство о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае в адрес главы Администрации от Администрации Благословенского сельского совета поступила информация о нецелесообразности предоставления спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет.
Обратного судам первой и апелляционной инстанции не доказано.
При этом следует принять во внимание, что соответствующий орган местного самоуправления не может быть лишен полномочий по разработке и утверждению документов территориального планирования поселения, предоставленных ему статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка соответствует земельному законодательству и действующему на территории муниципального образования Положению, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что несоблюдение требования, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 5 названного Положения, в силу пункта 10 статьи 5 этого же Положения является основанием для оставления Администрацией обращения без рассмотрения, в то время как заинтересованным лицом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не принимается судебной коллегий, поскольку в рассматриваемом случае Администрация располагала информацией об отсутствии согласия Администрации Благословенского сельского совета на предоставление земельного участка, мотивированного разработкой и последующим утверждением генерального плана застройки муниципального образования Благословенский сельсовет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на общество "Макс-2000".
Поскольку определением суда апелляционной инстанции обществу "Макс-2000" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 333.41, подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2013 по делу N А47-2598/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Макс-2000" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)