Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2008 г., полный текст постановления изготовлен 19 августа 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Казаковой Г.В., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8
по заявлению Прокурора Карачаево-Черкесской Республики
к Главе Урупского муниципального района,
при участии третьих лиц: ООО "Специалист", Управление Федерального Агентства кадастров объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике
о признании ненормативного акта недействительным (судья Карабанов В.Б.)
установил:
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Постановления Главы Урупского муниципального района N 704 от 31.10.2007 г. о предоставлении ООО "Специалист" в аренду на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 46308952 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0040201:02115, с местоположением: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
Решением суда от 26.06.2007 в удовлетворении заявления Прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным постановления Главы Постановления Главы Урупского муниципального образования района N 704 от 31.10.2007 г. отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого постановления незаконным: порядок предоставления в аренду спорного земельного участка, предусмотренный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", соблюден, оспариваемое постановление принято полномочным органом, права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности не нарушены.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель ссылается на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку первая публикация в средствах массовой информации имела недостоверные сведений о месторасположении и размере предлагаемого в аренду земельного участка, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Оспариваемое постановление принято до истечения предусмотренного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) месячного срока со дня опубликования второго объявления, содержащего достоверные сведения.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Суд удовлетворил ходатайство.
Глава Урупского муниципального района просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Суд удовлетворил ходатайство.
ООО "Специалист" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда от 26.06.2008. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.
Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике отзыва на апелляционную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Судом удовлетворено ходатайство.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Правильность решения суда от 26.06.2007 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается следующее.
31.10.2007 постановлением Главы Урупского муниципального района N 704 ООО "Специалист" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 46308952 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0040201:02115, с местоположением: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (том 1, л.д. 7).
На основании постановления 31.10.2007 Главы Урупского муниципального района N 704 между администрацией Урупского муниципального района и ООО "Специалист" заключен договор аренды N 185 от 01.11.2007 с правом выкупа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства кадастровый номер 09:05:0040201:0215 по адресу: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп" площадью 46308952 кв. м (том 1, л.д. 17-22).
Прокурором Урупского района в марте 2008 года проведена плановая проверки соответствия федеральному законодательству принятых органами местного самоуправления правовых актов о предоставлении земельных участков для различных целей. В ходе проведения проверки выявлено, что постановление главы Урупского муниципального района N 704 31.10.2007 вынесено с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель. Объявление о предоставлении земельного участка, указанного в оспариваемом постановлении, публиковалось дважды, 16 августа и 27 октября 2007 г. В первом объявлении, в нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, было неправильно указано месторасположение и размер земельного участка, не указаны условия (за плату или бесплатно) предоставления земельного участка. Во втором объявлении эти сведения уточнены, но постановления приняты до истечения установленного статьей 10 Закона об обороте земель месячного срока со дня опубликования второго объявления (том 1, л.д. 141-143).
Полагая, что постановление N 704 от 31.10.2007 вынесено с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел в обоснованному выводу о том, что при предоставлении в аренду спорных земельных участков обществу требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам регулируется статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, на которую отсылает пункт 2 статьи 10 Закона об обороте земель.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременно публикацию такой информации.
Пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктами 4 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
В деле имеется опубликованное в газете "День Республики" от 16.08.2007, официальном органе Народного собрания и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, информационное сообщение о возможности предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, находящихся по адресу: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га. (том 1, л.д. 8).
07.09.2008 в администрацию поступило заявление ООО "Специалист" о предоставлении земельного участка площадью 46304658 кв. м согласно объявлению, с приложением всех необходимых документов (том 1, л.д. 14).
По заказу Главы района, предпринимателем Поповым Ю.К. было сформировано землеустроительное дело. В ходе производства работ по формированию землеустроительного дела, были определены точное местонахождение, границы, координаты и площадь земельного участка, присвоено наименование. Землеустроительное дело и другие необходимые документы были переданы в Агентство, которое присвоило участку кадастровый номер.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц.
27.10.2007 в газете "День республики" было опубликовано информационное сообщение о том, что в объявлении от 16.08.2007 Администрации Урупского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства по адресу: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га. Допущена ошибка: вместо слов "урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га" следует считать верным: "урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп" площадью 46308952 кв. м" (том 1, л.д. 9).
В деле имеется письмо Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике от 31.10.2007 N 73 о том, что в ходе землеустройства и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами квартала 09:05:004 02 01, местоположение участка: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор и его площадь 4956, 1530 га, уточнены. Адресными ориентирами (местоположение) земельного участка с кадастровым номером 09:05:004 02 01:0215 следует считать: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп". В соответствии с уточняющими замерами, выполненными в ходе землеустроительных работ, площадь указанного участка составляет 46308952 кв. м.
Ссылка прокурора не недостоверность сведений, опубликованных в информационном сообщении от 16.08.2007, является необоснованной.
Спорный земельный участок находится в горах, на значительном расстоянии от населенных пунктов, инвентаризация земель в Урупском районе не производилась. Установленный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков предусматривает проведение работ по формированию землеустроительного дела (определение точного местонахождения, границ, координат и площади земельного участка и т.д.), после опубликования объявления о возможном его предоставлении.
Опубликование информационного сообщения 27.10.2007 в газете "День республики" уточненных сведений о местоположении и площади спорного земельного участка по результатам землеустроительных работ не нарушает порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам, установленный статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель и не свидетельствует о недостоверности информации, опубликованной 16.08.2007.
Закон не устанавливает конкретных требований к содержанию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам, кроме обязательного указания права, на котором предоставляется земельный участок и условиях его предоставления (за плату или бесплатно).
Сообщение от 16.08.2007 содержит необходимую информацию о предоставляемых в аренду земельных участках, а именно: целевое назначение, площадь, местонахождение земельных участков. В сообщении указано право аренды, на котором могут быть предоставлены земельные участки, предполагающее в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации плату за предоставление земельных участков.
Срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель с момента опубликования информации о земельных участках, предоставляемых в аренду 16.08.2007 администрацией, соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации конкретные обязанности по предоставлению земельных участков возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Спорный земельный участок находился в районном фонде перераспределения земель.
Уставом Урупского муниципального района, принятого решением Совета Урупского муниципального района от 10.03.06 г., Главе района предоставлено право принимать постановления о предоставлении земельных участков.
Предоставление обществу спорного земельного участка лицом, уполномоченным на это органом местного самоуправления, не противоречит указанным выше нормам законодательства.
Довод прокурора о том, что оспариваемыми постановлениями нарушены интересы неопределенного круга в лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности, не подтвердился.
Информация о предоставлении в аренду земельных участков, опубликованная в газете, является общедоступной.
Доказательств обращения граждан и юридических лиц с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка у суда не имеется.
Опубликованное в газете "День Республики" от 5 мая 2007 г. от имени Администрации Урупского муниципального района объявление о предоставлении земельных участков, не может быть признано судом в качестве доказательства нарушения чьих-либо прав и законных интересов, поскольку объявление опубликовано Джанибековым О.П.
Объяснения члена КФХ "Алан" Акбаева М.Х., Кипкеева Д.У., Батчаева З.В.об устном обращении в администрацию о предоставлении в аренду земельных участков и отказе администрации, данные зам.прокурора Урупского района Бекову М.Х. не могут быть признаны судом в качестве доказательств обращения данных лиц с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке (том 1, л.д. 134-136).
Заявление Акбаева Р.С. от 31.01.2008 (т. 1, л.д. 137) и заявление жителей ст. Сторожевой от 25.04.2008 (том 1, л.д. 138) о предоставлении в аренду земельных участков поданы по истечении месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель срока для принятия решения о передаче земельных участков в аренду и после издания оспариваемого постановления, в силу чего, не могут являться доказательствами обращения данных лиц с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
И.М.МЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2008 N 16АП-1547/08 ПО ДЕЛУ N А25-357/08-8
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2008 г. N 16АП-1547/08
Дело N А25-357/08-8
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2008 г., полный текст постановления изготовлен 19 августа 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Казаковой Г.В., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8
по заявлению Прокурора Карачаево-Черкесской Республики
к Главе Урупского муниципального района,
при участии третьих лиц: ООО "Специалист", Управление Федерального Агентства кадастров объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике
о признании ненормативного акта недействительным (судья Карабанов В.Б.)
установил:
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Постановления Главы Урупского муниципального района N 704 от 31.10.2007 г. о предоставлении ООО "Специалист" в аренду на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 46308952 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0040201:02115, с местоположением: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
Решением суда от 26.06.2007 в удовлетворении заявления Прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным постановления Главы Постановления Главы Урупского муниципального образования района N 704 от 31.10.2007 г. отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого постановления незаконным: порядок предоставления в аренду спорного земельного участка, предусмотренный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", соблюден, оспариваемое постановление принято полномочным органом, права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности не нарушены.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель ссылается на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку первая публикация в средствах массовой информации имела недостоверные сведений о месторасположении и размере предлагаемого в аренду земельного участка, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Оспариваемое постановление принято до истечения предусмотренного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) месячного срока со дня опубликования второго объявления, содержащего достоверные сведения.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Суд удовлетворил ходатайство.
Глава Урупского муниципального района просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Суд удовлетворил ходатайство.
ООО "Специалист" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда от 26.06.2008. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.
Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике отзыва на апелляционную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Судом удовлетворено ходатайство.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Правильность решения суда от 26.06.2007 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается следующее.
31.10.2007 постановлением Главы Урупского муниципального района N 704 ООО "Специалист" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 46308952 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0040201:02115, с местоположением: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (том 1, л.д. 7).
На основании постановления 31.10.2007 Главы Урупского муниципального района N 704 между администрацией Урупского муниципального района и ООО "Специалист" заключен договор аренды N 185 от 01.11.2007 с правом выкупа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства кадастровый номер 09:05:0040201:0215 по адресу: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп" площадью 46308952 кв. м (том 1, л.д. 17-22).
Прокурором Урупского района в марте 2008 года проведена плановая проверки соответствия федеральному законодательству принятых органами местного самоуправления правовых актов о предоставлении земельных участков для различных целей. В ходе проведения проверки выявлено, что постановление главы Урупского муниципального района N 704 31.10.2007 вынесено с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель. Объявление о предоставлении земельного участка, указанного в оспариваемом постановлении, публиковалось дважды, 16 августа и 27 октября 2007 г. В первом объявлении, в нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, было неправильно указано месторасположение и размер земельного участка, не указаны условия (за плату или бесплатно) предоставления земельного участка. Во втором объявлении эти сведения уточнены, но постановления приняты до истечения установленного статьей 10 Закона об обороте земель месячного срока со дня опубликования второго объявления (том 1, л.д. 141-143).
Полагая, что постановление N 704 от 31.10.2007 вынесено с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел в обоснованному выводу о том, что при предоставлении в аренду спорных земельных участков обществу требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам регулируется статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, на которую отсылает пункт 2 статьи 10 Закона об обороте земель.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременно публикацию такой информации.
Пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктами 4 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
В деле имеется опубликованное в газете "День Республики" от 16.08.2007, официальном органе Народного собрания и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, информационное сообщение о возможности предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, находящихся по адресу: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га. (том 1, л.д. 8).
07.09.2008 в администрацию поступило заявление ООО "Специалист" о предоставлении земельного участка площадью 46304658 кв. м согласно объявлению, с приложением всех необходимых документов (том 1, л.д. 14).
По заказу Главы района, предпринимателем Поповым Ю.К. было сформировано землеустроительное дело. В ходе производства работ по формированию землеустроительного дела, были определены точное местонахождение, границы, координаты и площадь земельного участка, присвоено наименование. Землеустроительное дело и другие необходимые документы были переданы в Агентство, которое присвоило участку кадастровый номер.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц.
27.10.2007 в газете "День республики" было опубликовано информационное сообщение о том, что в объявлении от 16.08.2007 Администрации Урупского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства по адресу: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га. Допущена ошибка: вместо слов "урочище Толстый бугор, площадью 4956, 1530 га" следует считать верным: "урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп" площадью 46308952 кв. м" (том 1, л.д. 9).
В деле имеется письмо Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике от 31.10.2007 N 73 о том, что в ходе землеустройства и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами квартала 09:05:004 02 01, местоположение участка: КЧР, Урупский район, урочище Толстый бугор и его площадь 4956, 1530 га, уточнены. Адресными ориентирами (местоположение) земельного участка с кадастровым номером 09:05:004 02 01:0215 следует считать: КЧР, Урупский район, урочище "Толстый Хребет", "1-я Ацгара", "2-я Ацгара", "Бульварка", "Малый Уруп". В соответствии с уточняющими замерами, выполненными в ходе землеустроительных работ, площадь указанного участка составляет 46308952 кв. м.
Ссылка прокурора не недостоверность сведений, опубликованных в информационном сообщении от 16.08.2007, является необоснованной.
Спорный земельный участок находится в горах, на значительном расстоянии от населенных пунктов, инвентаризация земель в Урупском районе не производилась. Установленный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков предусматривает проведение работ по формированию землеустроительного дела (определение точного местонахождения, границ, координат и площади земельного участка и т.д.), после опубликования объявления о возможном его предоставлении.
Опубликование информационного сообщения 27.10.2007 в газете "День республики" уточненных сведений о местоположении и площади спорного земельного участка по результатам землеустроительных работ не нарушает порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам, установленный статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель и не свидетельствует о недостоверности информации, опубликованной 16.08.2007.
Закон не устанавливает конкретных требований к содержанию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам, кроме обязательного указания права, на котором предоставляется земельный участок и условиях его предоставления (за плату или бесплатно).
Сообщение от 16.08.2007 содержит необходимую информацию о предоставляемых в аренду земельных участках, а именно: целевое назначение, площадь, местонахождение земельных участков. В сообщении указано право аренды, на котором могут быть предоставлены земельные участки, предполагающее в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации плату за предоставление земельных участков.
Срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель с момента опубликования информации о земельных участках, предоставляемых в аренду 16.08.2007 администрацией, соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации конкретные обязанности по предоставлению земельных участков возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Спорный земельный участок находился в районном фонде перераспределения земель.
Уставом Урупского муниципального района, принятого решением Совета Урупского муниципального района от 10.03.06 г., Главе района предоставлено право принимать постановления о предоставлении земельных участков.
Предоставление обществу спорного земельного участка лицом, уполномоченным на это органом местного самоуправления, не противоречит указанным выше нормам законодательства.
Довод прокурора о том, что оспариваемыми постановлениями нарушены интересы неопределенного круга в лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности, не подтвердился.
Информация о предоставлении в аренду земельных участков, опубликованная в газете, является общедоступной.
Доказательств обращения граждан и юридических лиц с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка у суда не имеется.
Опубликованное в газете "День Республики" от 5 мая 2007 г. от имени Администрации Урупского муниципального района объявление о предоставлении земельных участков, не может быть признано судом в качестве доказательства нарушения чьих-либо прав и законных интересов, поскольку объявление опубликовано Джанибековым О.П.
Объяснения члена КФХ "Алан" Акбаева М.Х., Кипкеева Д.У., Батчаева З.В.об устном обращении в администрацию о предоставлении в аренду земельных участков и отказе администрации, данные зам.прокурора Урупского района Бекову М.Х. не могут быть признаны судом в качестве доказательств обращения данных лиц с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке (том 1, л.д. 134-136).
Заявление Акбаева Р.С. от 31.01.2008 (т. 1, л.д. 137) и заявление жителей ст. Сторожевой от 25.04.2008 (том 1, л.д. 138) о предоставлении в аренду земельных участков поданы по истечении месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель срока для принятия решения о передаче земельных участков в аренду и после издания оспариваемого постановления, в силу чего, не могут являться доказательствами обращения данных лиц с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2007 по делу N А25-357/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
И.М.МЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)