Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 28.06.2013 N Ф03-2431/2013 ПО ДЕЛУ N А04-7979/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. N Ф03-2431/2013


Резолютивная часть постановления от 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: Г.А.Суминой, О.Н.Трофимовой
при участии:
- от заявителя: индивидуального предпринимателя Козловцева Дмитрия Викторовича - представитель не явился;
- от администрации города Благовещенска - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козловцева Дмитрия Викторовича
на решение от 27.12.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013
по делу N А04-7979/2012
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.Л.Лодяная; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г.Харьковская, Е.А.Швец, Е.В.Гричановская
по заявлению индивидуального предпринимателя Козловцева Дмитрия Викторовича
к администрации города Благовещенска
о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка
Арбитражный суд Амурской области решением от 27.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, отказал индивидуальному предпринимателю Козловцеву Дмитрию Викторовичу (ОГРНиП 312280123400019, далее - предприниматель) в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, место нахождения: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 133, 309; далее - администрация), выраженного в письме от 07.09.2012 N 5486/16, о предоставлении в аренду земельного участка для открытой автостоянки примерной площадью 3900 кв. м, расположенного в западном промышленно-селитебном районе города Благовещенска.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и не полное исследование обстоятельств дела, предлагает указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что на территорию квартала, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок, уполномоченным органом красные линии не утверждались.
Заявитель жалобы считает, что разрешая спор в указанной части, суды применили правовые акты (постановления администрации от 22.04.2010 N 1660 и от 11.02.2010 N 568) не подлежащие применению, поскольку из данных постановлений следует, что каталог координат поворотных точек красных линий относительно спорной территории не утвержден.
По мнению заявителя жалобы, какие-либо объекты общего пользования, в том числе и теплотрасса, на испрашиваемой территории отсутствуют, а из письма администрации от 07.09.2012 N 5486/16 следует, что данный объект упоминается как препятствие к доступу на испрашиваемую территорию.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что при разрешении спора суды неправомерно руководствовались частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), устанавливающей запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, тогда как спорный земельный участок индивидуальный предприниматель испрашивал в аренду.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях расширения площади земельного участка для предпринимательской деятельности 23.08.2012 предприниматель Козловцев Д.В. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для открытой автостоянки согласно прилагаемой схеме, находящегося в квартале ЗПУ-3, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая - Энергетическая.
Письмом от 07.09.2012 N 5486/19 администрация сообщила предпринимателю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка ввиду его нахождения в границах "красных линий" - линий, обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования. Кроме того, администрация сослалась на то обстоятельство, что указанный земельный участок расположен за проходящей в непосредственной близости от него тепломагистралью, препятствующей доступ на данный земельный участок с территории общего пользования (дороги).
Данные обстоятельства явились поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11, 29 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, пунктом 2 которой предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
В соответствии с положениями главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска утверждены решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09.
Согласно пункту 9 части 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться органом местного самоуправления с учетом зонирования территорий.
Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, определяется градостроительным регламентом. При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Решением Благовещенской городской думы от 21.07.2011 N 28/86 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Благовещенска, для целей, не связанных со строительством, пунктом 6.1 которого предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, в том числе иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
Как было отмечено выше, отказ в предоставлении в аренду земельного участка основан на том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования.
Судами установлено, что по запрашиваемому земельному участку, находящемуся в квартале ЗПУ-3 проходит красная линия, а фрагмент аэрофотосъемки свидетельствует о том, что запрашиваемый участок входит в границы земельного участка, на котором расположена теплотрасса.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
В соответствии со статьями 1 ГрК РФ, 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1 (подпункт 11 пункта 1), 81, 85 (пункт 12) ЗК РФ, территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования, имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Поскольку в силу прямого указания закона (статья 36 ГрК РФ) требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан предоставлять земельные участки с учетом зонирования территорий, то в рассматриваемом случае у администрации города Благовещенска отсутствует обязанность по предоставлению спорного земельного участка.
Довод заявителя об отсутствии утвержденных красных линий по запрашиваемому кварталу в связи с неутверждением в квартале ЗПУ-3 каталога координат поворотных точек, является несостоятельным.
Постановлением мэра города Благовещенска от 11.08.2006 N 2646 утвержден Проект красных линий города Благовещенска (приложения N 1, 2), пункт 2 которого содержит предписание управлению архитектуры и градостроительства администрации города об обеспечении проведения работ по координированию красных линий.
В связи с изменением градостроительной ситуации и во исполнение пункта 2 постановления мэра города Благовещенска от 11.08.2006 N 2646 ведутся работы по координированию красных линий, что подтверждается принятием администрацией города Благовещенска постановлений от 11.02.2010 N 586 и 22.04.2010 N 1660 об утверждении каталога координат красных линий кварталов города Благовещенска.
В соответствии с частью 4 статьи 34 ЗК РФ в отношении запрашиваемого земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судами установлено, что спорный земельный участок расположен за проходящей в непосредственной близости от него тепломагистралью, что явилось одним из оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка, поскольку теплотрасса препятствует доступу на данный земельный участок с территории общего пользования (дороги).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
отсутствие доступа (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку является основанием для отказа в постановке данного земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, исполняя свою обязанность по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении муниципального образования, администрация города Благовещенска правомерно отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
При разрешении спора суды сослались на часть 12 статьи 85 ЗК РФ как на норму, содержащую понятие территорий общего пользования, а не как основание для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
Остальные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку выводов судов, касающихся фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.12.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А04-7979/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОЛИКОВ

Судьи
Г.А.СУМИНА
О.Н.ТРОФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)