Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А19-22569/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. N А19-22569/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
с участием представителей Министерства имущественных отношений Иркутской области Ермакова Андрея Леонидовича (доверенность от 31.08.2012 N 6547/11-1и), гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя Левчук Инны Станиславовны (паспорт) и ее представителя Колобовникова Алексея Сергеевича (доверенность от 17.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области и правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года по делу N А19-22569/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.,),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Левчук Инна Станиславовна (далее - индивидуальный предприниматель Левчук И.С., ОГРНИП 304381220800120, г. Иркутск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к правительству Иркутской области (далее - правительство, ОГРН 1073808005534, г. Иркутск) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв.м, расположенного в мкр. Первомайский Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв.м, расположенного в мкр. Первомайский Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет, в течение 15 дней с момента принятия решения суда.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство, ОГРН 1083808003564).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 года решение суда от 26 февраля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, правительство и министерство обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Министерство в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы считает, что индивидуальный предприниматель вправе получить земельный участок, если данный объект принадлежит ему на праве собственности в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, либо он вправе получить на него права по соглашению с собственником данного объекта недвижимости. Предоставить же земельный участок, на котором имеется объект недвижимости, в отсутствие документов о принадлежности данного объекта недвижимости предпринимателю не представляется возможным, так как затрагивает права собственника указанного объекта недвижимости.
Правительство в кассационной жалобе также просит судебные акты отменить, так как считает, что обязанность об устранении нарушенных прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 не может быть исполнена в связи с наличием принятого правительством решения по заявлению Левчук И.С (отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в письме от 12.08.2011 N 24-5446/1и).
В судебном заседании представитель министерства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель предпринимателя считает судебные акты законными и обоснованными.
Правительство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.07.2007 постановлением мэра г. Иркутска N 031-06-1354/7 утвержден проект границ земельного участка, расположенного в Свердловском районе г. Иркутска, в мкр. Первомайский площадью 400 кв.м, под строительство магазина.
21.08.2008 постановлением мэра г. Иркутска N 031-06-1824/8 индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. согласовано место размещения магазина на указанном земельном участке, утвержден акт о выборе земельного участка.
На основании заявления предпринимателя Левчук И.С. земельный участок площадью 400 кв.м, по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, для строительства здания магазина, поставлен на кадастровый учет 16.12.2008 и ему присвоен кадастровый номер 38:36:000030:1029.
Предприниматель Левчук И.С. обратилась к Губернатору Иркутской области, через Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000030:1029, площадью 400 кв.м, расположенного в Свердловском районе г. Иркутска, в мкр. Первомайский, для строительства магазина в аренду сроком на 5 лет (вх. N 555/9 от 13.04.2009).
В связи с отсутствием ответа на поданное заявление предприниматель Левчук И.С. 23.12.2010 повторно обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровый номер 38:36:000030:1029, площадью 400 кв.м, расположенного в Свердловском районе г. Иркутска, в мкр. Первомайский, для строительства магазина в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением мэра города Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-10/11 отменено постановление мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8 "О предварительном согласовании ИП Левчук И.С. места размещения здания магазина в Свердловском районе г. Иркутска в мкр. Первомайский".
Письмом от 25.01.2011 N 24-3384/1и Министерство сообщило предпринимателю Левчук И.С. об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства магазина (кадастровый номер 38:36:000030:1029, площадь 400 кв.м, почтовый адрес ориентира, относительно которого установлено местоположение участка - Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский), в связи с принятием администрацией города Иркутска постановления от 18.01.2011 N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8".
По истечении двух лет сведения о земельном участке 38:36:000030:1029, выделенном Левчук И.С. и поставленном на кадастровый учет по ее заявлению от 16.12.2008, аннулированы решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании подготовленного предпринимателем Левчук И.С. межевого плана указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.03.2011 и ему присвоен кадастровый номер 38:36:000030:1161.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.06.2011 по делу N А19-7362/11, вступившим в законную силу, постановление мэра города Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра города Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8" признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, изложенным в письме Министерства от 25.01.2011 N 24-3384/1и, предприниматель Левчук И.С. оспорила его в судебном порядке.
Решением суда от 02.12.2011 по делу N А19-4120/2011 заявленные требования Левчук И.С. удовлетворены.
12.03.2012 по делу N А19-4120/2011 Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист об обязании должника - Министерства имущественных отношений Иркутской области - устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта решения правительства о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. земельного участка для строительства в аренду.
На основании данного исполнительного листа 20.03.2012 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 647/12/21/38 в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.04.2012 N 3747/12/21/38 исполнительное производство N 647/12/21/38 окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Министерством имущественных отношений Иркутской области подготовлен проект распоряжения правительства "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. земельного участка для строительства здания магазина в Свердловском районе г. Иркутска в мкр. Первомайский".
Поскольку, несмотря на наличие подготовленного министерством проекта распоряжения, решение о предоставлении земельного участка правительством в установленный срок не было принято, предприниматель, полагая, что данное бездействие противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что правительство обязано было в двухнедельный срок с момента обращения заявителя принять решение о предоставлении земельного участка заявителю.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 28).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1, пункты 3, 5 статьи 30).
Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (пункт 5); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно Закону Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", Положению от 18.12.2009 N 364/143-пп органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, является правительство Иркутской области.
В соответствии с пунктом 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп правительство Иркутской области на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство имущественных отношений Иркутской области, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2009 года после проведения в отношении спорного земельного участка процедуры выбора земельного участка, выполнения кадастровых работ, осуществлении его государственного кадастрового учета, предприниматель Левчук И.С. обратилась в правительство (через министерство) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1029 площадью 400 кв.м, расположенного в Свердловском районе г. Иркутска, в мкр. Первомайский, в аренду сроком на 5 лет для строительства магазина (до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены документы, предусмотренные Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденным постановлением правительства от 18.12.2009 N 364/143-пп.
Однако в срок, установленный пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп, решение о предоставлении земельного участка правительством не было принято.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший действие (бездействие).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о совершении правительством необходимых действий по рассмотрению заявления предпринимателя в отношении испрашиваемого земельного участка в установленные законом сроки.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суды двух инстанций обоснованно сочли оспариваемое бездействие правительства не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Положению от 18.12.2009 N 364/143-пп и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких условиях в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования о признании незаконным бездействия правительства, выразившегося в непринятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства здания магазина.
Действующим Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, предусматриваются сроки проверки представленного заявителем пакета документов, согласно пункту 68 Положения, которые составляют 5 рабочих дней, по истечении которых представленный заявителем пакет документов должен быть возвращен заявителю при выявлении недостатков.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что предпринимателем в полной мере был соблюден порядок получения земельного участка в аренду для строительства, регламентированный статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, и были представлены все необходимые документы, предусмотренные законом.
Иные доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, не влияют на правильность принятых судебных актов по существу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года по делу N А19-22569/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)