Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2007 N 04АП-7/2007 ПО ДЕЛУ N А78-5595/2006-С2-27/302

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2007 г. N 04АП-7/2007

Дело N А78-5595/2006-С2-27/302

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Куклина О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"

на решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г. по делу N А78-5595/2006-С2-27/302, по заявлению ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о признании недействительным Распоряжения Главы Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005 г. N 950 "О внесении изменений в ранее принятые Постановления Главы Администрации N 996 от 06.10.2004 г., N 997 от 06.10.2004 г.", принятого судьей Д.С. Горкиным

при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черняев В.Н. (доверенность от 26.12.2006 г. N 532),
от ответчика: Покацкий Б.Г. (доверенность от 12.02.2007 г. N 156),
Жамбал-Доржиев Виталий (доверенность от 17.01.2007 г. N 50)

установил:

ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным Распоряжения Главы Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005 г N 950 "О внесении изменений в ранее принятые Постановления Главы Администрации N 996 от 06.10.2004 г, N 997 от 06.10.2004 г".
Решением суда от 27 ноября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что, принимая обжалуемое Распоряжение, Администрация действовала в пределах представленных полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании распоряжения недействительным. Полагают, что судом при разрешении дела не учтено, что обжалуемое распоряжение нарушает права истца в сфере землепользования, налогообложения. Перевод земельного участка из одной категории в другую был осуществлен Администрацией в нарушение порядка, установленного ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Представитель заявителя в судебном заседании в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что суд не выяснил вопросы о правах на земельный участок, занятый под водохранилище, а также наличия согласия собственника на перевод земли в другую категорию, не применил нормы права, подлежащие применению. Просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился. Пояснил, что водохранилище имеет искусственное происхождение и является неотъемлемой частью технологического процесса, обеспечивающего функционирование станции и в связи с этим, должен находиться в той же категории, что и земельный участок, на котором расположена станция - к категории земель промышленности. При принятии оспариваемого распоряжения положения ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не применяли. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно Государственному акту от 22.06.1995 г. N 40-14-000025 Харанорской ГРЭС на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью 894га для строительства ГРЭС.
На основании данного Государственного акта, свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования на землю N 246 от 21.07.1998 г., постановления Администрации Оловяннинского района Читинской области N 212 от 21.07.1998 г., постановления Администрации Оловяннинского района Читинской области N 62 от 05.02.2001 г., выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2001 г., в котором указано, субъект права - РАО ЕЭС, вид права - постоянное пользование, объект права - земельный участок, назначение - земли промышленности, общей площадью 449,0 га, N объекта - 75:14:37 02 01:15:00:00-ЗУ.
17.02.2004 г. изготовлен кадастровый план данного земельного участка, N 75:14:470101:0001, в котором указано, предыдущий номер - 75:14:37 02 01:15, площадь - 449 га, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи (весь).
В 2004 году по заявке ОАО "Харанорская ГРЭС" ООО "Институт оценки собственности финансовой деятельности" были проведены землеустроительные работы.
В целях приведения землепользования ОАО "Харанорская ГРЭС" в соответствие с материалами землеустроительного дела, Администрацией Оловяннинского района Читинской области были приняты постановления от 06.10.2004 г N 997 "Об утверждении границ земельных участков под объектами недвижимости ОАО "Харанорская ГРЭС", и от 06.10.2004 г N 996 "О переводе земель запаса в земли водного фонда, промышленности, земель промышленности в земли водного фонда для эксплуатации объектов ОАО "Харанорская ГРЭС".
В Постановлении от 06.10.2004 г N 997 подпунктом 1.3 пункта 1 установлено:
"1.Утвердить под объектами недвижимости Открытого Акционерного Общества "Харанорская ГРЭС" границы следующих вновь образованных земельных участков:
1.3 для эксплуатации части водохранилища площадью 2754836 кв. м, в т.ч. из земель водного фонда 2249802 кв. м, 934 кв. м, 4259 кв. м, 490121 кв. м, 9720 кв. м"
Постановлением Администрации от 06.10.2004 г N 996 установлено:
"1. Перевести из земель запаса земельный участок общей площадью 50,41 га в земли водного фонда для эксплуатации и обслуживания водохозяйственных объектов ОАО "Харанорская ГРЭСС", находящийся на юге от п.Ясногорск Оловяннинского района Читинской области.
3. Перевести из земель промышленности земельный участок общей площадью 225,0736 га в земли водного фонда для эксплуатации водохозяйственных сооружений (водохранилище) ОАО "Харанорской ГРЭСС", находящийся на юго-западе от п.Ясногорск Оловяннинского района Читинской области."
На основании указанных постановлений были изготовлены кадастровые планы отдельно по земельному участку, занятому объектами промышленности, и земельному участку, занятым водохранилищем.
В частности, в кадастровом плане земельного участка под водохранилищем от 21.01.2005 г. указано N 75:14:470101:0098, площадь - 275,4836 га, категория земель - земли водного фонда - весь.
Распоряжением Администрации от 24.11.2005 г N 950 внесены следующие изменения в постановление главы администрации N 996 от 06.10.2004 года:
- - название постановления изложить в следующей редакции: О переводе земель запаса в земли промышленности для эксплуатации объектов ОАО "Харанорская ГРЭСС";
- - пункт 1 постановления слова "в земли водного фонда" заменить на слова "в земли промышленности";
- - пункт 3 отменить.
2. Внести следующие изменения в постановление главы администрации N 997 от 06.10.2004 г.,
- в пункт 1 подпункт 1.3 слова "из земель водного фонда" заменить на слова "из земель промышленности".
В обоснование перевода земельного участка, находящимся под водохранилищем, из земель водного фонда в земли промышленности администрация в оспариваемом распоряжении указала, что водохранилище имеет искусственное происхождение и является неотъемлемой частью технологического процесса, обеспечивающего функционирование станции и в связи с этим, должен находиться в той же категории, что и земельный участок, на котором расположена станция - к категории земель промышленности.
На основании данного распоряжения были внесены изменения в кадастровый план данного земельного участка в части категории земель, указано - земли промышленности - весь (кадастровый план от 22.02.2006 г.).
Данные факты стороны не оспаривают.
Не согласившись с Распоряжением Администрации от 24.11.2005 г N 950, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", являющееся правопреемником ОАО "Харанорская ГРЭС", о чем в установленном порядке приняты соответствующие решения и внесены изменения в ЕГРП, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что принимая обжалуемое Распоряжение, Администрация действовала в пределах представленных полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии со статьей 8 Земельного Кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, -органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) документах государственного земельного кадастра;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ от 21.12.2004 г., действовавший с период принятия оспариваемого распоряжения.
Согласно ст. 2 Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (п. п. 5 п. 4)
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5).
В статье 3 названного закона установлен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В п. 4 указано - по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (п. 7).
Согласно ст. 5 данного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра (п. 1). О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2).
- В статье 12 указанного закона перечислены случаи, при которых допускается перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию: 1) создания особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселений;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Администрацией Оловяннинского района Читинской области, при переводе земельного участка, занятого водохранилищем, из категории земель водного фонда в категорию земель промышленности, не соблюден установленный порядок.
До принятия оспариваемого распоряжения данный земельный участок был отнесен к землям водного фонда, что подтверждается постановления от 06.10.2004 г N 997, от 06.10.2004 г N 996, кадастровым планом земельного участка под водохранилищем от 21.01.2005 г.
Доказательств наличия оснований, перечисленных в ст. 12 названного закона, согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, обращение с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую, принятия акта о переводе земель или земельных участков, Администрацией не представлено.
Законом не предусмотрена возможность перевода земель из одной категории в другую путем вынесения распоряжения, которым вносятся изменения в ранее принятые постановления, которыми установлена категория земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при принятии оспариваемого постановления положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не руководствовались.
Пунктом 3 ст. 8 Земельного Кодекса РФ установлено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение было принято с нарушением установленного порядка, что является основанием для признания его недействительным.
Кроме того, суд считает, что земельный участок, занятый водохранилищем, в силу норм закона должен быть отнесен к землям водного фонда.
Статьей 1 Водного кодекса РФ установлено, что водными объектами признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ поверхностными водоемами являются водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.
В ст. 9 Водного Кодекса РФ указано, что поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на:
- поверхностные водотоки и водохранилища на них;
- поверхностные водоемы;
- ледники и снежники.

Согласно письму Департамента государственного энергетического надзора от 03.02.2004 г. N 32-10-11/205, водохранилище Харанорской ГРЭС включено в Российский регистр гидротехнических сооружений с присвоением кода 21175С721000200.
Водохранилище Харанорской ГРЭС, как видно из имеющихся в материалах дела планов, и пояснений сторон, расположено на реке Онон (в двухстах метрах), водозабор и водоотведение осуществляется из реки Онон.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Читинской области N 252 от 25.03.1997 г. "О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" минимальная ширина водоохранных зон устанавливается, в том числе протяженностью от 500 км в размере 500 метров. Протяженность реки Онон составляет 1032 км, в том числе по территории России 540 км. Следовательно, водохранилище находится в водоохранной зоне.
Вышеуказанные обстоятельства в силу ст. 102 Земельного Кодекса РФ позволяют отнести земельный участок, занятый водохранилищем Харанорской ГРЭС, к землям водного фонда.
Обжалуемое распоряжение нарушает права истца в сфере землепользования, налогообложения.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование распоряжения N 950 от 24.11.2005 г. правомерно было удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального Кодекса РФ считает необходимым принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований с отменой решения суда первой инстанции.
При подаче искового заявления обществом была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение N 271 от 16.05.2006 г. и N 1277 от 13.09.2006 г.), при подаче апелляционной жалобы - 1000 руб. (платежное поручение N 2061 от 25.12.2006 г.), всего 3000 руб., которые на основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Апелляционную жалобу ОАО "ОГК-3" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г., принятое по делу N А78-5595/2006-С2-27/302, отменить. Принять новое решение.
2. Признать недействительным Распоряжение Администрации Оловяннинского района Читинской области от 24.11.2005 г. N 950 и не соответствующим ст. 102 Земельного Кодекса РФ. Администрации Оловяннинского района Читинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Возвратить ОАО "ОГК-3" уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
О.А.КУКЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)