Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-36349/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А41-36349/12


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Болдырев В.Ю., по доверенности от 01.08.2013,
от заинтересованного лица - Украинская Л.А., по доверенности от 09.10.2013 N 166,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" (ИНН: 5038089840, ОГРН: 1125038001824) на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 по делу N А41-36349/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" к главе городского округа Красноармейск Московской области с требованиями о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15.05.2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области"; о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области от 15.06.2012 г. (исходящий N 2636 от 15.06.2012 г.) в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1"; об обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17.05.2012 г. (входящий N 1399 от 17.05.2012 г.) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Сосны-1" (далее - заявитель, СНТ "Сосны-1") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к главе городского округа Красноармейск Московской области (далее заинтересованное лицо) с требованиями:
- - о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15.05.2012 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области";
- - о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области от 15.06.2012 (исходящий N 2636 от 15.06.2012) в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1";
- - об обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17.05.2012 г. (входящий N 1399 от 17.05.2012) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года заявленные требования СНТ "Сосны-1 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, СНТ "Сосны-1" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции сделаны необоснованные выводы о законности постановления главы, отменившего постановление N 86 об утверждении акта выбора земельного участка для организации СНТ, утверждении создания товарищества и поименного состава его членов, после возникновения соответствующих правовых последствий. Указал, что глава города Красноармейск Московской области, издавая постановление от 02.03.2012 года N 86, действовал в строгом соответствии с положениями статей 11, 28, 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13 - 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статьи 6 Закона Московской области от 01.06.2011 г. N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", реализуя один из этапов процедуры реализации прав граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, установленной положениями Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Напротив, действия главы города Красноармейск по изданию Постановления N 236 от 15.05.2012 г. и его решение об отказе в предоставлении товариществу земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности.
По ходатайству заявителя судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела копии Списка граждан, обращающихся за предоставлением дачных или садовых земельных участков - приложение к заявлению Муркаевой С.А. (т. 3, л.д. 35-41), градостроительной проработки на размещение товарищества N 408, необходимые для полного и объективного рассмотрения дела.
Представитель главы городского округа против удовлетворении апелляционной жалобы возражал, указав, что постановление о выборе земельного участка для организации товарищества утвердило акт выбора, составленный с нарушениями, заявление об организации товарищества с предоставлением земельного участка испрашиваемой площади подано лишь пятью лицами в 2008 году, следовательно, по мнению главы, предоставление земельного участка такой площадью для пяти человек несоразмерно, постановление об утверждении списков граждан, имеющих право на получение бесплатно земельных участков для садоводства, впоследствии было также отменено главой. Считает, что персональный состав СНТ утвержден незаконно, в члены СНТ включены лица, не подтвердившие свои права на преимущественное получение земель в целях организации товарищества. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке имеются ограничения по его использованию в связи с прохождением охранной зоны ЛЭП и городских канализационных сетей, арендуемых муниципальным предприятием, что препятствует его предоставлению для организации товарищества.
В заседании апелляционного суда представитель главы городского округа письменно заявил о фальсификации приобщенного апелляционным судом Списка граждан, обращающихся за предоставлением дачных или садовых земельных участков - приложение к заявлению Муркаевой С.А. Указал, что Список изготовлен позднее 2008 года, входящий штамп администрации на нем от 20.05.2008 также проставлен в другом году.
Представитель заявителя отказался исключать указанный документ из числа доказательств.
В порядке ст. 161 АПК РФ суд апелляционной инстанции в целях проверки заявления о фальсификации доказательства по своей инициативе вызвал в качестве свидетелей граждан Муркаеву С.А., Жарикова М.С., Пашкова В.В. как лиц, участвующих в подписании названного списка граждан с входящим штампом администрации 20.05.2008.
Свидетель Муркаева С.А. пояснила, что входила в инициативную группу по созданию СНТ, рассматриваемый список изготовлен в апреле или мае 2008 года, ранее земельный участок длительное время использовался под огороды для посадки картофеля. На сегодняшний день земля не обрабатывается.
Свидетель Жариков М.С. пояснил суду, что он является выпускником детского дома - интерната, не имеет родителей, в члены товарищества ему предложил вступить знакомый Муркаев В.В., который и передал ему для подписи список, когда он расписывался, в списке уже имелось много подписей, расписался в списке лично в 2008 году.
Вызванный в качестве свидетеля В.В. Пашков в суд не явился. Представителем заявителя суду представлены нотариально заверенные пояснения В.В. Пашкова, в которых он указал, что в списке на имя главы города Красноармейск о предоставлении садового участка расписался лично в период апрель - май 2008 года. Указанные пояснения приобщены судом к материалам дела.
По ходатайству заявителя апелляционным судом допрошен в качестве свидетеля гражданин Савеленок А.А., который пояснил, что входил в инициативную группу по оформлению и подписанию рассматриваемого списка и подачи заявления на имя главы города для предоставления земли в целях организации садоводства. Указал, что в списке расписался лично в 2008 году.
Все свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Апелляционный суд не имеет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей.
Представителем заинтересованного лица в целях проверки заявления о фальсификации доказательства заявлено о проведении судебной экспертизы в целях установления даты изготовления документа.
Кроме того, необходимо отметить, что входящий штамм администрации на спорном списке от 20.05.2008 соответствует штампу на заявлении Муркаевой С.А. N 184-ЗГ (т. 3, л.д. 51) и пяти граждан об организации садового товарищества на землях, занимаемых огородами.
То обстоятельство, что по сведениям администрации спорный список не отражен при регистрации входящей документации и не имеется в распоряжении администрации, не может свидетельствовать о том, что он не поступал в администрацию.
С учетом изложенного, рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку считает в целях проверки заявления о фальсификации доказательств достаточным допрос в качестве свидетелей граждан, непосредственно участвовавших в подписании документа.
Заявление о фальсификации отклонено апелляционным судом, что отражено в протоколе судебного заседания.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Постановлением главы города Красноармейск Московской области от 25.07.2011 N 343 "Об утверждении списков граждан, подавших заявление о предоставлении садовых, огородных, дачных земельных участков на территории городского округа Красноармейск Московской области" (л.д. 15-16) в соответствии со статьями 11, 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в целях обеспечения учета граждан в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа Красноармейск Московской области, а также соблюдения прав граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, были утверждены:
1) список граждан, подавших заявление о предоставлении садового земельного участка на территории городского округа Красноармейск Московской области по состоянию на 01 января 2011 года (Приложение 1 л.д. 17-21));
2) список граждан, подавших заявление о предоставлении огородного земельного участка на территории городского округа Красноармейск Московской области по состоянию на 01 января 2011 года (Приложение 2 (л.д. 22);
3) список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на территории городского округа Красноармейск Московской области по состоянию на 01 января 2011 года (Приложение 3 (л.д. 23);
4) список граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа Красноармейск Московской области по состоянию на 01.01.2011 (Приложение 4 (л.д. 24).
Указанное постановление в полном объеме, включая утвержденные поименные списки граждан опубликованной в установленном порядке в печатном издании "Городок" N 30 (847) от 05.08.2011.
Постановлением главы города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства" (л.д. 30-31) глава города Красноармейск Московской области постановил: "Предварительно согласовать вариант размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения садоводства" (далее - земельный участок).
2. Утвердить:
- 2.1. Акт выбора земельного участка (приложение 1, л.д. 33-35);
- 2.2. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение 2);
- 2.3. Координаты границ земельного участка (приложение 3);
- 2.4. Персональный состав членов садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" (приложение 4).
3. Рекомендовать заинтересованным лицам:
3.1. Обеспечить выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет в отношении земельного участка,
3.2. Осуществить государственную регистрацию садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1".
Во исполнение постановления 05.04.2012 с учетом утвержденного персонального состава осуществлена государственная регистрация СНТ "Сосны-1".
02.05.2012 на основании акта выбора осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 65000 кв. м, присвоен кадастровый номер 50:650000001:14, категория не установлена, вид разрешенного использования: для ведения садоводства (т. 2, л.д. 49-51).
17.05.2012 садоводческое некоммерческое товарищество "Сосны-1" обратилось к главе города Красноармейск Московской области с заявлением (входящий N 1399 от 17.05.2012) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" и вынесения данного проекта в натуру членами садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1".
15.06.2012 (исходящий N 2636 от 15.06.2012 г.) главой города Красноармейск Московской области садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" было сообщено:
- - об издании Постановления главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области, которым отменено Постановление главы города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86;
- - о преждевременности рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1".
Постановлением главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" (л.д. 13) глава города Красноармейск Московской области отменил два нормативно - правовых акта:
1) Постановление главы города Красноармейск от 28.03.2011 N 150 "Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков на территории городского округа Красноармейск";
2) Постановление главы города Красноармейск от 25.07.2011 N 342 "Об утверждении Порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск";
и один ненормативный правовой акт: постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства".
Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным Постановления главы города Красноармейск Московской области от N 236 от 15.05.2012 в полном объеме. Указанное требование рассмотрено судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает, что Постановление от N 236 от 15.05.2012 в части отмены двух нормативных правовых актов (Постановления от 28.03.2011 N 150 и от 25.07.2011 N 342) также является нормативным правовым актом, в связи с чем решение суда первой инстанции по рассмотрению указанного требования заявителя не подлежит обжалованию в суд апелляционной инстанции. Производство по жалобе в указанной части следует прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Таким образом, надлежит прекратить производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-36349/12 в части отказа судом в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15.05.2012 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28.03.2011 N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25.07.2011 N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск".
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил, что Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области", отменившее в том числе, постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства" принято на основании ЗК РФ, Закона МО "О регулировании земельных отношений в Московской области", ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устава г/о Красноармейск", руководствуясь: Положением "О порядке учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков на территории городского округа Красноармейск", Положением "О порядке учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск", принятыми решением Совета депутатов от 04.04.2012, во исполнение требований протестов Пушкинской городской прокуратуры от 01.09.2011 в целях приведения правовой базы администрации в соответствие с законодательством.
Вместе с тем, постановление N 86 об утверждении акта выбора земельного участка, численного состава СНТ "Сосны - 1" не относится к правовой базе администрации, а является ненормативным правовым актом относительно создания товарищества и разрешения вопроса о месте расположения земельного участка под организацию гражданами садового товарищества.
Суд апелляционной инстанции считает, что изданный главой города ненормативный правовой акт - Постановление от 15.05.2012 N 236 об отмене вышеуказанного постановления 02.03.2012 N 86 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку создает препятствия для реализации прав по предоставлению земельного участка для ведения садоводства, в целях которого непосредственно создано СНТ "Сосны-1" с утверждением отмененным постановлением его персонального состава согласно сформированным и опубликованным спискам нуждающихся для организации садоводства граждан.
При этом бремя доказывания законности Постановления главы об отмене вышеуказанного постановления возложено в силу закона на заинтересованное лицо.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обосновании своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Нормами статьей 39 и 40 Устава городского округа Красноармейск Московской области установлено, что Глава города в пределах полномочий: представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов городского округа; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов городского округа; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области; представляет Совету депутатов городского округа ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов городского округа.
По вопросам своей компетенции Глава города издает постановления и распоряжения.
Требования протестов Пушкинской городской прокуратуры Московской области от 01.09.2011 N 14-118/2011 об отмене Постановлений Главы города от 28.03.2011 N 150 и от 25.07.2011 N 342 не относятся к Постановлению 02.03.2012 N 86.
Заинтересованное лицо в обоснование доводов ссылается на необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, и право главы в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. Как указало заинтересованное лицо суду, отменяя постановление N 86 глава исходил из положений статьи 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Представитель заинтересованного лица пояснил суду, что в основу принятия постановления N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства" было принято заявление от 20.05.2008 входящий N 184-ЗГ на имя Главы города от группы граждан, состоящей из пяти человек с просьбой дать принципиальное согласие на организацию садового товарищества "Сосны-1" из земельных участков занимаемых огородами, вдоль правого берега реки Воря в районе лесничества на участке 4, 8 га. Однако, данное заявление не соответствует требованиям статьи 34 ЗК РФ, так как не содержит испрашиваемое право на землю и предполагаемые размеры истребуемого земельного участка. Поэтому, не имея необходимой информации от заявителей, администрация города Красноармейск не могла самостоятельно без каких-либо документальных обоснований определить размеры истребуемого земельного участка (6, 5 га на пятерых человек) и тем более самостоятельно решить за заявителя вид права (аренда или собственность) на истребуемый земельный участок.
Также заинтересованное лицо сослалось на пункт 1 постановления администрации города от 02.03.2012 N 86, которым необоснованно определена категория земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", тогда как земельный участок находится в границах населенного пункта. Утвержденный акт выбора земельного участка содержит ряд неточностей, а именно на нем не указаны объекты коммунальной инфраструктуры - канализационный коллектор и две линии электропередач, проходящие по земельному участку. Следовательно, акт не был согласован со службами, введение которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, переданные городом в июле 2009 года в хозяйственное ведение МУП "СКИ", а также ЛЭП 110 кВ и высоковольтная линия электропередач ЮкВ (ООО "МОЭСК" Северные линии), не относящиеся к имуществу города. Пунктом 2 постановления администрации города от 02.03.2012 N 86 утвержден персональный состав членов садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" вопреки нормам статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", так как ни одного заявления от лиц, указанных как члены СНТ "Сосны-1" об их согласии на включение их в состав СНТ "Сосны-1" в адрес администрации города Красноармейск Московской области не поступало.
Вместе с тем, обжалуемое постановление главы об отмене постановления N 86 направлено в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав заявителя.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Апелляционный суд отклоняет как необоснованный довод заинтересованного лица о подаче заявления в адрес главы лишь пятью гражданами и несоответствии заявления требованиям ст. 34 ЗК РФ, поскольку как установлено судом на основании приобщенного к делу Списка граждан, поданного одновременно с заявление 20.05.2008, о предоставлении земельного участка и создании СНТ заявлено 47 гражданами. Кроме того, формальное несоответствие данного заявления статье 34 ЗК РФ, после его рассмотрения главой, утверждения акта о выборе земельного участка и персонального состава СНТ, не может служить основанием для его последующей отмены, поскольку актом о выборе определены как площадь с учетом числа будущих членов СНТ, так и местоположение земельного участка для организации товарищества.
То обстоятельство, что в акте о выборе не отражены охранные зоны ЛЭП и канализационных сетей, отсутствуют согласования указанных владельцев и соответствующих заинтересованных служб, не влечет признание такого акта его незаконным, поскольку допустимо внести соответствующие изменения путем установления соответствующих охранных зон. Наличие подземных канализационных коммуникаций само по себе не препятствует формированию земельного участка в заявленных целях.
Кроме того, представленная в материалы дела градостроительная проработка земельного участка (т. 4, л.д. 9) содержит сведения о согласовании ООО "Красноармейскэнерго" расположения земельного участка.
Ошибка в установлении категории земельного участка в отмененном постановлении (при наличии таковой), также не может повлечь отмену постановления об утверждении акта о выборе земельного участка, поскольку на данной стадии не разрешается вопрос о предоставлении земельного участка СНТ на каком-либо праве.
Более того, опубликованным в установленном порядке постановлением N 343 от 25.07.2011 утверждены списки лиц, подавших заявление о предоставлении садовых земельных участков на территории городского округа Красноармейск, в которых поименно значатся все члены СНТ "Сосны-1" и граждане, указанные в Списке от 20.05.2008 (т. 1, л.д. 27)
То обстоятельство, что впоследствии уже в ходе судебного разбирательства по настоящему делу заинтересованным лицом было отменено постановление N 343 от 25.07.2011 и соответствующие списки граждан, не может влиять на законность обжалуемого изданного ранее постановления.
Кроме того, представителем заинтересованного лица апелляционному суду было указано, что списки граждан по постановлению N 343 от 25.07.2011 утверждены незаконно, вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что указанные в них граждане - члены СНТ "Сосны -1" по каким-либо объективным причинам не могут претендовать на предоставление земельных участков для ведения садоводства в рассматриваемом городском округе.
В соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Таким образом, судом установлено, что на дату отмены постановления главы города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 г. N 86 данное постановление было исполнено. В отношении земельного участка было обеспечено выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет, осуществлена государственная регистрация садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1", образованного лицами, персональный состав которых был утвержден отмененным постановлением.
С учетом изложенного апелляционный считает, что требования заявителя о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части отмены постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области от 15.06.2012 г. (исходящий N 2636 от 15.06.2012 г.) в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1", апелляционный суд установил следующее.
Заявлением от 15.05.2013 (т. 1, л.д. 57-58) СНТ "Сосны-1" просило заинтересованное лицо предоставить товариществу бесплатно земельный участок для разработки проекта организации и застройки территории СНТ и вынесения данного проекта в натуру членам товарищества. К заявлению приложены учредительные документы товарищества, кадастровый паспорт земельного участка, уведомление об отсутствии в ЕГРП записи о правах на него.
В обоснование отказа (т. 1, л.д. 14) глава города сослался на отмену постановления от 02.03.2012 N 86, проведение комиссионного обследования земельного участка, по результатам которого проводится ряд необходимых действий на предмет исправления недочетов и приведения в соответствие схемы зонирования территории земельного участка для определения пригодности и возможности дальнейшего использования по назначению.
Учитывая, что апелляционным судом признано незаконным постановление главы города, отменившее постановление от 02.03.2012 N 86, суду не представлены доказательства осуществления заинтересованным лицом действий по исправлению недочетов и приведению в соответствие схемы зонирования территории, не представлены сведения о непригодности и невозможности дальнейшего использования земельного участка по назначению, отказ главы города следует признать незаконным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов.
Из указанного положения Закона следует, что это полномочие органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прямо установлено Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, в соответствии с положениями статей 13, 14, 32 - 33 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрены следующие этапы, осуществление которых являются обязанностью для соответствующего органа местного самоуправления (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"):
определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе: регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; определение очередности предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков на основании регистрации соответствующих заявлений; утверждение списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан; выбор (предварительное согласование) соответствующих земельных участков; формирование персонального состава членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его государственная регистрация; бесплатное предоставление в соответствии с земельным законодательством соответствующего земельного участка прошедшему государственную регистрацию некоммерческому объединению для разработки проекта организации и застройки территории такого объединения; разработка некоммерческим объединением проекта организации и застройки территории такого объединения; утверждение органом местного самоуправления проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; вынесение проекта организации и застройки территории соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в натуру; утверждение общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения; предоставление в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков.
На основании указанных норм права, а также учитывая требования статей 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих порядок предоставления земельных участков гражданам и некоммерческим объединениям граждан, апелляционный суд считает, что глава города Красноармейска Московской области по обращению садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" не рассмотрел надлежащим образом вопрос о возможности предоставления садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1.
С учетом изложенного требования заявителя об обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17.05.2012 г. (входящий N 1399 от 17.05.2012 г.) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решение суда первой инстанции от 26 ноября 2012 года следует отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 об отмене постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86; а также в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15.06.2012 и обязании главу повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17.05.2012.
Денежные средства, перечисленные администрацией города Красноармейск МО на депозитный счет апелляционного суда для проведения судебной экспертизы, подлежат возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

прекратить производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-36349/12 в части отказа судом в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15.05.2012 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28.03.2011 N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25.07.2011 N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск".
Отменить решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-36349/12 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 об отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86; а также в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15.06.2012 и обязании главу повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17.05.2012.
Требования в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15.05.2012 N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части отмены Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02.03.2012 N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства".
Признать незаконным отказ главы города Красноармейск Московской области от 15.06.2012 (исходящий номер N 2636 от 15.06.2012) в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1".
Обязать главу города Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17.05.2012 (входящий номер N 1399 от 17.05.2012) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Возвратить Администрации города Красноармейска МО с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 100 000 руб., уплаченных по п/п N 3284 от 30.07.2013.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)