Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А46-23719/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А46-23719/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10177/2012) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2012 по делу N А46-23719/2012 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шнякиной Натальи Юрьевны (ИНН 550511779382) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Якимова Т.Ю. по доверенности N 46 от 24.08.2012 сроком действия на один год, личность установлена на основании служебного удостоверения,
- от индивидуального предпринимателя Шнякиной Натальи Юрьевны - Денисенко А.А. по доверенности б/н от 06.03.2012 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
-
установил:

индивидуальный предприниматель Шнякина Наталья Юрьевна (далее по тексту - заявитель, ИП Шнякина Н.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным распоряжения от 04.05.2012 N 521-р "О признании утратившими силу распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.10.2012 по делу N А46-23719/2012 заявленное предпринимателем требование удовлетворено, признано недействительным распоряжение от 04.05.2012 N 521-р "О признании утратившими силу распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие у Департамента правовых оснований для вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку Распоряжение Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р, которым были утверждены проекты "красных линий", было признано недействующим только в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051 и 55:36:09 01 08:3053, местоположение которых установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Куйбышева, дом 132.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что оспариваемое распоряжение было принято не на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А46-8452/2011, а в порядке осуществления Департаментом самоконтроля за соблюдением действующего законодательства, при осуществлении которого компетентный орган мясного самоуправления вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ИП Шнякиной Н.Ю. возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ИП Шнякиной Н.Ю. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
1) земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3051 площадью 4 385 кв. м, предоставленный для общественно-деловых целей под здание, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания склада, имеющего адрес: город Омск, улица Куйбышева, дом 132 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 459330 от 29.05.2007).
2) земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3053 общей площадью 763 кв. м, предоставленный для общественно-деловых целей под здание, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 1-этажного кирпичного здания имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Куйбышева, дом 132, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 459281 от 17.05.2007.
На основании заявления предпринимателя от 13.10.2010 (вход. N 9714) Распоряжениями Департамента от 12.11.2010 N 1012-р и N 1013-р были утверждены градостроительные планы земельного участка по улице Куйбышева в Центральном административном округе города Омска N RU 55301000-0000000000003380 и N RU 55301000-0000000000003379 соответственно.
На экспликации Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3053 (стр. 3) была проведена "красная линия", пересекающая земельный участок и отграничивающая объекты недвижимости (литер К, И, Т).
Также на земельном участке был указан шестиметровый отступ; отсутствовало графическое изображение допустимого размещения, что свидетельствовало о полном запрете на проведение реконструкции объектов, расположенных на участке, а также фактической невозможности использования земельного участка для целей размещения на нем объектов капитального строительства.
На экспликации Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3051 в пункте 1 чертежа градостроительного плана земельного участка (стр. 3) была проведена линия, пересекающая земельный участок и отграничивающая объект недвижимости (литеры Б, Б1 и БЗ). Площадь (участок) допустимого размещения объектов была нанесена на часть земельного участка, красная линия проходила непосредственно по расположенному на земельном участке строению, что свидетельствовало о фактической невозможности использования земельного участка для целей размещения на нем объектов капитального строительства.
Не согласившись с правомерностью проведения линий, пересекающих вышеуказанные земельные участки и отграничивающие объекты недвижимости заявителя, Шнякина Н.Ю. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными указанных выше распоряжений Департамента в части в установления на чертеже градостроительного плана N RU 55301000-0000000000003379 земельного участка N 1, и градостроительного плана N RU 55301000-0000000000003380 земельного участка N 2, "красных" линии. Предприниматель также просила внести соответствующие изменения в графическую часть (чертеж) градостроительных планов N RU 55301000-0000000000003379 и N RU 55301000-0000000000003380 исключив "красные" линии и указав штриховкой по периметру спорных земельных участков территорию допустимого размещения объектов в полном объеме.
Указанное заявление было принято и Арбитражным судом Омской области возбуждено производство по делу N А46-4292/2011. В ходе разбирательства по названному делу было установлено, что Распоряжением Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р утверждены проекты "красных линий" на территории города Омска. Согласно данному распоряжению утверждены проекты "красных линий" по определенным ценовым зонам, в том числе проекты "красных линий" улицы Куйбышева, относящейся к 4-ой ценовой зоне Центрального административного округа города Омска. В качестве приложения к распоряжению Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р был представлен фрагмент 4-й Ценовой зоны Центрального административного округа на единой топографической основе города Омска со сведениями государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2011 по делу N А46-8452/2011, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2012, указанное выше Распоряжение Мэра города Омска в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051 и 55:36:09 01 08:3053, местоположение которых установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Куйбышева, дом 132, признано недействующим.
Во исполнение означенных судебных актов по делу по делу N А46-8452/2011 Департаментом 04.05.2012 было принять Распоряжение N 521-р "О признании утратившими силу распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", которым были признаны в полном объеме утратившими силу Распоряжения Департамента от 12.11.2010 N 1012-р и N 1013-р и градостроительные планы земельных участков N RU 55301000-0000000000003380 и N RU 55301000-0000000000003380.
Полагая, что Распоряжение 04.05.2012 N 521-р "О признании утратившими силу распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Шнякиной Н.Ю., последняя обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением
10.10.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
В соответствии с указанной формой в градостроительном плане земельного участка обязательно отражаются красные линии, в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. Информация о красных линиях как об одном из основных способов регулирования существующей и планируемой застройки в муниципальных образованиях, является базовой для заинтересованных лиц (застройщиков) в рамках подготавливаемых уполномоченными органами градостроительных планов, поскольку с учетом проводимой в том или ином муниципальном образовании градостроительной политики, ограничивает возможности последних по осуществлению строительства (реконструкции) на земельных участках, правообладателями в отношении которых такие лица выступают.
Пункты 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют, что красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), а понятие территорий общего пользования определено как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей, а также при установлении границ землепользований.
Согласно подпунктам 12 и 11 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 и Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п, Департамент подготавливает, утверждает и предоставляет градостроительные планы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции на основании заявления предпринимателя от 13.10.2010 (вход. N 9714) Распоряжениями Департамента от 12.11.2010 N 1012-р и N 1013-р были утверждены градостроительные планы земельных участков по улице Куйбышева в Центральном административном округе города Омска N RU 55301000-0000000000003380 и N RU 55301000-0000000000003379 соответственно.
Распоряжением Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р на территории города Омска утверждены проекты "красных линий" по определенным ценовым зонам, в том числе проекты "красных линий" улицы Куйбышева, относящейся к 4-ой ценовой зоне Центрального административного округа города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2011 по делу N А46-8452/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2012, признано недействующим распоряжение Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р "Об утверждении проектов "красных линий" на территории города Омска" в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих по спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051, 55:36:09 01 08:3053, местоположение которых установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, дом 132, как не соответствующее статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003), статье 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92.
Учитывая, что распоряжение Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р "Об утверждении проектов "красных линий" на территории города Омска" было признано утратившим силу только в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих по спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051, 55:36:09 01 08:3053, правовых оснований для признания утратившими силу в полном объеме распоряжений от 12.11.2010 N 1012-р и N 1013-р "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Куйбышева в Центральном административном округе города Омска" и соответствующих градостроительных планов земельных участков заявителя у Департамента не имелось.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что оспариваемое распоряжение было принято в порядке осуществления заинтересованным лицом самоконтроля за соблюдением действующего законодательства, при осуществлении которого Департамент вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Между тем реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Такое толкование правовых норм согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о недоказанности Департаментом наличия законных оснований для принятия оспариваемого распоряжения от 04.05.2012 N 521-р "О признании утратившими силу распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", поскольку органом местного самоуправления не подтверждена обоснованность принятия данного распоряжения, не приведены доказательства несоответствия в полном объеме закону ранее принятых распоряжений
от 12.11.2010 N 1012-р и N 1013-р, которыми были утверждены градостроительные планы земельных участков по улице Куйбышева в Центральном административном округе города Омска N RU 55301000-0000000000003380 и N RU 55301000-0000000000003379 соответственно.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что, удовлетворив заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Департамента не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2012 по делу N А46-23719/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)