Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2013 N 18АП-10021/2013 ПО ДЕЛУ N А07-7253/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. N 18АП-10021/2013

Дело N А07-7253/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2013 по делу N А07-7253/2013 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Исламова Р.И. (доверенность от 24.04.2013 N ДОВ/8/179/13).
Открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО "АНК "Башнефть", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по делу N 01/347/2012-554 от 28.01.2013 в государственной регистрации договора аренды от 14.04.2011 N 18 лесного участка, заключенного между ОАО "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз Республики Башкортостан) и обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка от 14.04.2011 N 18, заключенный между ОАО "АНК "Башнефть" и Минлесхозом Республике Башкортостан (т. 1, л.д. 5-6).
Определением суда от 29.04.2013 (т. 1, л.д. 1-4) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Минлесхоз Республики Башкортостан, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" (далее - ГБУ РБ "Уфимское лесничество"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата).
Решением суда от 05.08.2013 (резолютивная часть от 01.08.2013, т. 2, л.д. 37-48) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В качестве обоснования доводов жалобы ее податель сослался на то, что судом неправильно применены нормы материального права. А именно, участок земель лесного фонда, в который входит спорный лесной участок, ранее уже был поставлен на кадастровый учет, более того, в результате проведения кадастровых работ был разделен на несколько иных участков, следовательно, в силу статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации для государственной регистрации договора о передаче вновь сформированного лесного участка в безвозмездное пользование, необходим документ (кадастровый план, кадастровый паспорт), подтверждающий постановку соответствующего объекта на государственный кадастровый учет. К спорным правоотношениям не подлежат применению правила статей 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
ОАО "АНК "Башнефть" представило отзыв на жалобу, в котором просило обжалуемое решение оставить без изменения, указав, в том числе, на то, что наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре, а также на применение к рассматриваемым правоотношениям статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Минлесхоз Республики Башкортостан также представил отзыв на жалобу, в котором с доводами жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения со ссылкой, в частности, на отсутствие необходимости представления кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка.
В судебном заседании представитель ОАО "АНК "Башнефть" доводы отзыва на жалобу поддержал в полном объеме.
В порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены полученные в электронном виде новые сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Иные лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Распоряжением Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 10.03.2011 N 239-р лесной участок, находящийся в государственной собственности и расположенный на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, квартал N 27, выдел N 10, предоставлен в аренду заявителю для разработки месторождений полезных ископаемых - добычи углеводородного сырья (т. 1, л.д. 31-32).
14.04.2011 между Минлесхоз Республики Башкортостан в лице ГУ РБ "Уфимское лесничество" и ОАО "АНК "Башнефть" на основании указанного распоряжения заключен договор аренды лесного участка N 18 (т. 1, л.д. 11-19).
Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 11800147-11-11-18. (пункт 1.2 договора).
ОАО "АНК "Башнефть" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 10.10.2012 для государственной регистрации данного договора аренды (т. 1, л.д. 98-99).
Письмом от 28.01.2013 N 01/347/2012-554 (т. 1, л.д. 29-30) Управление Росреестра сообщило об отказе в регистрации по причине того, что лесной участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147 имеет статус "архивный" и что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Из письма также следует, что согласно справке Минлесхоза Республике Башкортостан, ГУ РБ "Уфимское лесничество" Юматовское участковое лесничество, квартал 27, выдел 10 находится в собственности Российской Федерации, входит в состав земель лесного фонда с кадастровым номером 02:47:00 00 00: 0147.
Полагая данный отказ незаконным, ОАО "АНК "Башнефть" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре). Следовательно, заявителем на регистрацию представлены все необходимые документы, представление кадастрового паспорта не требовалось.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьями 131, 164, пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 26 Закона о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, заключенный сроком не менее одного года, подлежит государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом, в силу пункта 1.2 указанной статьи Закона о государственной регистрации прав не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьей 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из пункта 2, 3 статьи 26 Закона о государственной регистрации прав, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации прав представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 4.1, пункту 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случае если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что переданный в аренду заявителю лесной участок входит в состав принадлежащего на праве собственности Российской Федерации участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147, в отношении которого был произведен государственный кадастровый учет.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями государственного кадастра объектов недвижимости, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Исходя из приведенного выше обоснования, в отношении предоставленного ОАО АНК "Башнефть" лесного участка должен быть осуществлен государственный кадастровый учет, доказательств чего в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд также признает обоснованным доводы апелляционной жалобы о неприменении к рассматриваемым отношениям нормы статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку являющиеся предметом анализируемого договора аренды лесные участки образованы из участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, ввиду чего при передаче в пользование заявителю его частей должны быть поставлены на государственный кадастровый учет.
Наличие у земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147 статуса "архивный" обусловлено осуществлением его последовательного преобразования, о чем свидетельствуют письменные пояснения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан" (т. 2, л.д. 8-10), а также размещенные на официальном сайте указанного учреждения общедоступные сведения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для государственной регистрации договоров аренды противоречат норме пункта 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
В силу положений указанной нормы, представленные заявителем для государственной регистрации сделки планы и схемы лесных участков, а также их описание, приведенное в договоре аренды лесного участка квартал N 27, выделы N 10 не соответствуют требованиям действующего законодательства, ввиду чего не могут быть приняты для государственной регистрации договора аренды.
Таким образом, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации заключенного 14.04.2011 Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и ОАО "АНК "Башнефть" договора аренды лесного участка площадью 1,0 га, расположенный на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в границах ГБУ "Уфимское лесничество", Юматовское участковое лесничество, квартал N 27, выдел N 10, являлся обоснованным в соответствии с требованиями статей 13, 16, 17, 18, 20 Закона о государственной регистрации прав.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворении заявленных ОАО АНК "Башнефть" требований не имелось.
Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норма материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2013 по делу N А07-7253/2013 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
С.А.СУСПИЦИНА
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)