Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2224/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N 33-2224/2013


Судья Черных О.Г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре С.Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска - Т. на решение Советского районного суда г. Томска от 22 мая 2013 года
дело по заявлению Л. о признании бездействия администрации г. Томска незаконным, возложении обязанности принять решение по заявлению.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения представителя Администрации г. Томска Т. (доверенность от 26.02.2013 N 1092 сроком действия один год), поддержавшей доводы жалобы, представителя Л. Д. (доверенность от 25.04.2013 сроком действия три года), возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Администрации г. Томска, выразившееся в непринятии решения по ее заявлению от 14.12.2012 N 2537/14-з о предоставлении на праве собственности земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, для садоводства; возложить на администрацию г. Томска обязанность в течение 2 недель принять решение по указанному заявлению в порядке, установленном п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В обоснование требований указала, что обратилась в администрацию г. Томска с заявлением от 14.12.2012 N 2537/14-з о предоставлении на праве собственности земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, для садоводства, приложила все необходимые документы. Однако решение по ее заявлению до настоящего времени не принято. Считала бездействие администрации незаконным.
Заявитель Л., представитель администрации г. Томска в судебное заседание не явились.
Обжалуемым решением суд на основании ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 36, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 194 - 198, ч. 1 ст. 254, ст. 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1.3 ст. 25, ст. 38, подп. 1.35 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска, принятого решением Думы г. Томска от 04.05.2010 N 1475 признал незаконным бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии решения по заявлению Л. от 14.12.2012 N 2537/14-з о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/ кадастровый номер /__/ для садоводства. Возложил на Администрацию г. Томска обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по указанному заявлению в соответствии с положениями ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Томска Т. просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что Администрация г. Томска надлежащим образом выполнила обязанности, возложенные на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия. Так, 15.01.2013 в ответ на заявление Л. о предоставлении земельного участка Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска направил письмо N 01-01-19/166. В данном письме указал, что после определения адреса земельного участка приложенные к заявлению документы будут направлены в Управление охраны окружающей среды и природного комплекса администрации г. Томска, поскольку в границах испрашиваемого участка расположен массив зеленых насаждений. Указанные действия Департамента соответствуют п. 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в собственность в границах муниципального образования "Город Томск". Таким образом, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска рассмотрел заявление в установленный срок и определил необходимый перечень мероприятий для принятия решения о предоставлении земельного участка.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Л. полагает, что администрацией г. Томска незаконно допущено бездействие.
В соответствии со ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя и представителя заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 25, 34 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления.
В силу п. 1.25, 1.27 ст. 39 Устава г. Томска Администрация г. Томска осуществляет управление, распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам, юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, осуществляет контроль за использованием земельных участков в муниципальном образовании "город Томск".
Согласно ст. 40 Устава г. Томска Администрация города Томска осуществляет полномочия в области градостроительной деятельности, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим; осуществляет иные полномочия в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В силу п. 3.5.1 постановления Администрации г. Томска от 29.06.2012 N 773 (ред. от 25.10.2012) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги" подготовка и выдача правоустанавливающих документов в связи с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством: предоставление земельных участков для садоводства, огородничества, дачного хозяйства" Подготовка проекта постановления Администрации г. Томска о предоставлении земельного участка в аренду или собственность или проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 3.6 настоящего административного регламента.
Результатом административной процедуры является: подписанное Мэром г. Томска и зарегистрированное постановление о предоставлении земельного участка для садоводства, огородничества, дачного хозяйства или подписанное Мэром г. Томска и зарегистрированное письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п. 3.7.5).
В случае выявления согласующими органами Администрации г. Томска замечаний к проекту постановления о предоставлении земельного участка, документы с заключением о наличии замечаний или с мотивированным заключением о необходимости отказа в предоставлении муниципальной услуги направляются для исправлений через контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ специалисту, ответственному за подготовку проекта постановления о предоставлении земельного участка. В случае возможности устранения выявленных замечаний проект постановления о предоставлении земельного участка направляется на повторное согласование в орган администрации, отклонивший проект от согласования (п. 3.7.4).
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией г. Томска решение о предоставлении либо непредставлении земельного участка заявителю в установленный срок не принято, в связи с чем имеет место незаконное бездействие Администрации г. Томска, возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Л. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, для садоводства, в соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ.
По мнению судебной коллегии, оснований не соглашаться с обоснованностью данного вывода не имеется.
Как видно из дела, постановлением Администрации города Томска от 11.11.2009 N 2682з образован земельный участок /__/ площадью /__/ кв. м по адресу: /__/, садоводческое товарищество "/__/", для садоводства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Л. уполномочена провести комплекс забот по межеванию земельного участка по указанному адресу, а также обратиться в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Испрашиваемый земельный участок располагается в зоне садоводств и дачных участков (Ж-4).
10.02.2011 Л. вновь обратилась с заявлением в Администрацию г. Томска об образовании земельного участка, поскольку при оформлении документов на основании постановления от 11.11.2009 произошло наложение на соседний земельный участок, в связи с чем 04.02.2010 снова обратилась с заявлением, а 25.06.2010 ей было отказано в выделении земельного участка.
07.03.2012 Администрацией г. Томска в ответ на заявление Л. от 08.02.2012 сообщается, что испрашиваемый земельный участок 11.11.2009 образован, после получения кадастрового паспорта для подготовки постановления о праве на земельный участок необходимо обратиться в комиссию по вопросам предоставления земельных участков с приложением указанных документов.
20.04.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет.
01.06.2012 Администрацией г. Томска в ответ на заявление от 28.04.2012 и 25.05.2012 Л. сообщается о том, что комиссией принято положительное решение о предоставлении земельного участка. После публикации информации об оформлении права на данный земельный участок проект постановления о предоставлении в собственность земельного участка будет подготовлен и направлен на согласование согласно регламенту работы.
22.06.2012 Администрацией г. Томска в ответ на заявление от 28.04.2012 и 25.05.2012 Л. сообщается о том, что проект постановления отклонен от согласования департаментом правового обеспечения Администрации г. Томска. Направлены замечания департамента правового обеспечения для проведения мероприятий по определению адреса земельного участка, после чего документы будут направлены в Управление охраны окружающей среды и природного комплекса, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположен массив зеленых насаждений.
14.12.2012 Л. обратилась в Администрацию города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка /__/, расположенного по адресу /__/, кадастровый номер /__/, для садоводства. К заявлению приложен и кадастровый паспорт земельного участка.
14.01.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Томска в адрес Л. направлено письмо N 01-01-19/166, в котором указано о рассмотрении заявления, о направлении заключения Департамента правового обеспечения Администрации г. Томска для проведения мероприятий по определению адреса земельного участка. Указано, что после определения адреса земельного участка документы будут направлены в Управление охраны окружающей среды и природного комплекса Администрации г. Томска, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположен массив зеленых насаждений.
Таким образом, из изложенного следует, что в предусмотренный положениями ч. 5 ст. 34 ЗК РФ срок решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность уполномоченным органом не принято.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как разъяснил в п. 18 постановления N 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Пленум Верховного Суда РФ, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в соответствии с действующей процедурой рассмотрения, суду следует признать действия (бездействие) незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Учитывая, что в силу вышеприведенных положений решение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность относится к компетенции Администрации г. Томска, испрашиваемый Л. земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения на Администрацию г. Томска обязанности принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность в установленном ст. 34 ЗК РФ порядке в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не соглашаться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 22 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Томска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)