Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент": Махеньков А.Г. по доверенности N Д/13-108 от 01.07.13; Савицкий Р.В. по доверенности N Д/13-95 от 10.06.13;
- от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мосяков А.В. по доверенности N 31 от 27.08.13;
- от администрации Раменского муниципального района Московской области: Рязанцева И.В. по доверенности N 1307 от 30.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-4028/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" от имени закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- признании с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Раменском районе Московской области:
N
Кадастровый номер
Разрешенный
вид
Кадастровая
стоимость,
Удельный
показатель,
руб. за
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
- - обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179 руб. 11 коп. за 1 кв. м, и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 2 - 10).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России (Межрайонная ИФНС) N 1 по Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179 руб. 11 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 в размере 15 503 600 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 в размере 42 639 549 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 175 руб. 16 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 в размере 25 783 911 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 в размере 8 953 755 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 171 руб. 90 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года (т. 3, л.д. 68 - 72).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года заявленные требования были удовлетворены, кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, признаны несоответствующими рыночной стоимости с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано:
1) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179 руб. 11 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
2) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 в размере 15 503 600 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
3) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 в размере 42 639 549 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 175 руб. 16 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
4) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 в размере 25 783 911 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
5) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 в размере 8 953 755 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 171 руб. 90 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года (т. 3, л.д. 146 - 150).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на значительное отличие между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков (т. 4, л.д. 5 - 6).
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Раменского муниципального района Московской области поддержали доводы заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля" на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:19, общей площадью 162 983 кв. м, расположенный примерно в 1 600 м по направлению на восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942290 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 144);
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:21, общей площадью 243 432 кв. м, расположенный примерно в 1 450 м по направлению на юго-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942286 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 146);
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:22, общей площадью 98 000 кв. м, расположенный примерно в 1 110 м по направлению на юго-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 846569 от 16.03.10 (т. 1, л.д. 149);
- - с кадастровым номером 50:23:0050447:5, общей площадью 52 087 кв. м, расположенный примерно в 450 м по направлению на северо-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942291 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 152).
В соответствии с Правилами доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля", а также имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП спорные земельные участки находятся в доверительном управлении ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" (т. 1, л.д. 16 - 48, т. 2, л.д. 79 - 80).
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что их кадастровая стоимость составляет:
- - 355 157 885 рублей 13 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 (т. 1, л.д. 145);
- - 530 465 105 рублей 52 копейки для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 (т. 1, л.д. 147 - 148);
- - 213 552 780 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 (т. 1, л.д. 150 - 151);
- - 113 503 302 рубля 57 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 (т. 1, л.д. 153 - 154).
Согласно пункту 29 Правил доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" с даты завершения (окончания) формирования Фонда управляющая компания осуществляет доверительное управление Фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении имущества, составляющего Фонд, в том числе путем распоряжения указанным имуществом.
В соответствии с положениями Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" была проведена рыночная оценка спорных земельных участков в целях определения их рыночной стоимости, по результатам которой было установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 составляет 15 535 000 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 - 35 507 000 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050448:19 - 27 141 600 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050447:5 - 9 428 300 рублей, что подтверждается отчетом ООО "ФандОценка" N 273/12 от 14.08.12 (т. 2, л.д. 30 - 66).
Полагая, что установленная ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно выше их рыночной стоимости, что нарушает прав и законные интересы заявителя, ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила:
- - 355 157 885 рублей 13 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 (т. 1, л.д. 145);
- - 530 465 105 рублей 52 копейки для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 (т. 1, л.д. 147 - 148);
- - 213 552 780 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 (т. 1, л.д. 150 - 151);
- - 113 503 302 рубля 57 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 (т. 1, л.д. 153 - 154).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 273 об определении рыночной стоимости земельных участков от 14.08.12, подготовленном ООО "ФандОценка" (т. 2 л.д. 30 - 66), а также заключении экспертов N 0806/2013 от 17.06.13 об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленном ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 3, л.д. 73 - 140).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 0806/2013 от 17.06.13 об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленном ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг", рыночная стоимость:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 установлена в размере 25 783 911 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 составляет 42 639 549 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 - 15 503 600 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 - 8 953 755 рублей (т. 3, л.д. 78).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанное заключение в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в решении суда первой инстанции указан земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050448:5, в отношении которого исковые требования не заявлялись, признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку определением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2013 года в решении от 27 июня 2013 года была исправлена опечатка: вместо слов "50:23:0050448:5", суд определил читать "50:23:0050447:5" (т. 3, л.д. 160).
Довод апелляционной жалобы о значительной разнице между рыночной и кадастровой стоимостью спорных земельных участков, в связи с чем определение рыночной стоимости, по мнению заявителя, неверно, подлежит отклонению, поскольку размер рыночной стоимости был определен на основании экспертного заключения, которое ничем не опровергнуто, а значительные различия в показателях и послужили основанием подачи настоящего иска.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как документально неподтвержденные и основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-4028/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-4028/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А41-4028/13
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент": Махеньков А.Г. по доверенности N Д/13-108 от 01.07.13; Савицкий Р.В. по доверенности N Д/13-95 от 10.06.13;
- от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мосяков А.В. по доверенности N 31 от 27.08.13;
- от администрации Раменского муниципального района Московской области: Рязанцева И.В. по доверенности N 1307 от 30.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-4028/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" от имени закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- признании с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Раменском районе Московской области:
N
Кадастровый номер
Разрешенный
вид
Кадастровая
стоимость,
Удельный
показатель,
руб. за
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
Земли
сельскохозяйственного
Для дачного
строительства
с правом
возведения
жилого дома
с правом
регистрации и
проживания
- - обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179 руб. 11 коп. за 1 кв. м, и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 2 - 10).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России (Межрайонная ИФНС) N 1 по Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179 руб. 11 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 в размере 15 503 600 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 в размере 42 639 549 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 175 руб. 16 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 в размере 25 783 911 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 в размере 8 953 755 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 171 руб. 90 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года (т. 3, л.д. 68 - 72).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года заявленные требования были удовлетворены, кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, признаны несоответствующими рыночной стоимости с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано:
1) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179 руб. 11 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050448:0022, 50:23:0050448:0021, 50:23:0050448:19, 50:23:0050447:5, расположенных в Раменском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
2) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 в размере 15 503 600 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
3) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 в размере 42 639 549 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 175 руб. 16 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
4) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 в размере 25 783 911 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 158 руб. 20 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года;
5) внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 в размере 8 953 755 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв. м в размере 171 руб. 90 коп. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - на 13 марта 2012 года (т. 3, л.д. 146 - 150).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на значительное отличие между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков (т. 4, л.д. 5 - 6).
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Раменского муниципального района Московской области поддержали доводы заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля" на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:19, общей площадью 162 983 кв. м, расположенный примерно в 1 600 м по направлению на восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942290 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 144);
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:21, общей площадью 243 432 кв. м, расположенный примерно в 1 450 м по направлению на юго-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942286 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 146);
- - с кадастровым номером 50:23:0050448:22, общей площадью 98 000 кв. м, расположенный примерно в 1 110 м по направлению на юго-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 846569 от 16.03.10 (т. 1, л.д. 149);
- - с кадастровым номером 50:23:0050447:5, общей площадью 52 087 кв. м, расположенный примерно в 450 м по направлению на северо-восток от ориентира: с. Давыдово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, с.п. Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НГ N 942291 от 19.08.09 (т. 1, л.д. 152).
В соответствии с Правилами доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля", а также имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП спорные земельные участки находятся в доверительном управлении ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" (т. 1, л.д. 16 - 48, т. 2, л.д. 79 - 80).
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что их кадастровая стоимость составляет:
- - 355 157 885 рублей 13 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 (т. 1, л.д. 145);
- - 530 465 105 рублей 52 копейки для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 (т. 1, л.д. 147 - 148);
- - 213 552 780 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 (т. 1, л.д. 150 - 151);
- - 113 503 302 рубля 57 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 (т. 1, л.д. 153 - 154).
Согласно пункту 29 Правил доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" с даты завершения (окончания) формирования Фонда управляющая компания осуществляет доверительное управление Фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении имущества, составляющего Фонд, в том числе путем распоряжения указанным имуществом.
В соответствии с положениями Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" была проведена рыночная оценка спорных земельных участков в целях определения их рыночной стоимости, по результатам которой было установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 составляет 15 535 000 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 - 35 507 000 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050448:19 - 27 141 600 рублей, с кадастровым номером 50:23:0050447:5 - 9 428 300 рублей, что подтверждается отчетом ООО "ФандОценка" N 273/12 от 14.08.12 (т. 2, л.д. 30 - 66).
Полагая, что установленная ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно выше их рыночной стоимости, что нарушает прав и законные интересы заявителя, ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила:
- - 355 157 885 рублей 13 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 (т. 1, л.д. 145);
- - 530 465 105 рублей 52 копейки для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 (т. 1, л.д. 147 - 148);
- - 213 552 780 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 (т. 1, л.д. 150 - 151);
- - 113 503 302 рубля 57 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 (т. 1, л.д. 153 - 154).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 273 об определении рыночной стоимости земельных участков от 14.08.12, подготовленном ООО "ФандОценка" (т. 2 л.д. 30 - 66), а также заключении экспертов N 0806/2013 от 17.06.13 об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленном ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 3, л.д. 73 - 140).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 0806/2013 от 17.06.13 об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленном ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг", рыночная стоимость:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:19 установлена в размере 25 783 911 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0021 составляет 42 639 549 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050448:0022 - 15 503 600 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050447:5 - 8 953 755 рублей (т. 3, л.д. 78).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанное заключение в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в решении суда первой инстанции указан земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050448:5, в отношении которого исковые требования не заявлялись, признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку определением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2013 года в решении от 27 июня 2013 года была исправлена опечатка: вместо слов "50:23:0050448:5", суд определил читать "50:23:0050447:5" (т. 3, л.д. 160).
Довод апелляционной жалобы о значительной разнице между рыночной и кадастровой стоимостью спорных земельных участков, в связи с чем определение рыночной стоимости, по мнению заявителя, неверно, подлежит отклонению, поскольку размер рыночной стоимости был определен на основании экспертного заключения, которое ничем не опровергнуто, а значительные различия в показателях и послужили основанием подачи настоящего иска.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как документально неподтвержденные и основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-4028/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)