Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5255/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N 33-5255/2012


Судья Аветисян Г.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей областного суда Салащенко О.В., Васякина А.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Г. - С. на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 25 июня 2012 года по делу по заявлению Г. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области по приостановлению государственной регистрации прекращения права собственности,
Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., объяснения представителя Г. - С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Оренбургской области, указав, что *** в Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области им были сданы документы на государственную регистрацию прекращения права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, и договора дарения земельного участка, расположенного по этому же адресу. Уведомлениями N*** *** от *** он был извещен о том, что государственная регистрация прекращения права на жилой дом и договора дарения земельного участка была приостановлена с указанием, что приобретение права собственности на недвижимое имущество возможно только после их государственного кадастрового учета, ему предложено предоставить документы о кадастровом учете объекта недвижимости, заявленного к государственной регистрации. С указанным доводом не согласен, считает, что приостановление государственной регистрации прекращения права на жилой дом произведено безосновательно и незаконно, так как это нарушает его право и возлагает обязанность изыскивать дополнительные документы. Отмечает, что на регистрацию прекращения права на жилой дом им были представлены все необходимые документы: свидетельство о государственной регистрации; уведомление о переводе данного жилого дома в разряд нежилых (летняя кухня); постановление МО Новосокулакского сельсовета о переводе жилого дома в разряд нежилых; а также справка ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от ***, из которой следует, что строений, подлежащих государственному учету, на земельном участке не выявлено. Ссылаясь на то, что до 1 января 2013 года установлен переходный период применения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", полагает, что до окончания переходного периода положения названного закона не применяются, кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется. Просил признать незаконным приостановление государственной регистрации внесения изменений и прекращения права на жилой дом, расположенный по адресу: ***, дом N *** и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** произвести государственную регистрацию внесения изменений и прекращения права на указанный жилой дом на основании представленных документов.
В судебное заседание Г. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Его представитель С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление Г. поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Б., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления.
Решением суда в удовлетворении заявления Г. отказано.
На решение представителем Г. - С. подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления Г., ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не применения законов, подлежащих применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимость устанавливается Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Пунктом 1 статьи 18 названного закона установлено, что документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию прав (абз. 4, 5 ст. 13 Закона о регистрации), приостановить государственную регистрацию прав (ст. 19 Закона о регистрации), либо отказать в государственной регистрации прав (ст. 20 Закона о регистрации).
Пунктом 10 статьи 33 Закона о регистрации установлено, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) в переходный период (до 1 января 2013 года) положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, как следует из части 2.1 указанной статьи, в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
Часть 2.2 указанной статьи устанавливает, что органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (далее - порядок осуществления государственного учета в переходный период), в том числе:
- 1) основания и сроки осуществления такого учета;
- 2) порядок представления документов для осуществления такого учета;
- 3) состав необходимых для осуществления такого учета документов;
- 4) основания для приостановления осуществления такого учета и отказа в его осуществлении;
- 5) порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащих эти сведения документов.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:
- 1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;
- 2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период (часть 2.3 статьи 43).

На территории Оренбургской области указанный Порядок введен в действие с 1 января 2012 года (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и ведение Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее по тексту - ЕГРОКС) осуществляют подведомственные учреждения.
На территории Оренбургской области таковым учреждением является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области.
В силу подпункта 1 пункта 57 Порядка осуществление государственного учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте учета, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого государственного учета документах, и сведениями о данном объекте учета, внесенными в Единый государственный реестр (за исключением случаев, если при осуществлении такого государственного учета вносятся изменения в указанные сведения).
Судом установлено, что Г. обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации внесения изменений и прекращения права собственности (без перехода права) на жилой дом, расположенный по адресу: ***.
В качестве документа, содержащего техническое описание объекта недвижимости, заявителем представлена справка ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от ***, из которой следует, что строений, подлежащих государственному учету, на земельном участке не выявлено. Заявителем также были представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом; уведомление о переводе данного жилого дома в разряд нежилых (летняя кухня); постановление МО Новосокулакского сельсовета о переводе жилого дома в разряд нежилых.
На запрос регистратора в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области от *** о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в Управление Росреестра поступил кадастровый паспорт на заявленный Г. объект недвижимости, в котором назначение строения указано - жилой дом (пункт 1.4).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что Г. не представил необходимый для государственной регистрации прав документ о кадастровом учете заявленного нежилого помещения, выданный в установленном законом порядке. Между сведениями об объекте учета, содержащимися в представленных Г. для осуществления такого государственного учета документах, и сведениями о данном объекте учета, внесенными в Единый государственный реестр, имеются противоречия в назначении объекта.
В соответствии с подпунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Отказывая в удовлетворении заявления Г., суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о правомерности приостановления государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости и необходимости предоставления документов, содержащих сведения о кадастровом учете заявленного к государственной регистрации объекта недвижимости, являющегося обязательным условием для осуществления государственной регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" положения настоящего Федерального закона о государственном учете не применяются до 1 января 2013 года в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, не влечет отмену решения суда, поскольку не учитывает положения частей 2.1, 2.2 статьи 43 указанного закона и установленного Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2011 года N 577 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что судом принято законное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом и повлияли на законность решения, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Г. - С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)