Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" Перевозчикова П.И. по доверенности от 01.09.2013, от Министерства имущественных отношений Архангельской области Семушиной А.Г. по доверенности от 02.07.2013 N 313-04-07/5928, от Мэрии города Архангельска Буракова В.М. по доверенности от 25.07.2013 N 002-38/995,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2013 года по делу N А05-1859/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ирбис" (ОГРН 1082901005923; далее - Общество, ООО "Ирбис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) о признании недействительным решения, отраженного в выписке из протокола заседания коллегии Министерства от 22.12.2011, об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1433 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска на пересечении улицы Воскресенской и проспекта Дзержинского и о возложении на ответчика обязанности со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - гаража-стоянки в границах указанного земельного участка в кадастром квартале 29:22:040612.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просят решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Департамент по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области (далее - Департамент) с заявлением от 22.12.2009 о предоставлении земельного участка в Октябрьском территориальном округе на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского для строительства здания полузаглубленного гаража-автостоянки.
Департамент направил указанное заявление вместе с сопроводительным письмом N 07-13/10855 Департаменту градостроительства мэрии г. Архангельска для обеспечения выбора земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Мэрия опубликовала в городской газете "Архангельск - город воинской славы" от 06.09.2011 N 34 извещение о планируемом размещении гаража-автостоянки на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского (во дворе домов ул. Воскресенской, 105 и пр. Дзержинского, 13).
Распоряжением мэра г. Архангельска от 15.11.2011 N 2814р утверждена схема испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1433 га в кадастровом квартале 29:22:040612. Акт выбора земельного участка для строительства полузаглубленного гаража-стоянки утвержден директором Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска 04.02.2010. Земельный участок признан пригодным для строительства упомянутого объекта, застройщику предложено обеспечить сохранность существующих инженерных коммуникаций.
ООО "Ирбис" обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки.
Решением от 16.12.2011 Министерство отказало в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1433 га в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского в связи с тем, что градостроительной документацией г. Архангельска не предусмотрено размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки в границах запрашиваемого земельного участка, а также по причине несогласия жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством данного объекта (получено Обществом 28.01.2013).
ООО "Ирбис" не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 5 статьи 30 названного Кодекса указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу положений пункта 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением.
При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В рассматриваемом случае по заявлению Общества Мэрия обеспечила выбор земельного участка, проинформировала население о планируемом размещении гаража-автостоянки, оформила акт выбора земельного участка для строительства.
Следовательно, ООО "Ирбис" и Мэрией соблюдена процедура, предусмотренная действующим земельным законодательством, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказ ответчика в принятии решения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что градостроительной документацией г. Архангельска не предусмотрено размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки в границах запрашиваемого земельного участка, а также несогласием жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством данного объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац второй пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ гражданам предоставлено право участвовать в решении тех вопросов, которые затрагивают их интересы и связаны с изъятием и предоставлением этих земельных участков для строительства. В данном случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд Мэрией не производилось, земельный участок находился и находится в муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ссылка ответчика на данную норму необоснованна.
Доводы Министерства о нарушении Мэрией принципов участия граждан в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов Общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ распространяются на участие граждан в вопросах, касающихся их прав на землю, а также на участие граждан в решениях, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ направлен на обеспечение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, который принадлежит этому гражданину.
В рассматриваемом случае у граждан отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок. Вопрос о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения здания гаража-стоянки не связан с решением, которое может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ не следует, что органы местного самоуправления обязаны руководствоваться мнением населения муниципального образования при принятии решения, несогласие граждан со строительством объекта носит для органов власти, полномочных распоряжаться публичными землями, рекомендательный характер, обязательным для принятия решения органом местного самоуправления будет являться лишь мнение граждан, обоснованное реальным умалением их прав и законных интересов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления названной обязанности может служить основанием для отмены решения о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка для строительства, при условии наличия доказательств того, что данное обстоятельство нарушило права и охраняемые законом интересы конкретных граждан и юридических лиц.
Ответчиком не доказан тот факт, что размещение спорного объекта повлечет за собой нарушения прав и законных интересов граждан.
Само по себе нежелание граждан проживать в доме, расположенном рядом с гаражом-автостоянкой (при отсутствии доказательств нарушения требований закона и законных интересов), не является правовым основанием для принятия Министерством отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Иное толкование привело бы к злоупотреблению правом со стороны государственного органа.
В материалах дела имеется выданное заявителю санитарно-эпидемиологическое заключение от 26.07.2011 N 29.01.01.522.Т.000437.07.11, согласно которому предоставление спорного земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе санитарным правилам и нормам, предъявляемым к санитарно-защитным зонам, к условиям проживания в жилых домах и помещениях относительно шума на территории жилой застройки, качества атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и безопасных уровней воздействия в атмосферном воздухе населенных мест, норм радиационной безопасности и правил обеспечения радиационной безопасности.
Кроме этого, согласно архитектурному эскизному проекту здания гаража полузаглубленная стоянка на 43 автомашины по ул. Воскресенской, 105 и пр. Дзержинского, 13 предусматривает размещение игровых площадок на кровле, а также площадки для детей младшего возраста, школьного возраста, хозплощадку для сушки белья, открытую площадку для машин за пределами выделенного участка, зеленую зону, стоянку для автомобилей.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования "Город Архангельск" территория, на которой расположен спорный земельный участок, предназначена для среднеэтажной жилой постройки.
В части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что в жилых зонах допускается размещение стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 5.1 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
Таким образом, строительство на спорном участке гаража не нарушает требований градостроительных норм. Довод ответчика о том, что размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки на пересечении ул. Воскресенская и пр. Дзержинского не предусмотрено градостроительной документацией, является необоснованным.
Ссылка Министерства на необходимость в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.20123 N 516 (далее - Правила землепользования и застройки), статьей 39 ГрК РФ проведения публичных слушаний для размещения гаража-автостоянки на спорной территории, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку статьей 31 ЗК РФ, устанавливающей процедуру выбора земельного участка и его предоставления для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусмотрена необходимость проведения публичных слушаний для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, Правила землепользования и застройки вступили в силу с 15.01.2013, в то время как выбор земельного участка для строительства гаража-автостоянки и определение его разрешенного использования осуществлено еще в 2011 году.
Статья 39 ГрК РФ говорит о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования сформированных земельных участков, существующих как объекты земельных правоотношений. Спорный земельный участок еще только формируется.
Наличие на земельном участке элементов благоустройства не означает, что земельный участок не может быть предоставлен для строительства. Само по себе благоустройство территории носит временный характер в связи с отсутствием самостоятельного значения, возможностью относительно простого перемещения элементов благоустройства, а также с ограниченным сроком службы временных сооружений. Элементы благоустройства не относятся к объектам недвижимого имущества, для которых ввиду прочной связи с землей, законодательством установлен особый порядок регулирования земельных отношений. Следовательно, размещение на спорном земельном участке здания гаража-автостоянки потребует лишь переноса отдельных элементов благоустройства с территории застройки. Кроме того, проект благоустройства является неотъемлемой частью проекта строительства любого объекта. Застройщик в проекте строительства здания гаража-автостоянки будет обязан предусмотреть перенос существующих объектов благоустройства и создание новых.
Доводы ответчика о нарушении заявителем пункта 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки кроме гостевых. Указанная норма не содержит запрета на строительство зданий-гаражей на территории дворов жилых зданий.
Пунктом 2.8 тех же санитарно-эпидемиологических правил и нормативов предусмотрено, что места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Таким образом, из данного нормативного акта нельзя сделать вывод о запрете строительства полузаглубленного здания гаража-стоянки на земельном участке, граничащем с дворовыми территориями близлежащих многоквартирных домов.
Отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта препятствует Обществу в реализации предоставленного ему земельным законодательством права на получение испрашиваемого земельного участка для строительства объекта.
Таким образом, оценив основания отказа Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаража-автостоянки с учетом представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2013 года по делу N А05-1859/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А05-1859/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А05-1859/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" Перевозчикова П.И. по доверенности от 01.09.2013, от Министерства имущественных отношений Архангельской области Семушиной А.Г. по доверенности от 02.07.2013 N 313-04-07/5928, от Мэрии города Архангельска Буракова В.М. по доверенности от 25.07.2013 N 002-38/995,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2013 года по делу N А05-1859/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ирбис" (ОГРН 1082901005923; далее - Общество, ООО "Ирбис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) о признании недействительным решения, отраженного в выписке из протокола заседания коллегии Министерства от 22.12.2011, об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1433 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска на пересечении улицы Воскресенской и проспекта Дзержинского и о возложении на ответчика обязанности со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - гаража-стоянки в границах указанного земельного участка в кадастром квартале 29:22:040612.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просят решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Департамент по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области (далее - Департамент) с заявлением от 22.12.2009 о предоставлении земельного участка в Октябрьском территориальном округе на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского для строительства здания полузаглубленного гаража-автостоянки.
Департамент направил указанное заявление вместе с сопроводительным письмом N 07-13/10855 Департаменту градостроительства мэрии г. Архангельска для обеспечения выбора земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Мэрия опубликовала в городской газете "Архангельск - город воинской славы" от 06.09.2011 N 34 извещение о планируемом размещении гаража-автостоянки на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского (во дворе домов ул. Воскресенской, 105 и пр. Дзержинского, 13).
Распоряжением мэра г. Архангельска от 15.11.2011 N 2814р утверждена схема испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1433 га в кадастровом квартале 29:22:040612. Акт выбора земельного участка для строительства полузаглубленного гаража-стоянки утвержден директором Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска 04.02.2010. Земельный участок признан пригодным для строительства упомянутого объекта, застройщику предложено обеспечить сохранность существующих инженерных коммуникаций.
ООО "Ирбис" обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки.
Решением от 16.12.2011 Министерство отказало в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1433 га в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска на пересечении ул. Воскресенской и пр. Дзержинского в связи с тем, что градостроительной документацией г. Архангельска не предусмотрено размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки в границах запрашиваемого земельного участка, а также по причине несогласия жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством данного объекта (получено Обществом 28.01.2013).
ООО "Ирбис" не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 5 статьи 30 названного Кодекса указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу положений пункта 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением.
При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В рассматриваемом случае по заявлению Общества Мэрия обеспечила выбор земельного участка, проинформировала население о планируемом размещении гаража-автостоянки, оформила акт выбора земельного участка для строительства.
Следовательно, ООО "Ирбис" и Мэрией соблюдена процедура, предусмотренная действующим земельным законодательством, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказ ответчика в принятии решения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что градостроительной документацией г. Архангельска не предусмотрено размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки в границах запрашиваемого земельного участка, а также несогласием жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством данного объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац второй пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ гражданам предоставлено право участвовать в решении тех вопросов, которые затрагивают их интересы и связаны с изъятием и предоставлением этих земельных участков для строительства. В данном случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд Мэрией не производилось, земельный участок находился и находится в муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ссылка ответчика на данную норму необоснованна.
Доводы Министерства о нарушении Мэрией принципов участия граждан в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов Общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ распространяются на участие граждан в вопросах, касающихся их прав на землю, а также на участие граждан в решениях, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ направлен на обеспечение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, который принадлежит этому гражданину.
В рассматриваемом случае у граждан отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок. Вопрос о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения здания гаража-стоянки не связан с решением, которое может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ не следует, что органы местного самоуправления обязаны руководствоваться мнением населения муниципального образования при принятии решения, несогласие граждан со строительством объекта носит для органов власти, полномочных распоряжаться публичными землями, рекомендательный характер, обязательным для принятия решения органом местного самоуправления будет являться лишь мнение граждан, обоснованное реальным умалением их прав и законных интересов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления названной обязанности может служить основанием для отмены решения о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка для строительства, при условии наличия доказательств того, что данное обстоятельство нарушило права и охраняемые законом интересы конкретных граждан и юридических лиц.
Ответчиком не доказан тот факт, что размещение спорного объекта повлечет за собой нарушения прав и законных интересов граждан.
Само по себе нежелание граждан проживать в доме, расположенном рядом с гаражом-автостоянкой (при отсутствии доказательств нарушения требований закона и законных интересов), не является правовым основанием для принятия Министерством отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Иное толкование привело бы к злоупотреблению правом со стороны государственного органа.
В материалах дела имеется выданное заявителю санитарно-эпидемиологическое заключение от 26.07.2011 N 29.01.01.522.Т.000437.07.11, согласно которому предоставление спорного земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе санитарным правилам и нормам, предъявляемым к санитарно-защитным зонам, к условиям проживания в жилых домах и помещениях относительно шума на территории жилой застройки, качества атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и безопасных уровней воздействия в атмосферном воздухе населенных мест, норм радиационной безопасности и правил обеспечения радиационной безопасности.
Кроме этого, согласно архитектурному эскизному проекту здания гаража полузаглубленная стоянка на 43 автомашины по ул. Воскресенской, 105 и пр. Дзержинского, 13 предусматривает размещение игровых площадок на кровле, а также площадки для детей младшего возраста, школьного возраста, хозплощадку для сушки белья, открытую площадку для машин за пределами выделенного участка, зеленую зону, стоянку для автомобилей.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования "Город Архангельск" территория, на которой расположен спорный земельный участок, предназначена для среднеэтажной жилой постройки.
В части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что в жилых зонах допускается размещение стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 5.1 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
Таким образом, строительство на спорном участке гаража не нарушает требований градостроительных норм. Довод ответчика о том, что размещение полузаглубленного здания гаража-автостоянки на пересечении ул. Воскресенская и пр. Дзержинского не предусмотрено градостроительной документацией, является необоснованным.
Ссылка Министерства на необходимость в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.20123 N 516 (далее - Правила землепользования и застройки), статьей 39 ГрК РФ проведения публичных слушаний для размещения гаража-автостоянки на спорной территории, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку статьей 31 ЗК РФ, устанавливающей процедуру выбора земельного участка и его предоставления для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусмотрена необходимость проведения публичных слушаний для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, Правила землепользования и застройки вступили в силу с 15.01.2013, в то время как выбор земельного участка для строительства гаража-автостоянки и определение его разрешенного использования осуществлено еще в 2011 году.
Статья 39 ГрК РФ говорит о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования сформированных земельных участков, существующих как объекты земельных правоотношений. Спорный земельный участок еще только формируется.
Наличие на земельном участке элементов благоустройства не означает, что земельный участок не может быть предоставлен для строительства. Само по себе благоустройство территории носит временный характер в связи с отсутствием самостоятельного значения, возможностью относительно простого перемещения элементов благоустройства, а также с ограниченным сроком службы временных сооружений. Элементы благоустройства не относятся к объектам недвижимого имущества, для которых ввиду прочной связи с землей, законодательством установлен особый порядок регулирования земельных отношений. Следовательно, размещение на спорном земельном участке здания гаража-автостоянки потребует лишь переноса отдельных элементов благоустройства с территории застройки. Кроме того, проект благоустройства является неотъемлемой частью проекта строительства любого объекта. Застройщик в проекте строительства здания гаража-автостоянки будет обязан предусмотреть перенос существующих объектов благоустройства и создание новых.
Доводы ответчика о нарушении заявителем пункта 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки кроме гостевых. Указанная норма не содержит запрета на строительство зданий-гаражей на территории дворов жилых зданий.
Пунктом 2.8 тех же санитарно-эпидемиологических правил и нормативов предусмотрено, что места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Таким образом, из данного нормативного акта нельзя сделать вывод о запрете строительства полузаглубленного здания гаража-стоянки на земельном участке, граничащем с дворовыми территориями близлежащих многоквартирных домов.
Отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта препятствует Обществу в реализации предоставленного ему земельным законодательством права на получение испрашиваемого земельного участка для строительства объекта.
Таким образом, оценив основания отказа Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаража-автостоянки с учетом представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2013 года по делу N А05-1859/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)