Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 N 05АП-6110/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31027/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. N 05АП-6110/2013

Дело N А51-31027/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Массандра"
апелляционное производство N 05АП-6110/2013
на решение от 16.04.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-31027/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Массандра" (ИНН 2540155080, ОГРН 1092540004039, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.07.2009)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от ДНТ "Массандра": Комаревцева Е.В., представитель по доверенности от 02.05.2012, сроком действия три года, без права передоверия; паспорт;
- от Администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 1-3/25133 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 02.07.2013 N 27/1-1-1947 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;

- установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Массандра" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 04.09.2012 N 45806/1у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 14660 кв. м, расположенного в районе ул. Апухтина, в г. Владивостоке; обязании устранить допущенные нарушения - утвердить схему расположения указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, дачное некоммерческое товарищество "Массандра" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что единственным основанием для принятия обжалуемого решения является отсутствие оснований для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения испрашиваемого участка у Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока.
Тем не менее, суд первой инстанции не учел, что согласно п. 1.2 Постановления Администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", получателями муниципальной услуги являются заявители - физические и юридические лица, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальную услугу, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, в письменном или электронном виде.
В данном постановлении отсутствует наличие обращения органа исполнительной власти, как обязательное условие для предоставления муниципальной услуги. То есть, заявление ДНТ "Массандра" в администрацию г. Владивостока об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка является основанием для предоставления данной муниципальной услуги.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имеется.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, отсутствие обращения органа исполнительной власти об утверждении ДНТ "Массандра" схемы расположения земельного участка, не должно было являться основанием для отказа в предоставлении товариществу данной муниципальной услуги.
Кроме того, учитывая, что утверждение схемы расположения является одним из этапов предоставления земельного участка, оспариваемым отказом нарушаются права ДНТ "Массандра", предусмотренные статьей 28 ЗК РФ, в частности на предоставление земельного участка юридическому лицу на праве аренды, в связи с чем полагает, что данным отказом нарушаются права и законные интересы заявителя.
Полагает, что ДНТ "Массандра" был соблюден порядок обращения о предоставлении земельного участка, установленный действующим законодательством РФ и порядок обращения о предоставлении муниципальной услуги об утверждении расположения земельного участка.
В дополнениях к апелляционной жалобе товарищество выражает несогласие с доводом администрации г. Владивостока о том, что в настоящее время согласно Правилам землепользования и застройки ВГО испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в связи с чем предоставление данного земельного участка для ведения дачного хозяйства невозможно.
Учитывая, что заявление ДНТ "Массандра" поступило в Департамент 25.08.2010, спорные правоотношения между ДНТ "Массандра" и Департаментом возникли до вступления в силу изменений в Правила землепользования и застройки в редакции от 14.10.2011 г., полагает, что ДНТ "Массандра" не должно претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия бездействия Департамента и Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока, не рассмотревших своевременно заявление о формировании и предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании представитель ДНТ "Массандра" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока на доводы жалобы и дополнений к ней возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ДНТ "Массандра" 25.08.2010 обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 10000 кв. м, расположенного в районе ул. Апухтина в г. Владивостоке, в аренду для ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных отношений письмо от 09.12.2010 N 29/06-20-20956 отказал обществу в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 52, выделы 1, 2, 2 Седанкинского участкового лесничества (защитные леса, категории защищенности - 1, 2 и 3 зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество оспорило его в арбитражном суде.
Решением от 24.06.2011 по делу N А51-3066/2011 арбитражный суд признал незаконным указанное решение и обязал департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить в администрацию города Владивостока обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение арбитражного суда первой инстанции от 24.06.2011 оставлено без изменения, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного федерального округа от 06.03.2012 N Ф03-4991/2011 решение арбитражного суда от 24.06.2011 изменено, суд кассационной инстанции обязал департамент повторно рассмотреть заявление ДНТ "Массандра" в соответствии с порядком и сроками, установленными статьями 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Доказательств повторного рассмотрения департаментом заявления товарищества или его направления в орган местного самоуправления для рассмотрения по правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ сторонами в ходе рассмотрения спора не представлено.
08.08.2012 товарищество обратилось в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Апухтина, для ведения дачного хозяйства.
По результатам рассмотрения указанного заявления 04.09.2012 Управление градостроительства и архитектуры в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка было отказано, в связи с отсутствием у администрации г. Владивостока полномочий по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа и отсутствием сведений об обращении департамента по вопросу утверждения схемы испрашиваемого земельного участка. Решение оформлено письмом N 45806/1у.
Не согласившись с решением управления, посчитав, что оно не соответствует земельному законодательству и нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Кроме того, статья 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, согласно пунктам 3 - 4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, правопреемником которого в настоящее время является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
С учетом изложенного, исходя из буквального толкования вышеприведенных нормативных положений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления в департамент, который, в свою очередь направляет его в орган местного самоуправления для рассмотрении по правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у администрации г. Владивостока законных оснований для рассмотрения документов ДНТ "Массандра" об утверждении схемы расположения земельного участка не имелось, поскольку заявителем нарушен порядок подачи заявления о предоставлении земельного участка. Самостоятельное обращение товарищества в орган местного самоуправления минуя исполнительный орган государственной власти является ненадлежащим порядком подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Доводы заявителя об обратном, основаны на неверном толкований приведенных норм.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок для целей размещения ДНТ "Массандра" находится в зоне Ж-1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки в г. Владивостоке (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); абзац 2 пункта 1, абзацы 4, 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 23, предусматривающие ведение дачного хозяйства в зоне "застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1), исключены.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со ст. 23 Правил землепользования и застройки на территории ВГО не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность формирования земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
На основании изложенного, основания, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено. На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2013 по делу N А51-31027/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)