Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Голубевой Т.В. (доверенность от 21.06.2013 N 587),
Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда - Глушко О.Н. (доверенность от 28.10.2011 N 18126),
Губернатора Волгоградской области - Голубевой Т.В. (доверенность от 17.04.2013 N 41),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 (судья Машлыкина А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-25169/2012
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540/ОГРН 1053444031299) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139/ОГРН 1023403433822) о признании права отсутствующим на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
по встречному иску администрации Волгограда к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании права отсутствующим, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Бакалда", Вышинской Н.П., Решетова Д.В., Правительства Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Управления Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, муниципального образования - город-герой Волгоград в лице главы Василькова В.Д., федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Волгограда (далее - ответчик, администрация), в котором просит признать отсутствующим право собственности администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Администрация заявила встречный иск к Министерству, в котором просит признать отсутствующим право собственности Волгоградской области на земельный участок общей площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, на земельный участок общей площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, на земельный участок общей площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Бакалда" (далее - ООО "Бакалда"), Вышинская Н.П., Решетов Д.В., Правительство Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, муниципального образования - город-герой Волгоград в лице главы Василькова В.Д., Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФБУ "ФКП Росреестра"), администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 признано отсутствующим право собственности администрации на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, на основании которого зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га, было издано в период действия пунктов 6 - 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" и на момент издания указанного постановления уже существовало постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация не представила доказательств отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям в силу абзацев 2 и 3 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В кассационных жалобах администрация Волгограда и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда просят принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Администрация считает, что природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" создан без изъятия земельных участков, вошедших в его границы, для общегосударственных нужд, и расположен на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей.
Администрация указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования, право собственности администрации Волгограда на весь спорный земельный участок возникло на законных основаниях и зарегистрировано ранее права Волгоградской области на части спорного земельного участка. Поскольку процедуры изъятия земельных участков не имеется, права на спорный земельный участок сохранились за администрацией.
Комитет считает, что в 1950 году земельный участок площадью 247 га (в том числе спорный земельный участок) предоставлен Сталинградскому горсовету в постоянное пользование на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р и, следовательно, администрация, как правопреемник Сталинградского городского Совета народных депутатов, является законным правообладателем спорного земельного участка.
Кроме того, Комитет указывает, что поскольку изъятия спорного земельного участка у правообладателя не проводилось, то создание природного парка не привело к изменению прав администрации Волгограда на спорный земельный участок.
Кроме того, приведен довод о том, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано с 05.11.2008, а право собственности Волгоградской области, после раздела спорного земельного участка в 2005 году, зарегистрировано 24.05.2012.
В отзыве на кассационные жалобы Министерство указывает, что распоряжение землями рекреационного назначения в соответствии с частью 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 осуществлялось Советами народных депутатов краевых, областных, автономных областей, автономных округов и, следовательно, администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области в 2001 году была не вправе изымать спорный земельный участок из ведения администрации г. Краснослободска и передавать его администрации Волгограда.
Кроме того, приведен довод о том, что поскольку основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности указано постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, которое противоречит абзацу 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР, пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", постановлению главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк - "Волго-Ахтубинская пойма", то судами двух инстанций правомерно оспоренное прав собственности администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска признано отсутствующим.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, коллегия находит, что они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-Р для организации парка культуры и отдыха был выделен земельный участок Гослесфонда Краснослободского лесхоза.
Администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области издано постановление от 03.03.2001 N 157 "Об изъятии земельного участка лесопарка "Бакалда" из ведения Администрации города Краснослободска и передаче его администрации Волгограда" в соответствии с которым, земельный участок площадью 118,85 га передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Волгограда для организации парка культуры и отдыха.
Земельный участок площадью 118,85 га (1 188 500 кв. м) с кадастровым номером 34:28:100028:0006 был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2001.
Администрацией Волгограда 23.03.2001 на основании постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.02.2012 N 01/037/2012751.
05.11.2008 на основании этого же постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на данный земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006.
В свою очередь субъекту Российской Федерации - Волгоградская область на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Основанием для государственной регистрации права собственности Волгоградской области послужили следующие акты: постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, постановление главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805, пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановление главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917.
Полагая, что у администрации Волгограда отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, Министерство обратилось в суд с настоящим требованием о признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска признано отсутствующим.
Администрация Волгограда обратилась со встречным иском, в котором просит признать отсутствующим право собственности Волгоградской области на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, основывая свои требования наличием зарегистрированного права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пределы применения такого способа защиты как признание права отсутствующим разъяснены в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", где указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
В абзаце 1 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Пленум Верховного Суда Российской Федерации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Суд установил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
В то же время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве собственности субъекта - Волгоградской области на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Суд пришел к выводу о том, что записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке свидетельствуют в пользу наличия права собственности на земельный участок и у истца, и у ответчика.
Суд указал, что между сторонами имеется спор о праве, зарегистрированном на одни и те же объекты. В предмет доказывания по такому спору безусловно входит проверка законности и основательности реестровых записей, а также установление гражданско-правового основания возникновения права каждой из сторон.
Субъекту Российской Федерации - Волгоградская область на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га (1 188 500 кв. м) с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска. Основанием для государственной регистрации права собственности Волгоградской области послужили следующие правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", согласно которой особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы" под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава Ахтуба и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями. Территория Волго-Ахтубинской поймы признается природным парком регионального значения.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
На основании постановления главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном законом порядке с органами местного самоуправления, общей площадью 153 855,16 га и план земель названного государственного учреждения.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, к числу которых отнесена территория Волго-Ахтубинской поймы.
В постановлении главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" закреплено, что территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Волгоградской областью в лице Министерства, на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:100028:660, 34:28:100028:661, 34:28:100028:662 и, следовательно, иск Министерства подлежит удовлетворению, при этом встречный иск удовлетворению не подлежит.
При этом суд указал следующее.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок.
Отказывая в удовлетворении встречного иска суд первой инстанции указал, что основанием для государственной регистрации права собственности города Волгограда на спорный земельный участок явилось постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, противоречащее как Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", так и Федеральным законам "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых природных территориях".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и давая оценку наличию/отсутствию права собственности Волгоградской области и муниципальной собственности на спорный земельный участок апелляционный суд указал следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", согласно которой особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В силу части 6 статьи 2 данного Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно части 8 статьи 2 вышеуказанного Закона содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" определено, что к полномочиям администрации Волгоградской области отнесены вопросы принятия решений об организации особо охраняемых природных территориях регионального значения, утверждение положения о данных территориях, ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области. Решение об образовании природных парков принимает Волгоградская областная Дума по представлению федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, а задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым администрацией Волгоградской области (статьи 11, 16, 18 Закона).
Во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" издано постановление главы администрации от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
На основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (с изменениями от 30.11.2001 N 636-ОД), в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном порядке с органами местного самоуправления и план земель названного государственного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области согласно приложению, уполномоченным органом по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области определен Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", в соответствии с которым природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма; территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (пункты 1.2, 1.3 Положения).
Апелляционный суд указал, что материалами дела установлено, что земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662 по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска расположены в границах особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы регионального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Волгоградской областью на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, расположенные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
При этом, давая оценку представленным в обоснование возникновения права муниципальной собственности доказательствам апелляционный суд отметил следующее.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р земельный участок Гослесфонда Краснослободского лесхоза общей площадью 247,0 га предоставлен в постоянное пользование Сталинградскому городскому совету для организации парка культуры и отдыха.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 изъят из ведения администрации г. Краснослободска земельный участок лесопарка "Бакалда" площадью 118,85 га и передан в постоянное пользование администрации г. Волгограда для организации парка культуры и отдыха.
23.03.2001 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве постоянного бессрочного пользования за администрацией Волгограда на земельный участок кадастровый номер 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га.
05.11.2008 в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право муниципальной собственности на данный земельный участок. Основанием для регистрации права муниципальной собственности указано постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157.
Согласно статьи 92 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 землями рекреационного назначения признавались выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения.
В силу статьи 90 Земельного кодекса РСФСР (действовавшим на дату издания постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157) земли, находящиеся в государственной собственности могли передаваться Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.
В состав земель природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение.
На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с охранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР.
Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Согласно части 1 статьи 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям районной администрации отнесены вопросы предоставления в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу части 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР выделение земель рекреационного назначения было отнесено к ведению краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов.
Решение уполномоченного органа о выделении администрации Волгограда земель рекреационного назначения материалы дела не содержат.
Также следует отметить, что постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 на основании которого зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га было издано в период действия пунктов 6 - 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и на момент издания указанного Постановления уже было издано постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности установлены пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В пункте 3 Перечня предусмотрено представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрацией Волгограда не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям в силу абзацев 2 и 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод администрации Волгограда о наличии распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р согласно которой Сталинградский горсовет принял в постоянное пользование участок гослесфонда общей площадью 247 га, в том числе включающий и спорный земельный участок, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суд установил, что основанием государственной регистрации права указан ненормативный акт администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области, принятый с превышением полномочий администрации.
Согласно части 3 пункта 6, пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Природные арки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
Довод Комитета о том, что право собственности города Волгограда на спорное имущество зарегистрировано раньше, чем право Волгоградской области, не может служить основанием для отмены обжалованных судебных актов, поскольку это обстоятельство не влияет на правовую квалификацию оснований возникновения и регистрации оспоренных прав.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А12-25169/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-25169/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А12-25169/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Голубевой Т.В. (доверенность от 21.06.2013 N 587),
Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда - Глушко О.Н. (доверенность от 28.10.2011 N 18126),
Губернатора Волгоградской области - Голубевой Т.В. (доверенность от 17.04.2013 N 41),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 (судья Машлыкина А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-25169/2012
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540/ОГРН 1053444031299) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139/ОГРН 1023403433822) о признании права отсутствующим на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
по встречному иску администрации Волгограда к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании права отсутствующим, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Бакалда", Вышинской Н.П., Решетова Д.В., Правительства Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Управления Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, муниципального образования - город-герой Волгоград в лице главы Василькова В.Д., федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Волгограда (далее - ответчик, администрация), в котором просит признать отсутствующим право собственности администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Администрация заявила встречный иск к Министерству, в котором просит признать отсутствующим право собственности Волгоградской области на земельный участок общей площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, на земельный участок общей площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, на земельный участок общей площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Бакалда" (далее - ООО "Бакалда"), Вышинская Н.П., Решетов Д.В., Правительство Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, муниципального образования - город-герой Волгоград в лице главы Василькова В.Д., Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФБУ "ФКП Росреестра"), администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 признано отсутствующим право собственности администрации на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, на основании которого зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га, было издано в период действия пунктов 6 - 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" и на момент издания указанного постановления уже существовало постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация не представила доказательств отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям в силу абзацев 2 и 3 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В кассационных жалобах администрация Волгограда и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда просят принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Администрация считает, что природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" создан без изъятия земельных участков, вошедших в его границы, для общегосударственных нужд, и расположен на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей.
Администрация указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования, право собственности администрации Волгограда на весь спорный земельный участок возникло на законных основаниях и зарегистрировано ранее права Волгоградской области на части спорного земельного участка. Поскольку процедуры изъятия земельных участков не имеется, права на спорный земельный участок сохранились за администрацией.
Комитет считает, что в 1950 году земельный участок площадью 247 га (в том числе спорный земельный участок) предоставлен Сталинградскому горсовету в постоянное пользование на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р и, следовательно, администрация, как правопреемник Сталинградского городского Совета народных депутатов, является законным правообладателем спорного земельного участка.
Кроме того, Комитет указывает, что поскольку изъятия спорного земельного участка у правообладателя не проводилось, то создание природного парка не привело к изменению прав администрации Волгограда на спорный земельный участок.
Кроме того, приведен довод о том, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано с 05.11.2008, а право собственности Волгоградской области, после раздела спорного земельного участка в 2005 году, зарегистрировано 24.05.2012.
В отзыве на кассационные жалобы Министерство указывает, что распоряжение землями рекреационного назначения в соответствии с частью 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 осуществлялось Советами народных депутатов краевых, областных, автономных областей, автономных округов и, следовательно, администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области в 2001 году была не вправе изымать спорный земельный участок из ведения администрации г. Краснослободска и передавать его администрации Волгограда.
Кроме того, приведен довод о том, что поскольку основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности указано постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, которое противоречит абзацу 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР, пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", постановлению главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк - "Волго-Ахтубинская пойма", то судами двух инстанций правомерно оспоренное прав собственности администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска признано отсутствующим.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, коллегия находит, что они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-Р для организации парка культуры и отдыха был выделен земельный участок Гослесфонда Краснослободского лесхоза.
Администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области издано постановление от 03.03.2001 N 157 "Об изъятии земельного участка лесопарка "Бакалда" из ведения Администрации города Краснослободска и передаче его администрации Волгограда" в соответствии с которым, земельный участок площадью 118,85 га передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Волгограда для организации парка культуры и отдыха.
Земельный участок площадью 118,85 га (1 188 500 кв. м) с кадастровым номером 34:28:100028:0006 был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2001.
Администрацией Волгограда 23.03.2001 на основании постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.02.2012 N 01/037/2012751.
05.11.2008 на основании этого же постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на данный земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006.
В свою очередь субъекту Российской Федерации - Волгоградская область на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Основанием для государственной регистрации права собственности Волгоградской области послужили следующие акты: постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, постановление главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805, пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановление главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917.
Полагая, что у администрации Волгограда отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, Министерство обратилось в суд с настоящим требованием о признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный в Волгоградской области, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска признано отсутствующим.
Администрация Волгограда обратилась со встречным иском, в котором просит признать отсутствующим право собственности Волгоградской области на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска, основывая свои требования наличием зарегистрированного права муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пределы применения такого способа защиты как признание права отсутствующим разъяснены в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", где указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
В абзаце 1 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Пленум Верховного Суда Российской Федерации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Суд установил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве муниципальной собственности на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
В то же время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве собственности субъекта - Волгоградской области на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
Суд пришел к выводу о том, что записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке свидетельствуют в пользу наличия права собственности на земельный участок и у истца, и у ответчика.
Суд указал, что между сторонами имеется спор о праве, зарегистрированном на одни и те же объекты. В предмет доказывания по такому спору безусловно входит проверка законности и основательности реестровых записей, а также установление гражданско-правового основания возникновения права каждой из сторон.
Субъекту Российской Федерации - Волгоградская область на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые были образованы путем раздела земельного участка площадью 118,85 га (1 188 500 кв. м) с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска. Основанием для государственной регистрации права собственности Волгоградской области послужили следующие правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", согласно которой особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы" под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава Ахтуба и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями. Территория Волго-Ахтубинской поймы признается природным парком регионального значения.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
На основании постановления главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном законом порядке с органами местного самоуправления, общей площадью 153 855,16 га и план земель названного государственного учреждения.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, к числу которых отнесена территория Волго-Ахтубинской поймы.
В постановлении главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" закреплено, что территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Волгоградской областью в лице Министерства, на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:100028:660, 34:28:100028:661, 34:28:100028:662 и, следовательно, иск Министерства подлежит удовлетворению, при этом встречный иск удовлетворению не подлежит.
При этом суд указал следующее.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок.
Отказывая в удовлетворении встречного иска суд первой инстанции указал, что основанием для государственной регистрации права собственности города Волгограда на спорный земельный участок явилось постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157, противоречащее как Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", так и Федеральным законам "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых природных территориях".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и давая оценку наличию/отсутствию права собственности Волгоградской области и муниципальной собственности на спорный земельный участок апелляционный суд указал следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", согласно которой особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В силу части 6 статьи 2 данного Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно части 8 статьи 2 вышеуказанного Закона содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" определено, что к полномочиям администрации Волгоградской области отнесены вопросы принятия решений об организации особо охраняемых природных территориях регионального значения, утверждение положения о данных территориях, ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области. Решение об образовании природных парков принимает Волгоградская областная Дума по представлению федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, а задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым администрацией Волгоградской области (статьи 11, 16, 18 Закона).
Во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" издано постановление главы администрации от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
На основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (с изменениями от 30.11.2001 N 636-ОД), в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном порядке с органами местного самоуправления и план земель названного государственного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области согласно приложению, уполномоченным органом по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области определен Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", в соответствии с которым природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма; территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (пункты 1.2, 1.3 Положения).
Апелляционный суд указал, что материалами дела установлено, что земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662 по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска расположены в границах особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы регионального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Волгоградской областью на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на земельные участки площадью 21 074 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5049 кв. м с кадастровым номером 34:28:100028:662, расположенные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее города Краснослободска.
При этом, давая оценку представленным в обоснование возникновения права муниципальной собственности доказательствам апелляционный суд отметил следующее.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р земельный участок Гослесфонда Краснослободского лесхоза общей площадью 247,0 га предоставлен в постоянное пользование Сталинградскому городскому совету для организации парка культуры и отдыха.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 изъят из ведения администрации г. Краснослободска земельный участок лесопарка "Бакалда" площадью 118,85 га и передан в постоянное пользование администрации г. Волгограда для организации парка культуры и отдыха.
23.03.2001 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве постоянного бессрочного пользования за администрацией Волгограда на земельный участок кадастровый номер 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га.
05.11.2008 в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право муниципальной собственности на данный земельный участок. Основанием для регистрации права муниципальной собственности указано постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157.
Согласно статьи 92 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 землями рекреационного назначения признавались выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения.
В силу статьи 90 Земельного кодекса РСФСР (действовавшим на дату издания постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157) земли, находящиеся в государственной собственности могли передаваться Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.
В состав земель природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение.
На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с охранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР.
Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Согласно части 1 статьи 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям районной администрации отнесены вопросы предоставления в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу части 4 статьи 92 Земельного кодекса РСФСР выделение земель рекреационного назначения было отнесено к ведению краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов.
Решение уполномоченного органа о выделении администрации Волгограда земель рекреационного назначения материалы дела не содержат.
Также следует отметить, что постановление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 N 157 на основании которого зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0006 площадью 118,85 га было издано в период действия пунктов 6 - 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и на момент издания указанного Постановления уже было издано постановление главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности установлены пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В пункте 3 Перечня предусмотрено представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрацией Волгограда не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям в силу абзацев 2 и 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод администрации Волгограда о наличии распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N 19925-р согласно которой Сталинградский горсовет принял в постоянное пользование участок гослесфонда общей площадью 247 га, в том числе включающий и спорный земельный участок, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суд установил, что основанием государственной регистрации права указан ненормативный акт администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области, принятый с превышением полномочий администрации.
Согласно части 3 пункта 6, пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Природные арки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
Довод Комитета о том, что право собственности города Волгограда на спорное имущество зарегистрировано раньше, чем право Волгоградской области, не может служить основанием для отмены обжалованных судебных актов, поскольку это обстоятельство не влияет на правовую квалификацию оснований возникновения и регистрации оспоренных прав.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А12-25169/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)