Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 N 15АП-16289/2013 ПО ДЕЛУ N А32-9150/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. N 15АП-16289/2013

Дело N А32-9150/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 05.02.2013 N 23АА2256775 Чинталова Э.С.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кореновский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.08.2013 по делу N А32-9150/2013, принятое судьей Тарасенко А.А.,
по заявлению главы крестьянско-фермерского хозяйства Борисенко Сергей Юрьевич
к заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Краснодарскому краю; Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
при участии третьего лица администрация муниципального образования Кореновский район,
о признании наличия кадастровой ошибки,

установил:

Глава КФХ Борисенко С.Ю. (далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с требованиями к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - орган кадастрового учета) и с учетом ходатайства об уточнении требований, удовлетворенного определением суда от 20.05.2013, а также отказа от требований к Управлению Росреестра, просил признать наличие кадастровой ошибки в сведениях применительно к земельному участку 23:12:1001007:214 в части отнесения к виду разрешенного использования и указания кадастровой стоимости; обязать внести изменения в ГКН применительно к виду разрешенного использования земельного участка с 30.06.2009, применительно к кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2013 признано наличие в государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибки применительно к следующим сведениям о земельном участке с кадастровым номером 23:12:1001007:214:
- - вид разрешенного использования - "Для размещения склада";
- - кадастровая стоимость - 3 795 211 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 163,94 руб.).
Суд постановил считать надлежащими следующей сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:12:1001007:214:
- - вид разрешенного использования (с 30.06.2009) - "для сельскохозяйственного использования";
- - кадастровая стоимость (с 01.01.2010) - 288 912 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 12,48 руб.).
ФГБУ "ФКП "Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю суд обязал внести изменения в государственный кадастр недвижимости применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:12:1001007:214, указав:
- -вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования";
- -кадастровая стоимость - 288 912 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 12,48 руб.).
На основе анализа представленных в дело доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка должен быть отнесен с 30.06.2009 к 15 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства. Также суд установил, что кадастровая стоимость до постановления главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) была установлена распоряжением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р). Однако распоряжение N 1202-р опубликовано в установленном порядке только 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37. Таким образом, на дату 01.01.2010 суд пришел к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости в размере 288 912 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что суд не учел порядок определения и утверждения кадастровой оценки земель, а также не принял во внимание, что результаты такой оценки не оспаривались заявителем. Также полагает, что судом необоснованно приняты во внимание доказательства, являющиеся внутренними документами истца.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами органа местного самоуправления, сославшись на то, что заявитель жалобы не учитывает, что в рамках настоящего дела оспаривается кадастровая ошибка, повлекшая за собой необоснованное указание кадастровой стоимости; кадастровая стоимость согласно части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ может быть оспорена в арбитражном суде.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованного и третьего лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно договору купли-продажи N АОК (КП) 9 от 20.05.2009 истцом были приобретены в собственность у ОАО "Агрообъединение "Кубань" (далее - продавец) здания, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:1261001007:214, по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, ст. Раздольная, ул. Степная,36.
Земельный участок под строениями находился у продавца на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о необходимости исправления технической ошибки, допущенной при ведении государственного земельного кадастра в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:1261001007:214 в части отнесения его к 9 группе видов разрешенного использования - земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений.
19.03.2013 орган кадастрового учета отказал в исправлении ошибки.
Истец, не согласившись с отнесением вида разрешенного использования земельного участка к 9 группе, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2011 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Статьей 4 ФЗ от 24.07.2011 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена ст. 28 ФЗ от 24.07.2011 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ от 24.07.2011 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно п. 5 ст. 28 от 24.07.2011 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из п. п. 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения. В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
В соответствии с п. п. 11 и 13 Правил разработаны методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2 Методических указаний).
Из вышеизложенного следует, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11, суды необоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий органа кадастровой оценки и обязании изменить в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка, так как при определении, в частности, номера вида разрешенного использования земельного участка орган кадастровой оценки должен учесть территориальную зону нахождения участка, виды разрешенного использования участка в территориальной зоне, назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
В этой связи судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:1261001007:214 ранее находился в массиве земель, принадлежащих колхозу "Победа" на основании государственного акта серии А-I 246814, выданного Исполнительным комитетом Кореновского районного Совета народных депутатов 10.03.1982 (т. 1, л.д. 28).
В последующем колхоз "Победа" реорганизован в АОЗТ "Победа", согласно Постановлению Главы администрации Кореновского района Краснодарского края от 09.06.200 N 336 АОЗТ "Победа" реорганизовано в ЗАО "Победа".
ОАО "Агрообъединение "Кубань" создано путем слияния ряда акционерных обществ, в том числе ЗАО "Победа".
Согласно государственному акту серии А-I 246814 на право пользования землей (т. 1, л.д. 28) земельный участок выделенный колхозу "Победа" для сельскохозяйственного использования.
Земельный участок с кадастровым номером 23:1261001007:214 согласно копировке из генерального плана с наложением кадастра станицы Раздольной относится к территориям существующих сельскохозяйственных предприятий.
На данный государственный акт есть также ссылка в дополнении к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 23:12:1001007, утвержденного Начальником отдела Роснедвижимости по Кореновскому району от 18.03.2009.
Также согласно акту осмотра отдела архитектуры и градостроительства администрации Кореновского района от 12.04.2013 на земельном участке с кадастровым номером 23:1261001007:214 располагаются объекты истца и используются для хранения сельскохозяйственной продукции (т. 1, л.д. 103).
Исходя из информации, указанной в инвентарных карточках учета объекта основных средств, объекты истца (склады) используются для хранения сельскохозяйственной продукции (кукуруза, зерно) (т. 2, л.д10-12).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вид деятельности, осуществляемый предпринимателем, относится к сельскохозяйственной.
Судом исследована в совокупности документация на земельный участок (государственный акт, кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 23:1261001007:214), строения расположенные на нем. (технические паспорта на Литер А - склад, Литер В - склад, Литер Д - весовая), акт обследования от 12.04.2013 (т. 1, л.д. 103), инвентарные карточки учета объекта основных средств (т. 2, л.д. 10-12).
Суд оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства по внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, указанных документов, и правомерно пришел к выводу о том, что строения расположенные на земельном участке используются для хранения сельскохозяйственной продукции.
В этой связи вид разрешенного использования земельного участка должен быть отнесен с 30.06.2009 к 15 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
Указанный в ГКН вид разрешенного использования "Для размещения склада" относится к 9 группе видов разрешенного использования - земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и не отвечает требованиям правовой определенности.
Установив ошибку в ГКН, суд определяет кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с периодом действия нормативно правовых актов в регионе, где расположен земельный участок.
Дата, на которую установлены изменения в ГКН (в части вида разрешенного использования) - 30.06.2009 (дата начала фактического использования земельного участка), то есть дата с которой у предпринимателя возникает материально-правовой интерес в спорном правоотношении.
В силу договора купли-продажи от 20.05.2009 N АОК (КП)-9, решения Кореновского районного суда от 14.08.2009 фактически предприниматель начал владеть земельным участком не позже 30.06.2009.
Применительно к указанию кадастровой стоимости - в ГКН необходимо внести изменения с иной даты с 01.01.2010.
Кадастровая стоимость до Постановления главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) была установлена распоряжением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р).
В распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (п. 6).
Однако распоряжение N 1202-р опубликовано в установленном порядке только 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении ФАС СКО от 09.11.2011 по делу N А32-35101/2010.
Таким образом, на дату 01.01.2010 с учетом вышеизложенных нормативно-правовых актов необходимо установить кадастровую стоимость в размере 288 912 руб.
При этом суд правомерно учел особенности применения измененной кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения.
Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса, действующего до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановление ФАС СКО от 07.06.2012 по делу N А32-18555/2011.
Довод администрации о том, что суд не учел порядок определения и утверждения кадастровой оценки земель, а также не принял во внимание, что результаты такой оценки не оспаривались заявителем, является несостоятельным. Из решения следует, что суд первой инстанции при определении кадастровой стоимости, соответствующей разрешенному использованию земельного участка, исходил из нормативно-правовых актов об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края. При этом третье лицо не учитывает, что заявителем заявлялось требование о признании наличия кадастровой ошибки в части определения вида разрешенного использования, от которого напрямую зависит кадастровая стоимость, определяемая на основании нормативно-правовых актов согласно действующему законодательству.
Довод о том, что судом необоснованно приняты во внимание доказательства, являющиеся внутренними документами истца, является несостоятельным, поскольку из материалов дела и решения суда следует, что в качестве доказательств оценивались на только представленные заявителем инвентарные карточки, но и иные доказательства, не относящиеся к внутренним документам заявителя, в частности, государственный акт, кадастровый паспорт на земельный участок, технические паспорта на расположенные на нем здания и строения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2013 по делу N А32-9150/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)