Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2500

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. по делу N 33-2500


Судья: Мелешков А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Колотовкиной Л.И., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре секретаре Л.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М. на решение Одоевского районного суда Тульской области от 15 апреля 2013 года по заявлению прокурора Дубенского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Дубенский район Тульской области о признании постановления от ДД.ММ.ГГ N незаконным.
Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия

установила:

прокурор Дубенского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Дубенский район Тульской области о признании недействительным (незаконным) постановления администрации муниципального образования Дубенский район от ДД.ММ.ГГ N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КN".
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Дубенского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при изменении вида разрешенного использования земельного участка. В ходе проверки установлено, что согласно постановлению главы муниципального образования Дубенский район N от ДД.ММ.ГГ "О проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка" 10.10.2012 г. проведены публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности М., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв. м, адрес (местонахождения) объекта: <данные изъяты>, на вид разрешенного использования "для дачного строительства". По результатам публичных слушаний принято решение рекомендовать главе администрации муниципального образования Дубенский район принять нормативный правовой акт об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства". Постановлением главы муниципального образования Дубенский район N от ДД.ММ.ГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КN" изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка. Полагал, что указанное постановление не соответствует закону, поскольку земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям и градостроительный регламент для такого вида земельного участка не устанавливается. Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно без изменения категории земель сельскохозяйственных угодий.
В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Тульской области Парфенов Д.А. требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации МО Дубенский район Тульской области по доверенности К. возражала против заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать. Согласно возражениям от 27.03.2013 года по общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки. Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений части 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
По письменному заявлению М. о назначении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", на вид разрешенного использования "для дачного строительства" назначены публичные слушания, порядок которых определен статьей 34 Устава муниципального образования Дубенский район и Положением о проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Дубенский район, утвержденных решением Собрания представителей МО Дубенский район от ДД.ММ.ГГ N. Результаты публичных слушаний были известны до вынесения постановления администрации муниципального образования Дубенский район, никем не оспаривались и не обжаловались. Указанный земельный участок относится к зоне сельскохозяйственных угодий, в отношении которых согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется п. 2 ст. 4.1 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 191-ФЗ.
М. в судебном заседании пояснил, что обратился в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования на принадлежащий ему земельный участок, так как намерен построить на нем жилой дом; полагал свои действия законными.
Суд постановил решение, которым требования прокурора Дубенского района Тульской области удовлетворил: признал постановление администрации муниципального образования Дубенский район от ДД.ММ.ГГ N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N" незаконным и недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения М., прокурора Михалевой Л.В., судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
М., 10.09.2012 г. обратился к главе администрации муниципального образования Дубенского района Тульской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство".
Постановлением главы муниципального образования Дубенский район N от ДД.ММ.ГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КN" изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности М., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв. м, адрес (местонахождения) объекта: <адрес>. Данным постановлением установлен вид разрешенного использования указанного земельного участка "для дачного строительства".
Полагая, что указанное постановление принято с нарушением действующего законодательства, прокурор обратился в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок имеет статус сельскохозяйственных угодий. При таких обстоятельствах, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.
Указанные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 78 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Ссылка М. на правомерность вышеуказанного постановления в связи с тем, что вид разрешенного использования земель определяется их собственником, а возможность предоставления в целях дачного строительства земель сельскохозяйственного назначения установлена ст. 81 Земельного кодекса, ст. ст. 35, 36 Градостроительного кодекса судом апелляционной инстанции не принимается, как основанная на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
По смыслу ст. 81 Земельного кодекса РФ предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которым ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке гражданами возможно лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после его государственной регистрации.
Кроме того, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию действующим законодательством РФ не предусмотрено.
Проанализировав вышеуказанные нормы материального права, оценив все представленные доказательства и доводы сторон в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление главы муниципального образования Дубенский район N от ДД.ММ.ГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КN" вынесено с нарушением норм земельного законодательства и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что принадлежащий М., земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, целевое использование - "для ведения сельскохозяйственного производства" и в силу ст. 77 ЗК РФ вне зависимости от состоявшихся публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, не имеется оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. Кроме того, М. не относится к категории граждан, ведущих дачное хозяйство.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены судебного решения, которое не препятствует собственнику земельного участка М. осуществить перевод земельного участка в другую категорию и изменить вид его разрешенного использования в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одоевского районного суда Тульской области от 15 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)