Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А14-17701/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А14-17701/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Омега": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омега" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2013 по делу N А14-17701/2012 (судья В.М. Шишкина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омега" (ОГРН 1103668014108, ИНН 3664103672) к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1033600043135, ИНН 3625001660) о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее также - ООО "Омега", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа за исх. N 4110 от 17.10.2012 выполнить межевание земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими Обществу.
Решением от 22.01.2013 в удовлетворении заявления отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель полагает, что Администрация препятствует в реализации его законных прав.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Омега" является собственником ряда объектов недвижимости, расположенных по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1-а (л.д. 16-21).
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 54 072 кв. м с кадастровым номером 36:25:07: 00 007:0065, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для размещения объектов санатория и пляжа (л.д. 12,. 16-21).
Общество обращалось с заявлением о выкупе земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости в границах земельном участке площадью 54 072 кв. м с кадастровым номером 36:25:07: 00 007:0065.
В предоставлении на праве собственности испрашиваемых земельных участков было отказано.
Отказ Администрации в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими ООО "Омега".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2012 по делу N А14-7197/2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество 18.09.2012 года обратилось в Администрацию с заявлением о выполнении межевания по адресу Воронежская обл., Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1а под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
На указанное заявление Администрацией был дан оспариваемый ответ за исх. N 4110 от 17.10.2012 о том, что по данному адресу имеется сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок площадью 54 072 кв. м с разрешенным использованием - для размещения объектов санатория и пляжа.
Судебными актами по делу N А14-7197/2012 установлено, что на основании постановления Главы администрации Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района от 10.04.2006 N 113, договора аренды от 01.06.2006 указанный земельный участок был передан главой администрации Айдаровского сельского поселения в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" на срок 49 лет - для размещения объектов санатория и размещения пляжа, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Тем же постановлением Администрации от 10.04.2006 N 113 на земельный участок площадью 1 244 кв. м для обеспечения прохода (проезда) через земельный участок площадью 54 072 кв. м, переданный в аренду ООО "Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского", установлен постоянный публичный сервитут.
ООО "Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" передал права и обязанности по договору аренды от 01.06.2006 индивидуальному предпринимателю Асафовой Галине Леонидовне, заключив с ней 31.08.2006 договор о передаче прав и обязанностей, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.10.2006 (л.д. 50-60).
Между ИП Асафовой Г.Л. и ООО "Омега" 02.02.2012 подписан договор о передаче права и обязанностей права аренды земельного участка площадью 54 072 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1-а, кадастровый номер 36:25:07 00 007:0065. Категория земель - земли поселений, целевое назначение - для размещения объектов санатория, размещения пляжа. В отношении участка установлен сервитут: постоянный публичный сервитут для обеспечения прохода (проезда) через земельный участок Арендатора на земельный участок площадью 1 244 кв. м (л.д. 22-24).
Общество на арендованной территории возвело административное здание, здание бани, лодочной станции, летнего кафе, автопарковку, асфальтовое покрытие.
Директор Общества 18.09.2012 обратился в адрес Администрации с заявлением о выполнении межевания земельных участков, находящихся по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1а, под объектами недвижимости принадлежащих ООО "Омега" на праве собственности (л.д. 11).
Письмом от 17.10.2012 N 4110 Администрация сообщила, что по данному адресу на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, относящийся к землям общего пользования площадью 54072 кв. м из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования: для размещения объектов санатория и пляжа (л.д. 10).
Считая, что указанным письмом Администрация отказала ему в выполнении межевания, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО "Омега" обратилось в суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав всю совокупность доказательств, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области не обладает полномочиями по выполнению работ по межеванию.
Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат) (ст. 29, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности качестве индивидуального предпринимателя;) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно (ст. 31, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 35, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости").
По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 данного Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 данного Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
В результате выполнения указанных в части 1 данной статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором (ст. 36, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости").
В результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ документы, в том числе межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. (ст. 37, 38 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости").
Администрация, получив заявление Общества, и трактуя его буквально, отреагировала на него в рамках своей компетенции.
Судебными актами по делу N А14-7197/2012 установлено, что земельный участок площадью 54072 кв. м по адресу Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1а, вошел в зону рекреационного назначения.
Письмом от 17.10.2012 N 4110 Администрация сообщив, что по данному адресу на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с разрешенным видом использования для размещения санатория и пляжа.
Содержание оспариваемого ответа соответствует действительности.
В связи с чем, письмо Администрации не может быть признано незаконным и нарушающим права заявителя отказом в предоставление какой-либо государственной услуги.
В обоснование нарушения его прав и законных интересов обжалуемым письмом, заявитель сослался на нахождение на земельном участке по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Набережная, 1а объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, и его право на выкуп земельных участков под объектами недвижимости.
В связи с чем, апелляционная коллегия считает, что права и законные интересы Общества оспариваемым ответом Администрации не нарушены.
В связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2013 по делу N А14-17701/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
В.А.СЕРГУТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)