Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Басыров И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Васильевой И.В.,
судей Кировой Т.В., Ворониной И.В.,
при секретаре Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой И.В., дело по апелляционной жалобе ответчика П. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2012 года, которым постановлено:
Иск Префектуры СВАО г. Москвы удовлетворить.
Обязать П. демонтировать, принадлежащий ему металлический гараж N **, установленный на территории земельного участка по адресу: <...> и освободить земельный участок по адресу: <...> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда П. в установленный срок, предоставить Префектуре СВАО г. Москвы право демонтировать металлический гараж самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
Префектура СВАО г. Москвы обратилась в суд с иском к П. об обязании освободить земельный участок по адресу: <...> от принадлежащего ему гаража N **, ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для занятия земельного участка.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.
Ответчик П. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица РОО МГСА в судебное заседание не явился.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в судебное заседание не явился.
Суд постановил вышеуказанное решение, которое ответчик П. просит отменить по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, не имеется препятствий к рассмотрению дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. п. 1.10, 1.16 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа города Москвы; в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п. 2.2.10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по демонтажу (сносу) некапитальных объектов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 76 пп. 2. 3 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела видно и судом установлено, что в 1996 г. в соответствии с распоряжением префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы N 497 от 21.03.1996 г. "Об установлении права пользования земельными участками в МО "Бутырский" под дальнейшую эксплуатацию временных автостоянок" Московскому городскому союзу автомобилистов (МГСА) был выделен земельный участок площадью 0,6805 га по адресу: <...> для использования территории под крытую автостоянку "Эстакада-1" на 175 машино-мест для хранения личного автотранспорта жителей округа.
В соответствии с распоряжением Префекта СВАО г. Москвы от 21 марта 1996 года N 497 между Московским земельным комитетом и МГСА (правопреемником ВДОАМ) был заключен договор аренды от 26 апреля 1997 года N М-02-500800 земельного участка площадью 0, 6805 га для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 175 машино-мест.
На основании распоряжения префекта от 27 сентября 2007 года N 2221 28 сентября 2007 года с РОО МГСА заключен договор краткосрочной аренды земельного участка площадью 0,6671 га для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 198 машино-мест.
По истечению срока действия договора аренды и в связи со строительством гаража-стоянки по программе "Народный гараж" по адресному ориентиру: <...>, договор аренды был прекращен 28 декабря 2010 года территориальным управлением Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в одностороннем порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП "О городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008 - 2010 гг." и распоряжением префекта СВАО от 24.12.2010 г. N 914 (приложение 5) на земельном участке по адресу: <...> в 2012 г. будет строиться гараж-стоянка по программе "Народный гараж". Согласно п. 1 и 2 раздела VII "Положения о размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП, гаражный объект по окончанию срока его эксплуатации, установленного договором аренды земельного участка, подлежит демонтажу (сносу) либо переносу на другой арендуемый земельный участок. Демонтаж (снос) объекта производится силами владельца объекта в течение недели по окончанию срока аренды земельного участка.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП ГУП "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" 20.04.2011 г. заключила договор аренды земельного участка N М-02-Н00360 по адресу: <...> для проектирования и строительства гаража-стоянки на 350 м/м.
Тот факт, что земельный участок с адресными ориентирами: <...>, входит в программу "Народный гараж", подтверждается представленными третьим лицом доказательствами, согласно которым на основании распорядительных актов, изменены границы земельных участков, в состав земельного участка с адресным ориентиром: <...>, входит земельный участок с адресными ориентирами: <...>.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному об удовлетворении исковых требований.
Как было установлено судом, ответчик владеет гаражом N **, расположенным на земельном участке по адресу: <...>.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что договор аренды земельного участка по адресу: <...> от 28 сентября 2007 года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ. Арендатором земельного участка с адресным ориентиром: <...>, в состав которого входит спорный земельный участок, является иное юридическое лицо.
Доводы третьего лица РОО МГСА о том, что договор аренды спорного земельного участка не расторгнут, суд проверил и дал им правовую оценку, полагая, что указанные доводы не основаны на законе и материалах дела.
Управа района направила ответчику письменное уведомление от 30.11.2011 N МБ/2-2101 о необходимости освободить территорию земельного участка от металлического гаража N **.
Доводы ответчика о том, что договор аренды спорного земельного участка до настоящего времени не расторгнут, являются необоснованными, поскольку договор аренды после истечения трехлетнего срока действия был возобновлен на неопределенный срок на тех же условиях, поэтому арендодатель на основании пункта 2 ст. 610 ГК РФ мог в любое время отказаться от договора, предупредив арендатора за три месяца. Поскольку арендодатель направил арендатору предупреждение о прекращении договора, требования ст. 610 ГК РФ соблюдены.
Доводы ответчика о том, что Постановление Правительства города Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП является правомочным только на период определенный в нем, то есть до конца 2010 года, в связи с чем, Префектура не имела полномочий изменять границы земельного участка, находящегося в собственности РФ, а действия Префектуры СВАО по выбору земельного участка для капитального строительства объекта гаражного назначения по программе "Народный гараж" по адресу: <...> является самовольным и произведены за пределами сроков, установленных данным Постановлением Правительства города Москвы и не могут быть основанием для освобождения земельного участка, основан на неправильном толковании нормативно-правового акта, в связи с чем, не может быть признан судебной коллегией обоснованным.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Постановление Москвы от 09 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы" и доводы о наличии права на компенсацию за освобождение земельного участка, не свидетельствует об отсутствие оснований для удовлетворения иска. Встречный иск ответчик не заявлял.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N 11-2300
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N 11-2300
Судья Басыров И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Васильевой И.В.,
судей Кировой Т.В., Ворониной И.В.,
при секретаре Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой И.В., дело по апелляционной жалобе ответчика П. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2012 года, которым постановлено:
Иск Префектуры СВАО г. Москвы удовлетворить.
Обязать П. демонтировать, принадлежащий ему металлический гараж N **, установленный на территории земельного участка по адресу: <...> и освободить земельный участок по адресу: <...> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда П. в установленный срок, предоставить Префектуре СВАО г. Москвы право демонтировать металлический гараж самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
установила:
Префектура СВАО г. Москвы обратилась в суд с иском к П. об обязании освободить земельный участок по адресу: <...> от принадлежащего ему гаража N **, ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для занятия земельного участка.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.
Ответчик П. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица РОО МГСА в судебное заседание не явился.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в судебное заседание не явился.
Суд постановил вышеуказанное решение, которое ответчик П. просит отменить по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, не имеется препятствий к рассмотрению дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. п. 1.10, 1.16 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа города Москвы; в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п. 2.2.10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по демонтажу (сносу) некапитальных объектов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 76 пп. 2. 3 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела видно и судом установлено, что в 1996 г. в соответствии с распоряжением префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы N 497 от 21.03.1996 г. "Об установлении права пользования земельными участками в МО "Бутырский" под дальнейшую эксплуатацию временных автостоянок" Московскому городскому союзу автомобилистов (МГСА) был выделен земельный участок площадью 0,6805 га по адресу: <...> для использования территории под крытую автостоянку "Эстакада-1" на 175 машино-мест для хранения личного автотранспорта жителей округа.
В соответствии с распоряжением Префекта СВАО г. Москвы от 21 марта 1996 года N 497 между Московским земельным комитетом и МГСА (правопреемником ВДОАМ) был заключен договор аренды от 26 апреля 1997 года N М-02-500800 земельного участка площадью 0, 6805 га для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 175 машино-мест.
На основании распоряжения префекта от 27 сентября 2007 года N 2221 28 сентября 2007 года с РОО МГСА заключен договор краткосрочной аренды земельного участка площадью 0,6671 га для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 198 машино-мест.
По истечению срока действия договора аренды и в связи со строительством гаража-стоянки по программе "Народный гараж" по адресному ориентиру: <...>, договор аренды был прекращен 28 декабря 2010 года территориальным управлением Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в одностороннем порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП "О городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008 - 2010 гг." и распоряжением префекта СВАО от 24.12.2010 г. N 914 (приложение 5) на земельном участке по адресу: <...> в 2012 г. будет строиться гараж-стоянка по программе "Народный гараж". Согласно п. 1 и 2 раздела VII "Положения о размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП, гаражный объект по окончанию срока его эксплуатации, установленного договором аренды земельного участка, подлежит демонтажу (сносу) либо переносу на другой арендуемый земельный участок. Демонтаж (снос) объекта производится силами владельца объекта в течение недели по окончанию срока аренды земельного участка.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП ГУП "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" 20.04.2011 г. заключила договор аренды земельного участка N М-02-Н00360 по адресу: <...> для проектирования и строительства гаража-стоянки на 350 м/м.
Тот факт, что земельный участок с адресными ориентирами: <...>, входит в программу "Народный гараж", подтверждается представленными третьим лицом доказательствами, согласно которым на основании распорядительных актов, изменены границы земельных участков, в состав земельного участка с адресным ориентиром: <...>, входит земельный участок с адресными ориентирами: <...>.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному об удовлетворении исковых требований.
Как было установлено судом, ответчик владеет гаражом N **, расположенным на земельном участке по адресу: <...>.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что договор аренды земельного участка по адресу: <...> от 28 сентября 2007 года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ. Арендатором земельного участка с адресным ориентиром: <...>, в состав которого входит спорный земельный участок, является иное юридическое лицо.
Доводы третьего лица РОО МГСА о том, что договор аренды спорного земельного участка не расторгнут, суд проверил и дал им правовую оценку, полагая, что указанные доводы не основаны на законе и материалах дела.
Управа района направила ответчику письменное уведомление от 30.11.2011 N МБ/2-2101 о необходимости освободить территорию земельного участка от металлического гаража N **.
Доводы ответчика о том, что договор аренды спорного земельного участка до настоящего времени не расторгнут, являются необоснованными, поскольку договор аренды после истечения трехлетнего срока действия был возобновлен на неопределенный срок на тех же условиях, поэтому арендодатель на основании пункта 2 ст. 610 ГК РФ мог в любое время отказаться от договора, предупредив арендатора за три месяца. Поскольку арендодатель направил арендатору предупреждение о прекращении договора, требования ст. 610 ГК РФ соблюдены.
Доводы ответчика о том, что Постановление Правительства города Москвы от 01.04.2008 г. N 253-ПП является правомочным только на период определенный в нем, то есть до конца 2010 года, в связи с чем, Префектура не имела полномочий изменять границы земельного участка, находящегося в собственности РФ, а действия Префектуры СВАО по выбору земельного участка для капитального строительства объекта гаражного назначения по программе "Народный гараж" по адресу: <...> является самовольным и произведены за пределами сроков, установленных данным Постановлением Правительства города Москвы и не могут быть основанием для освобождения земельного участка, основан на неправильном толковании нормативно-правового акта, в связи с чем, не может быть признан судебной коллегией обоснованным.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Постановление Москвы от 09 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы" и доводы о наличии права на компенсацию за освобождение земельного участка, не свидетельствует об отсутствие оснований для удовлетворения иска. Встречный иск ответчик не заявлял.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)