Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 04 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8073/2012
на решение от 08.08.2012 года
судьи И.С.Чугаевой
по делу N А51-4722/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южное" (ИНН 2540160789, ОГРН 1102540001761)
к департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы (ИНН 2536056640, ОГРН 1032501278138), департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
о признании незаконным отказа
при участии:
- от ООО "Южное": Тарасенко Р.В., представитель по доверенности от 26.09.2012, сроком действия один год, паспорт;
- департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации, 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южное" (далее по тексту - заявитель, ООО "Южное", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, расположенного в районе жилого дома ул. Каштановая, д. 15 в г. Владивостоке, для размещения автостоянки, оформленного письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064, об обязании департамента принять распоряжение о предоставлении в аренду сроком на 3 года указанного земельного участка.
Определениями суда от 22.03.2012, от 08.06.2012 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, 1976 Отделение Морской Инженерной Службы.
Решением суда от 08.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду ООО "Южное" земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, примерно в 38 м от ориентира по направлению на юго-восток, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Каштановая, д. 15, для размещения автостоянки, оформленный письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.08.2012, Министерство обороны Российской Федерации просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что спорный земельный участок входит в состав границ (лесов) 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ, в связи с чем земельный участок не свободен от прав третьих лиц и его предоставление департаментом в аренду обществу невозможно. В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации также указало на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку суд привлек к участию в деле лишь структурное подразделение - департамент имущественных отношений Минобороны России, которое юридическим лицом согласно данным ЕГРЮЛ не является. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации при рассмотрении данного дела не извещено надлежащим образом. Кроме того, Минобороны РФ указывает на то, что суд не учел положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по результатам торгов.
Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации, 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Минобороны России в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель общества в судебном заседании и в письменных возражениях на апелляционную жалобу Минобороны РФ считает доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и опровергающимися представленными доказательствами, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество направило в департамент заявление (вх. N 29-16680 от 01.07.2010) о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, ориентировочной площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки).
31.03.2012 начальником управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока принято распоряжение N 601 об утверждении обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Каштановая, 15 для целей, не связанных со строительством (размещение автостоянки).
15.06.2011 общество направило в адрес департамента кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331.
Письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 департамент отказал обществу в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с его наложением на территорию границ (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Не согласившись с отказом департамента, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество обратилось в департамент как надлежащий орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Отказывая в письме от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 обществу в предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки), департамент указал на то, что испрашиваемый участок налагается на территорию границ (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Между тем данный вывод департамента коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Вместе с тем, согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статьей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права апелляционная коллегия приходит к выводу, что для того, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности они должны быть сформированы в определенных границах, в отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В материалы дела ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не представлено доказательств того, что земельный участок, в отношении которого общество обратилось за предоставлением его в аренду для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки), находится в собственности Российской Федерации. Указанное подтверждается также письмами 247 Военного лесничества Минобороны РФ от 29.02.2012 N 76 и от 07.06.2012 N 182, из которых следует, что спорный участок с кадастровым номером 25:28:030005:331 не входит в границы земель лесного фонда Военного лесничества Минобороны РФ - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Соответственно, представленное департаментом письмо 1976 Отделения Морской Инженерной Службы о наложении спорного земельного участка на земли 247 Военного лесничества Минобороны РФ - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России" опровергается письмом 1976 Отделения Морской Инженерной Службы от 07.06.2012 N 22/1010, в котором само 1976 Отделение Морской Инженерной Службы указывает на необходимость руководствоваться сведениями, представленными 247 Военным лесничеством.
Иных доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям обороны, в материалы дела со стороны ответчика и Минобороны не представлено.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны РФ. Не представлено таких доказательством и заявителем апелляционной жалобы - Министерством обороны РФ.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что департаментом и Минобороны России не подтверждено, что спорный участок относится землям Министерства обороны РФ или налагается на земельные участки Минобороны.
Ссылка Минобороны на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, не имеет в данном случае правового значения, поскольку, с учетом вышеизложенного по тексту постановления, права Минобороны на спорный участок не подтверждены документально.
Не может быть принято во внимание указание департамента на нахождение спорного земельного участка на территории земель лесного фонда как основание невозможности представления его заявителю в силу следующего
В соответствии с частью 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, на также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Для того, чтобы обладать статусом лесного участка земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", что в данном случае не осуществлено.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, отнесенный к лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В обоснование прав на спорную землю Министерство обороны ссылается на Распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс, которым на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона N 221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу относительно того, что испрашиваемый обществом земельный участок не обладает статусом лесного участка.
При этом, как было указано выше, установление того обстоятельства, что на территории испрашиваемого земельного участка находятся леса, не будет означать, что эти участки являются лесными, поскольку по правилам статей 83, 84 ЗК РФ установление границ населенного пункта отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из пункта 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, на территории г. Владивостока располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 05.05.2011 N 25/00-11-42983 земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331, площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, он относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Данные сведения полностью соответствуют сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, согласно которым территория в районе нахождения спорного земельного участка отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, в ней допускается размещение автостоянки.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331, площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, испрашиваемого заявителем для целей, не связанных со строительством. В связи с этим оспариваемый отказ департамента от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, суд правомерно удовлетворил требования общества в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ. Решение суда в указанной части является законным и обоснованным.
Оценив доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В силу статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 81-ФЗ "Об обороне" и пунктов 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В составе Министерства обороны Российской Федерации выделен департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, не являющийся юридическим лицом, согласно Положению от 30.04.2009, утвержденному Приказом МО РФ N 335.
Министерство обороны в лице данного департамента имущественных отношений было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Поскольку департамент не является юридическим лицом и извещался по адресу Министерства обороны РФ, апелляционный суд полагает, что к участию в деле фактически привлечено Министерство обороны РФ и оно было надлежащим образом извещено обо всех состоявшихся по делу судебных заседаниях.
В силу изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не учел положения статьи 38 ЗК РФ, поскольку право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по результатам торгов, коллегией не принимается как ошибочный. Поскольку, с учетом вышеизложенного, коллегией не установлено отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, предоставление его в аренду по результатам торгов в данном случае не является обязательным.
Между тем коллегия считает, что решение суда в части применения меры восстановления нарушенного права заявителя в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит отмене в силу следующего.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения.
Между тем, в рассматриваемом случае, заявленное обществом в качестве способа восстановления нарушенного права требование об обязании департамент принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения, является преждевременным.
Так, принимая во внимание, что департаментом фактически не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения, градостроительного регламента территории (на предмет соответствия испрашиваемого права основным видам разрешенного использования территориальной зоны), возможных прав третьих лиц на объекты, отраженные в границах ситуационного плана земельного участка, а также в целях обеспечения реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, с учетом положений статьи 34 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав общества, обязать департамент повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка.
На основании вышеизложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2012 года по делу N А51-4722/2012 отменить в части.
Обязать департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Южное" земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, примерно в 38 м от ориентира по направлению на юго-восток, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Каштановая, д. 15, для размещения автостоянки.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 N 05АП-8073/2012 ПО ДЕЛУ N А51-4722/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N 05АП-8073/2012
Дело N А51-4722/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 04 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8073/2012
на решение от 08.08.2012 года
судьи И.С.Чугаевой
по делу N А51-4722/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южное" (ИНН 2540160789, ОГРН 1102540001761)
к департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы (ИНН 2536056640, ОГРН 1032501278138), департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
о признании незаконным отказа
при участии:
- от ООО "Южное": Тарасенко Р.В., представитель по доверенности от 26.09.2012, сроком действия один год, паспорт;
- департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации, 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южное" (далее по тексту - заявитель, ООО "Южное", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, расположенного в районе жилого дома ул. Каштановая, д. 15 в г. Владивостоке, для размещения автостоянки, оформленного письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064, об обязании департамента принять распоряжение о предоставлении в аренду сроком на 3 года указанного земельного участка.
Определениями суда от 22.03.2012, от 08.06.2012 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, 1976 Отделение Морской Инженерной Службы.
Решением суда от 08.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду ООО "Южное" земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, примерно в 38 м от ориентира по направлению на юго-восток, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Каштановая, д. 15, для размещения автостоянки, оформленный письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.08.2012, Министерство обороны Российской Федерации просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что спорный земельный участок входит в состав границ (лесов) 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ, в связи с чем земельный участок не свободен от прав третьих лиц и его предоставление департаментом в аренду обществу невозможно. В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации также указало на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку суд привлек к участию в деле лишь структурное подразделение - департамент имущественных отношений Минобороны России, которое юридическим лицом согласно данным ЕГРЮЛ не является. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации при рассмотрении данного дела не извещено надлежащим образом. Кроме того, Минобороны РФ указывает на то, что суд не учел положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по результатам торгов.
Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации, 247 Военное лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ", 1976 Отделение Морской Инженерной Службы, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Минобороны России в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель общества в судебном заседании и в письменных возражениях на апелляционную жалобу Минобороны РФ считает доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и опровергающимися представленными доказательствами, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество направило в департамент заявление (вх. N 29-16680 от 01.07.2010) о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, ориентировочной площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки).
31.03.2012 начальником управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока принято распоряжение N 601 об утверждении обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Каштановая, 15 для целей, не связанных со строительством (размещение автостоянки).
15.06.2011 общество направило в адрес департамента кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331.
Письмом от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 департамент отказал обществу в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с его наложением на территорию границ (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Не согласившись с отказом департамента, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество обратилось в департамент как надлежащий орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Отказывая в письме от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 обществу в предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки), департамент указал на то, что испрашиваемый участок налагается на территорию границ (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Между тем данный вывод департамента коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Вместе с тем, согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статьей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права апелляционная коллегия приходит к выводу, что для того, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности они должны быть сформированы в определенных границах, в отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В материалы дела ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не представлено доказательств того, что земельный участок, в отношении которого общество обратилось за предоставлением его в аренду для целей не связанных со строительством (размещение автостоянки), находится в собственности Российской Федерации. Указанное подтверждается также письмами 247 Военного лесничества Минобороны РФ от 29.02.2012 N 76 и от 07.06.2012 N 182, из которых следует, что спорный участок с кадастровым номером 25:28:030005:331 не входит в границы земель лесного фонда Военного лесничества Минобороны РФ - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Соответственно, представленное департаментом письмо 1976 Отделения Морской Инженерной Службы о наложении спорного земельного участка на земли 247 Военного лесничества Минобороны РФ - филиал ФГУ "УЭиР Минобороны России" опровергается письмом 1976 Отделения Морской Инженерной Службы от 07.06.2012 N 22/1010, в котором само 1976 Отделение Морской Инженерной Службы указывает на необходимость руководствоваться сведениями, представленными 247 Военным лесничеством.
Иных доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям обороны, в материалы дела со стороны ответчика и Минобороны не представлено.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны РФ. Не представлено таких доказательством и заявителем апелляционной жалобы - Министерством обороны РФ.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что департаментом и Минобороны России не подтверждено, что спорный участок относится землям Министерства обороны РФ или налагается на земельные участки Минобороны.
Ссылка Минобороны на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, не имеет в данном случае правового значения, поскольку, с учетом вышеизложенного по тексту постановления, права Минобороны на спорный участок не подтверждены документально.
Не может быть принято во внимание указание департамента на нахождение спорного земельного участка на территории земель лесного фонда как основание невозможности представления его заявителю в силу следующего
В соответствии с частью 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, на также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Для того, чтобы обладать статусом лесного участка земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", что в данном случае не осуществлено.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, отнесенный к лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В обоснование прав на спорную землю Министерство обороны ссылается на Распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс, которым на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона N 221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу относительно того, что испрашиваемый обществом земельный участок не обладает статусом лесного участка.
При этом, как было указано выше, установление того обстоятельства, что на территории испрашиваемого земельного участка находятся леса, не будет означать, что эти участки являются лесными, поскольку по правилам статей 83, 84 ЗК РФ установление границ населенного пункта отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из пункта 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, на территории г. Владивостока располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 05.05.2011 N 25/00-11-42983 земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331, площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, он относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Данные сведения полностью соответствуют сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, согласно которым территория в районе нахождения спорного земельного участка отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, в ней допускается размещение автостоянки.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:331, площадью 6005 кв. м, расположенного в районе ул. Каштановая, 15 в г. Владивостоке, испрашиваемого заявителем для целей, не связанных со строительством. В связи с этим оспариваемый отказ департамента от 23.12.2011 N 29/06/02-14/24064 не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, суд правомерно удовлетворил требования общества в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ. Решение суда в указанной части является законным и обоснованным.
Оценив доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В силу статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 81-ФЗ "Об обороне" и пунктов 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В составе Министерства обороны Российской Федерации выделен департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, не являющийся юридическим лицом, согласно Положению от 30.04.2009, утвержденному Приказом МО РФ N 335.
Министерство обороны в лице данного департамента имущественных отношений было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Поскольку департамент не является юридическим лицом и извещался по адресу Министерства обороны РФ, апелляционный суд полагает, что к участию в деле фактически привлечено Министерство обороны РФ и оно было надлежащим образом извещено обо всех состоявшихся по делу судебных заседаниях.
В силу изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не учел положения статьи 38 ЗК РФ, поскольку право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по результатам торгов, коллегией не принимается как ошибочный. Поскольку, с учетом вышеизложенного, коллегией не установлено отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, предоставление его в аренду по результатам торгов в данном случае не является обязательным.
Между тем коллегия считает, что решение суда в части применения меры восстановления нарушенного права заявителя в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит отмене в силу следующего.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения.
Между тем, в рассматриваемом случае, заявленное обществом в качестве способа восстановления нарушенного права требование об обязании департамент принять решение о предоставлении указанного земельного участка для размещения автостоянки в аренду ООО "Южное", и направить ему копию такого решения, является преждевременным.
Так, принимая во внимание, что департаментом фактически не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения, градостроительного регламента территории (на предмет соответствия испрашиваемого права основным видам разрешенного использования территориальной зоны), возможных прав третьих лиц на объекты, отраженные в границах ситуационного плана земельного участка, а также в целях обеспечения реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, с учетом положений статьи 34 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав общества, обязать департамент повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка.
На основании вышеизложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2012 года по делу N А51-4722/2012 отменить в части.
Обязать департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Южное" земельного участка площадью 6005 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:331, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, примерно в 38 м от ориентира по направлению на юго-восток, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Каштановая, д. 15, для размещения автостоянки.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)