Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Усаниной Н.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 по делу N А02-2233/2012 (судья Кулакова Л.А.) по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Алтай к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай о признании незаконным бездействия,
установил:
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Минлесхоз РА, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - ТУ Росимущества по РА, Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра РА) с заявлениями на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда:
- - по Чойскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 519-2012-01;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 512-2011-12;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 508-2011-11;
- - по Усть-Коксинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 529-2012-05;
- - по Шебалинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 525-2012-04 (далее также - спорные лесные участки).
Заявитель, кроме того, просил суд обязать ТУ Росимущества по РА повторно рассмотреть заявление (письмо) Министерства лесного хозяйства от 04.09.2012 N 4322, и осуществить подачу заявления в Управление Росреестра РА на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества по РА обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ТУ Росимущества по РА ссылается на следующие обстоятельства:
- - Управление не имело возможности обратиться с заявлениями о регистрации права собственности, так как решение об образовании земельных участков является документом, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки; распоряжение Минлесхоза Республики Алтай от 04.09.2012 N 284 издано неуполномоченным органом, поскольку решения об образовании земельных участков принимаются территориальными управлениями Росимушества по поручениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
- - в адрес ТУ Росимущества не поступало заявлений об образовании земельных (лесных) участков от Минлесхоза Республики Алтай с приложением документов, установленных статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку принятие решений об образовании земельных участков носит заявительный характер, ТУ Росимущества в Республике Алтай не имеет правовых оснований для принятия решения по образованию лесных участков по предоставленных документам без заявления об образовании лесных участков.
Минлесхоз РА в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.09.2012 Минлесхозом РА направлено в адрес ТУ Росимущества по РА письмо N 4322 с приложением планов спорных лесных участков и распоряжения N 284 от 04.09.2012 "Об образовании земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности" для обращения в Управление Росреестра РА с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные лесные участки.
Согласно распоряжению N 284 от 04.09.2012 Министерством были образованы лесные участки в составе земель лесного фонда:
- - по Чойскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 519-2012-01;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 512-2011-12;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 508-2011-11;
- - по Усть-Коксинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 529-2012-05;
- - по Шебалинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 525-2012-04.
Письмом N 1887-06/02-02 от 15.10.2012 ТУ Росимущества РА возвратило Минлесхозу РА вышеназванный пакет документов на доработку в связи с несоответствием представленных документов перечню, указанному в поручении Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812.
Минлесхоз РА, полагая, что бездействие ТУ Росимущества РА является незаконным, обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные лесные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущество РА не имело оснований для возврата документов Минлесхозу РА, а должно было совершить все необходимые действия, направленные на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на сформированные лесные участки в составе земель лесного фонда.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Изложенное свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме статьи 83 ЛК РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, из анализа статьи 83 ЛК РФ не следует, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений об образовании земельных участков (лесных участков).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.07.2007 N 147 "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай" установлено, что Минлесхоз РА является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции надзора, по оказанию государственных услуг, по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере недропользования, водных отношений, атмосферного воздуха, окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, лесных отношений, является уполномоченным органом государственной власти Республики Алтай в области экологической экспертизы, осуществляет полномочия администратора доходов республиканского бюджета Республики Алтай.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), по условиям которого решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков является основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (пункт 1 статьи 22.2 Закона).
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции верно указал на то, что образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, находится в компетенции собственника данного имущества.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно данному Постановлению Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, решение об образовании лесных участков может быть принято уполномоченным органом - Росимуществом.
На территории Республики Алтай полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено ТУ Росимущества РА, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение).
Пунктом 4.1 Положения установлено, что ТУ Росимущества РА осуществляет полномочия собственника федерального имущества на территории Республики Алтай, для чего вправе совершать различные юридические действия от имени Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, ТУ Росимущества РА совершает некоторые действия по поручению Росимущества. К таким полномочиям в частности, относится принятие решение об образовании земельных участков (лесных участков) на территории Республики Алтай.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ процесс образования земельных участков также предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены статьей 17 Закона N 122-ФЗ: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации (пункт 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Кроме того, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Пунктом 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные положения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что распоряжение Минлесхоза РА N 284 от 04.09.2012 "Об образовании земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности" не является тем решением, которое предусмотрено статьей 22.2 Закона N 122-ФЗ и может служить основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки, а также о том, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ является Российская Федерация, от ее имени - территориальные органы Росимущества.
В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 N 255 (далее - Методические рекомендации) на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются:
- заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации, пункт 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 404);
- подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса);
- подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, в случае если лесной участок предоставлен государственному предприятию или учреждению и не составляет казну Российской Федерации, и копия (пункт 1 статьи 11, пункты 3 и 4 статьи 16 Закона о регистрации).
Из вышеизложенного следует, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, который осуществляет их кадастровый учет, составление планов лесных участков (в данном случае - Минлесхозом РА). Кадастровые планы или планы лесных участков уполномоченный орган в сфере лесных отношений направляет в территориальный орган, уполномоченный на обращение в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки (лесные участки) (в данном случае - ТУ Росимущества РА). До подачи заявления в Управление Росреестра территориальный уполномоченный орган в сфере распоряжения федеральным имуществом (в данном случае - ТУ Росимущества РА) принимает решение об образовании лесных участков. Территориальный орган Росимущества, после получения планов лесных участков от уполномоченного органа в сфере лесных отношений должен совершить комплекс действий (в том числе необходимых документов), направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные участки.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельные участки - земли лесного фонда с кадастровыми номерами 04:02:000000:0014, 04:08:000000:0001, 04:01:000000:0074, 04:04:000000:174, расположенные в Чойском, Усть-Коксинском, Майминском, Шебалинском районах Республики Алтай, было зарегистрировано за Российской Федерацией 13.09.2007, 11.04.2008, 28.10.2009, 25.12.2009.
Впоследствии Министерством на основании статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 69 ЛК РФ, приказа Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" в составе вышеназванных земель лесного фонда были сформированы спорные лесные участки. Характеристики сформированных лесных участков в графической и текстовой форме были воспроизведены в планах лесных участков. Сформированные лесные участки внесены в государственный лесной реестр.
Нахождение указанных в письме от 04.09.2012 N 4322 лесных участков в составе земель лесного фонда подтверждается лесоустроительной документацией.
Письмом от 04.09.2012 N 4322 Минлесхоз РА обратился к ТУ Росимущества РА о необходимости государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки, предоставив планы лесных участков, с целью направления указанных планов в УФРС в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что письмо N 4322 и приложенные к нему планы лесных участков (и в отсутствие заявления Министерства об образовании спорных лесных участков, на что ссылается Управление) являются достаточным основанием для осуществления ТУ Росимущества РА мер по принятию решения об образовании лесных участков, и совершению комплекса действий, направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки.
У Управления отсутствовали законные основания для возврата пакета документов Министерству и истребования у него каких-либо дополнительных документов.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления о наличии рекомендательного письма Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812, в котором установлен порядок взаимодействия по решению вопросов, связанных с образованием земельных участков, их переоформлением, поскольку в нем установлены внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов, данное письмо не относится к нормативным документам, обязательным к применению на территории Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 по делу N А02-2233/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Н.А.УСАНИНА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 ПО ДЕЛУ N А02-2233/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. по делу N А02-2233/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Усаниной Н.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 по делу N А02-2233/2012 (судья Кулакова Л.А.) по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Алтай к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай о признании незаконным бездействия,
установил:
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Минлесхоз РА, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - ТУ Росимущества по РА, Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра РА) с заявлениями на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда:
- - по Чойскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 519-2012-01;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 512-2011-12;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 508-2011-11;
- - по Усть-Коксинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 529-2012-05;
- - по Шебалинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 525-2012-04 (далее также - спорные лесные участки).
Заявитель, кроме того, просил суд обязать ТУ Росимущества по РА повторно рассмотреть заявление (письмо) Министерства лесного хозяйства от 04.09.2012 N 4322, и осуществить подачу заявления в Управление Росреестра РА на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества по РА обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ТУ Росимущества по РА ссылается на следующие обстоятельства:
- - Управление не имело возможности обратиться с заявлениями о регистрации права собственности, так как решение об образовании земельных участков является документом, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки; распоряжение Минлесхоза Республики Алтай от 04.09.2012 N 284 издано неуполномоченным органом, поскольку решения об образовании земельных участков принимаются территориальными управлениями Росимушества по поручениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
- - в адрес ТУ Росимущества не поступало заявлений об образовании земельных (лесных) участков от Минлесхоза Республики Алтай с приложением документов, установленных статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку принятие решений об образовании земельных участков носит заявительный характер, ТУ Росимущества в Республике Алтай не имеет правовых оснований для принятия решения по образованию лесных участков по предоставленных документам без заявления об образовании лесных участков.
Минлесхоз РА в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.09.2012 Минлесхозом РА направлено в адрес ТУ Росимущества по РА письмо N 4322 с приложением планов спорных лесных участков и распоряжения N 284 от 04.09.2012 "Об образовании земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности" для обращения в Управление Росреестра РА с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные лесные участки.
Согласно распоряжению N 284 от 04.09.2012 Министерством были образованы лесные участки в составе земель лесного фонда:
- - по Чойскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 519-2012-01;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 512-2011-12;
- - по Майминскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 508-2011-11;
- - по Усть-Коксинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 529-2012-05;
- - по Шебалинскому лесничеству, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 525-2012-04.
Письмом N 1887-06/02-02 от 15.10.2012 ТУ Росимущества РА возвратило Минлесхозу РА вышеназванный пакет документов на доработку в связи с несоответствием представленных документов перечню, указанному в поручении Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812.
Минлесхоз РА, полагая, что бездействие ТУ Росимущества РА является незаконным, обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные лесные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущество РА не имело оснований для возврата документов Минлесхозу РА, а должно было совершить все необходимые действия, направленные на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на сформированные лесные участки в составе земель лесного фонда.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Изложенное свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме статьи 83 ЛК РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, из анализа статьи 83 ЛК РФ не следует, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений об образовании земельных участков (лесных участков).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.07.2007 N 147 "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай" установлено, что Минлесхоз РА является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции надзора, по оказанию государственных услуг, по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере недропользования, водных отношений, атмосферного воздуха, окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, лесных отношений, является уполномоченным органом государственной власти Республики Алтай в области экологической экспертизы, осуществляет полномочия администратора доходов республиканского бюджета Республики Алтай.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), по условиям которого решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков является основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (пункт 1 статьи 22.2 Закона).
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции верно указал на то, что образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, находится в компетенции собственника данного имущества.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно данному Постановлению Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, решение об образовании лесных участков может быть принято уполномоченным органом - Росимуществом.
На территории Республики Алтай полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено ТУ Росимущества РА, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение).
Пунктом 4.1 Положения установлено, что ТУ Росимущества РА осуществляет полномочия собственника федерального имущества на территории Республики Алтай, для чего вправе совершать различные юридические действия от имени Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, ТУ Росимущества РА совершает некоторые действия по поручению Росимущества. К таким полномочиям в частности, относится принятие решение об образовании земельных участков (лесных участков) на территории Республики Алтай.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ процесс образования земельных участков также предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены статьей 17 Закона N 122-ФЗ: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации (пункт 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Кроме того, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Пунктом 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные положения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что распоряжение Минлесхоза РА N 284 от 04.09.2012 "Об образовании земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности" не является тем решением, которое предусмотрено статьей 22.2 Закона N 122-ФЗ и может служить основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки, а также о том, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ является Российская Федерация, от ее имени - территориальные органы Росимущества.
В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 N 255 (далее - Методические рекомендации) на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются:
- заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации, пункт 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 404);
- подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса);
- подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, в случае если лесной участок предоставлен государственному предприятию или учреждению и не составляет казну Российской Федерации, и копия (пункт 1 статьи 11, пункты 3 и 4 статьи 16 Закона о регистрации).
Из вышеизложенного следует, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, который осуществляет их кадастровый учет, составление планов лесных участков (в данном случае - Минлесхозом РА). Кадастровые планы или планы лесных участков уполномоченный орган в сфере лесных отношений направляет в территориальный орган, уполномоченный на обращение в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки (лесные участки) (в данном случае - ТУ Росимущества РА). До подачи заявления в Управление Росреестра территориальный уполномоченный орган в сфере распоряжения федеральным имуществом (в данном случае - ТУ Росимущества РА) принимает решение об образовании лесных участков. Территориальный орган Росимущества, после получения планов лесных участков от уполномоченного органа в сфере лесных отношений должен совершить комплекс действий (в том числе необходимых документов), направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные участки.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельные участки - земли лесного фонда с кадастровыми номерами 04:02:000000:0014, 04:08:000000:0001, 04:01:000000:0074, 04:04:000000:174, расположенные в Чойском, Усть-Коксинском, Майминском, Шебалинском районах Республики Алтай, было зарегистрировано за Российской Федерацией 13.09.2007, 11.04.2008, 28.10.2009, 25.12.2009.
Впоследствии Министерством на основании статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 69 ЛК РФ, приказа Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" в составе вышеназванных земель лесного фонда были сформированы спорные лесные участки. Характеристики сформированных лесных участков в графической и текстовой форме были воспроизведены в планах лесных участков. Сформированные лесные участки внесены в государственный лесной реестр.
Нахождение указанных в письме от 04.09.2012 N 4322 лесных участков в составе земель лесного фонда подтверждается лесоустроительной документацией.
Письмом от 04.09.2012 N 4322 Минлесхоз РА обратился к ТУ Росимущества РА о необходимости государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки, предоставив планы лесных участков, с целью направления указанных планов в УФРС в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что письмо N 4322 и приложенные к нему планы лесных участков (и в отсутствие заявления Министерства об образовании спорных лесных участков, на что ссылается Управление) являются достаточным основанием для осуществления ТУ Росимущества РА мер по принятию решения об образовании лесных участков, и совершению комплекса действий, направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки.
У Управления отсутствовали законные основания для возврата пакета документов Министерству и истребования у него каких-либо дополнительных документов.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления о наличии рекомендательного письма Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812, в котором установлен порядок взаимодействия по решению вопросов, связанных с образованием земельных участков, их переоформлением, поскольку в нем установлены внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов, данное письмо не относится к нормативным документам, обязательным к применению на территории Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.03.2013 по делу N А02-2233/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Н.А.УСАНИНА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)