Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Е.Д. и Свирской О.Д.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.Е. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска П.Е. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области об обязании сформировать земельный участок и предоставить сформированный участок в аренду.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения представителя П.Е. - П.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО "Город Всеволожск" Г.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
П.Е. обратился в суд с иском, в котором после изменения предмета иска просил обязать администрацию МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью <...> кв. м в границах населенных пунктов МО "Город Всеволожск", свободный от прав третьих лиц, обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области предоставить ему участок, сформированный администрацией МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в аренду сроком на <...> лет для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
В обоснование иска П.Е. и его представитель указали, что истец вместе с членами семьи состоит на учете в реестре многодетных семей Ленинградской области. <...> обращался в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном Областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" земельных участков для индивидуального жилищного строительства территории Ленинградской области". Согласно ответу администрации, семья истца включена в единый реестр заявлений жителей Всеволожского района о предоставлении земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, реестровый N. МО "Город Всеволожск" был сформирован только один участок, предоставление которого было рассмотрено на заседании межведомственной земельной комиссии <...>, однако многодетная семья отказалась от земельного участка из-за его сложной конфигурации. Однако истцом было установлено, что во исполнение Областного закона N 105-оз администрацией МО "Город Всеволожск" в 2012 году были выявлены земельные участки для последующего их формирования и передачи гражданам по 52 адресам, кроме того, <...> в адрес администрации МО "Всеволожский муниципальный район" было направлено сообщение администрации МО "Город Всеволожск" с просьбой включить в перечень для передачи в рамках Областного закона N 105-оз еще 7 земельных участков. В перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, ни один из предложенных участков на территории МО "Город Всеволожск" не включен. Считает, что администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области осуществляет продажу указанных участков. Ввиду отсутствия взаимодействия ответчиков нарушаются права очередников на получение земельных участков по Областному закону N 105-оз. Кроме того, полагает, что имеются противоречия в региональном законодательстве по порядку предоставления земельных участков по основаниям, предусмотренным вышеуказанным областным законом.
Представитель ответчика - администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что заявитель состоит в едином реестре жителей Всеволожского муниципального района по вопросу предоставления земельного участка, при этом у заявителя отсутствует первоочередное право на предоставление земельного участка преимущественно перед иными лицами, состоящими в реестре.
Представитель ответчика - администрации МО "Город Всеволожск" поддержал позицию истцов, ссылаясь на то, что администрацией поселения выявляются и формируются земельные участки для предоставления гражданам в соответствии с Законом N 105-оз, однако администрация района никаких действий по их предоставлению не предпринимает.
Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым П.Е. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе П.Е. просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал, что вывод суда о том, что, исходя из номера очереди среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...>, заявитель не может быть поставлен в более выгодное положение по отношению к иным гражданам, включенным в реестр и имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков в порядке областного закона N 105-оз, противоречит Конституции РФ, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на решения иных судов по аналогичным спорам, полагает, что нарушено единообразие в правоприменительной практике, поскольку право истца на бесплатное получение в собственность земельных участков не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение земельных участков, или от времени внесения его в список очередности (реестр) граждан, имеющих право на такое предоставление земельных участков. Права истца на судебную защиту законных интересов не могут ставиться судом в зависимость от пассивной позиции граждан, включенных в реестр и имеющих право на первоочередное приобретение земельных участков. Кроме того, вывод суда о том, что истец не лишен возможности приобрести земельный участок в установленном действующим законодательством порядке, не основан на нормах права и фактических обстоятельствах дела, поскольку администрация МО "Всеволожский муниципальный район" ни один из предложенных участков на территории МО "Город Всеволожск" не включила в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан. Взаимодействие между администрациями города Всеволожска и Всеволожского муниципального района отсутствует и правовыми нормами не регулируется, из-за чего нарушаются права очередников на получение земельных участков, в частности, истец не может реализовать свое право, гарантированное земельным законодательством. Также права истца, предоставленные ему Конституцией РФ, нарушаются тем, что по городу Всеволожску не формируется перечень всех земельных участков (и сформированных, и не сформированных), после чего возможно решение вопроса о финансировании работ по постановке участка на учет за счет средств заявителя. При этом истец не против формирования участка за свой счет. Кроме того, вывод суда о том, что требование об обязании ответчика сформировать земельный участок площадью <...> кв. м не подлежит удовлетворению, поскольку участок в зависимости от его конкретного местоположения может иметь и иную площадь в пределах, установленных законом, неправомерен и нарушает процессуальные права истца.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 1 Закона Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" содержит перечень оснований, при которых земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований Ленинградской области, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, предоставляются гражданам бесплатно.
В соответствии со ст. 4 названного Закона Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 февраля 2009 года N 37 было утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, согласно которому в случаях, установленных областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз, граждане, изъявившие желание получить бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подают в администрацию муниципального района (городского округа), в границах которого находится тот населенный пункт, в котором постоянно проживает гражданин, заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
Заявление подлежит специальному учету и регистрируется в книге учета заявлений.
С учетом внесенных в закон Ленинградской области N 105-оз в 2011 году изменений порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами местного самоуправления Ленинградской области.
На территории Всеволожского района в настоящее время действует Положение о порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное решением Совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 17 июня 2010 года N 44, согласно пункту 4.4 которого в целях формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду на период строительства индивидуального жилого дома с последующим предоставлением в собственность бесплатно, администрация запрашивает в администрациях поселений Всеволожского муниципального района информацию о наличии земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Администрации поселений Всеволожского муниципального района направляют в администрацию Всеволожского муниципального района информацию о земельных участках, отвечающих требованиям п. 1.2 настоящего Положения, сформированных и поставленных на кадастровый учет, предназначенных для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.
В указанный перечень могут быть включены не сформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства при согласии заявителя на финансирование работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
На момент заключения договора аренды земельного участка в целях строительства индивидуального жилого дома земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет земельных участков.
Согласно п. 4.5 Положения N 44 сформированный перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду на период строительства индивидуального жилого дома с последующим предоставлением бесплатно в собственность граждан, в который включаются все имеющиеся земельные участки, предназначенные для указанных целей, подлежит обязательному официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
В силу п. 4.6 и 4.7 которого заявления граждан рассматриваются на заседаниях комиссии по мере формирования перечня земельных участков и с учетом очередности поступления заявлений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что П.Е. с составом семьи из <...> человек состоит в реестре многодетных семей, имеющих право на получение отдельных мер социальной поддержки, установленных областным законом от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области".
<...> истец обратился в администрацию МО "Всеволожский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на <...> лет земельного участка на территории Всеволожского района Ленинградской области для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения земельного участка в собственность в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" земельных участков для индивидуального жилищного строительства территории Ленинградской области".
Из ответа администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> следует, что П.Е. включен в реестр заявлений жителей Всеволожского района о предоставлении земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства в соответствии с Областным законом Ленинградской области "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" под N, при этом по Всеволожскому городскому поселению номер очереди - <...>, среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...>. Также в ответе указано, что для бесплатного предоставления в собственность граждан согласно вышеуказанному областному закону МО "Город Всеволожск" был сформирован только один участок. Предоставление данного участка было рассмотрено на межведомственной земельной комиссии <...>, от участка многодетная семья отказалась в связи с невозможностью строительства жилого дома из-за сложной конфигурации земельного участка.
Администрацией МО "Город Всеволожск" во исполнение Закона Ленинградской области N 105-оз в 2012 году выявлены для последующего формирования и передачи гражданам 52 земельных участка, перечень которых направлен в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области согласно протоколу N 1 от 21 ноября 2012 года.
Согласно протоколам N 2 от 30 января 2013 года, N 3 от 11 февраля 2013 года, N 4 от 23 апреля 2013 года, N 5 от 15 мая 2013 года администрация МО "Город Всеволожск" направила в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области перечни в отношении еще 7, 2, 7 и 25 выявленных участков соответственно.
Таким образом, администрация МО "Город Всеволожск" исполнила установленную Положением от 17 июня 2010 года N 44 обязанность по направлению в администрацию Всеволожского муниципального района информации о земельных участках. При этом часть участков, в том числе, площадью <...> кв. м, администрацией была сформирована, о чем имеется отметка в графе "Примечание" указанных перечней.
Кроме того, Положение от 17 июня 2010 года N 44 позволяет включать в указанный перечень не сформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки.
Предоставление участков в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз должно производиться в порядке сформированной в администрации МО "Всеволожский муниципальный район" очереди, поэтому оснований для обязания администрации МО "Город Всеволожск" формировать земельный участок площадью <...> кв. м для последующей передачи его непосредственно П.Е., номер очереди которого среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...> не имеется. Поэтому вывод суда об отказе истцу в удовлетворении указанных требований, предъявленных к администрации МО "Город Всеволожск", судебная коллегия находит обоснованным.
По этому же основанию не подлежат удовлетворению требования об обязании администрации МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить сформированный участок в аренду истцу, поскольку он не может быть поставлен в более выгодное положение по отношению к иным гражданам, имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков в порядке, установленном областным законом N -оз, включенным в реестр раньше истца.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что права истца на судебную защиту его законных интересов не могут ставиться в зависимость от пассивной позиции иных граждан, включенных в реестр, несостоятелен. В материалы дела представлено представление прокурора в адрес администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 9 января 2013 года об устранении нарушений земельного законодательства, из которого следует, что в прокуратуру по аналогичному вопросу обращались и другие граждане.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2013 N 33-3699/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. N 33-3699/2013
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Е.Д. и Свирской О.Д.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.Е. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска П.Е. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области об обязании сформировать земельный участок и предоставить сформированный участок в аренду.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения представителя П.Е. - П.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО "Город Всеволожск" Г.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
П.Е. обратился в суд с иском, в котором после изменения предмета иска просил обязать администрацию МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью <...> кв. м в границах населенных пунктов МО "Город Всеволожск", свободный от прав третьих лиц, обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области предоставить ему участок, сформированный администрацией МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в аренду сроком на <...> лет для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
В обоснование иска П.Е. и его представитель указали, что истец вместе с членами семьи состоит на учете в реестре многодетных семей Ленинградской области. <...> обращался в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном Областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" земельных участков для индивидуального жилищного строительства территории Ленинградской области". Согласно ответу администрации, семья истца включена в единый реестр заявлений жителей Всеволожского района о предоставлении земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, реестровый N. МО "Город Всеволожск" был сформирован только один участок, предоставление которого было рассмотрено на заседании межведомственной земельной комиссии <...>, однако многодетная семья отказалась от земельного участка из-за его сложной конфигурации. Однако истцом было установлено, что во исполнение Областного закона N 105-оз администрацией МО "Город Всеволожск" в 2012 году были выявлены земельные участки для последующего их формирования и передачи гражданам по 52 адресам, кроме того, <...> в адрес администрации МО "Всеволожский муниципальный район" было направлено сообщение администрации МО "Город Всеволожск" с просьбой включить в перечень для передачи в рамках Областного закона N 105-оз еще 7 земельных участков. В перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, ни один из предложенных участков на территории МО "Город Всеволожск" не включен. Считает, что администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области осуществляет продажу указанных участков. Ввиду отсутствия взаимодействия ответчиков нарушаются права очередников на получение земельных участков по Областному закону N 105-оз. Кроме того, полагает, что имеются противоречия в региональном законодательстве по порядку предоставления земельных участков по основаниям, предусмотренным вышеуказанным областным законом.
Представитель ответчика - администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что заявитель состоит в едином реестре жителей Всеволожского муниципального района по вопросу предоставления земельного участка, при этом у заявителя отсутствует первоочередное право на предоставление земельного участка преимущественно перед иными лицами, состоящими в реестре.
Представитель ответчика - администрации МО "Город Всеволожск" поддержал позицию истцов, ссылаясь на то, что администрацией поселения выявляются и формируются земельные участки для предоставления гражданам в соответствии с Законом N 105-оз, однако администрация района никаких действий по их предоставлению не предпринимает.
Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым П.Е. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе П.Е. просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал, что вывод суда о том, что, исходя из номера очереди среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...>, заявитель не может быть поставлен в более выгодное положение по отношению к иным гражданам, включенным в реестр и имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков в порядке областного закона N 105-оз, противоречит Конституции РФ, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на решения иных судов по аналогичным спорам, полагает, что нарушено единообразие в правоприменительной практике, поскольку право истца на бесплатное получение в собственность земельных участков не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение земельных участков, или от времени внесения его в список очередности (реестр) граждан, имеющих право на такое предоставление земельных участков. Права истца на судебную защиту законных интересов не могут ставиться судом в зависимость от пассивной позиции граждан, включенных в реестр и имеющих право на первоочередное приобретение земельных участков. Кроме того, вывод суда о том, что истец не лишен возможности приобрести земельный участок в установленном действующим законодательством порядке, не основан на нормах права и фактических обстоятельствах дела, поскольку администрация МО "Всеволожский муниципальный район" ни один из предложенных участков на территории МО "Город Всеволожск" не включила в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан. Взаимодействие между администрациями города Всеволожска и Всеволожского муниципального района отсутствует и правовыми нормами не регулируется, из-за чего нарушаются права очередников на получение земельных участков, в частности, истец не может реализовать свое право, гарантированное земельным законодательством. Также права истца, предоставленные ему Конституцией РФ, нарушаются тем, что по городу Всеволожску не формируется перечень всех земельных участков (и сформированных, и не сформированных), после чего возможно решение вопроса о финансировании работ по постановке участка на учет за счет средств заявителя. При этом истец не против формирования участка за свой счет. Кроме того, вывод суда о том, что требование об обязании ответчика сформировать земельный участок площадью <...> кв. м не подлежит удовлетворению, поскольку участок в зависимости от его конкретного местоположения может иметь и иную площадь в пределах, установленных законом, неправомерен и нарушает процессуальные права истца.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 1 Закона Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" содержит перечень оснований, при которых земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований Ленинградской области, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, предоставляются гражданам бесплатно.
В соответствии со ст. 4 названного Закона Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 февраля 2009 года N 37 было утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, согласно которому в случаях, установленных областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз, граждане, изъявившие желание получить бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подают в администрацию муниципального района (городского округа), в границах которого находится тот населенный пункт, в котором постоянно проживает гражданин, заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
Заявление подлежит специальному учету и регистрируется в книге учета заявлений.
С учетом внесенных в закон Ленинградской области N 105-оз в 2011 году изменений порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами местного самоуправления Ленинградской области.
На территории Всеволожского района в настоящее время действует Положение о порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное решением Совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 17 июня 2010 года N 44, согласно пункту 4.4 которого в целях формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду на период строительства индивидуального жилого дома с последующим предоставлением в собственность бесплатно, администрация запрашивает в администрациях поселений Всеволожского муниципального района информацию о наличии земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Администрации поселений Всеволожского муниципального района направляют в администрацию Всеволожского муниципального района информацию о земельных участках, отвечающих требованиям п. 1.2 настоящего Положения, сформированных и поставленных на кадастровый учет, предназначенных для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.
В указанный перечень могут быть включены не сформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства при согласии заявителя на финансирование работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
На момент заключения договора аренды земельного участка в целях строительства индивидуального жилого дома земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет земельных участков.
Согласно п. 4.5 Положения N 44 сформированный перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду на период строительства индивидуального жилого дома с последующим предоставлением бесплатно в собственность граждан, в который включаются все имеющиеся земельные участки, предназначенные для указанных целей, подлежит обязательному официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
В силу п. 4.6 и 4.7 которого заявления граждан рассматриваются на заседаниях комиссии по мере формирования перечня земельных участков и с учетом очередности поступления заявлений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что П.Е. с составом семьи из <...> человек состоит в реестре многодетных семей, имеющих право на получение отдельных мер социальной поддержки, установленных областным законом от 17 ноября 2006 года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области".
<...> истец обратился в администрацию МО "Всеволожский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на <...> лет земельного участка на территории Всеволожского района Ленинградской области для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения земельного участка в собственность в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" земельных участков для индивидуального жилищного строительства территории Ленинградской области".
Из ответа администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> следует, что П.Е. включен в реестр заявлений жителей Всеволожского района о предоставлении земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства в соответствии с Областным законом Ленинградской области "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан" под N, при этом по Всеволожскому городскому поселению номер очереди - <...>, среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...>. Также в ответе указано, что для бесплатного предоставления в собственность граждан согласно вышеуказанному областному закону МО "Город Всеволожск" был сформирован только один участок. Предоставление данного участка было рассмотрено на межведомственной земельной комиссии <...>, от участка многодетная семья отказалась в связи с невозможностью строительства жилого дома из-за сложной конфигурации земельного участка.
Администрацией МО "Город Всеволожск" во исполнение Закона Ленинградской области N 105-оз в 2012 году выявлены для последующего формирования и передачи гражданам 52 земельных участка, перечень которых направлен в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области согласно протоколу N 1 от 21 ноября 2012 года.
Согласно протоколам N 2 от 30 января 2013 года, N 3 от 11 февраля 2013 года, N 4 от 23 апреля 2013 года, N 5 от 15 мая 2013 года администрация МО "Город Всеволожск" направила в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области перечни в отношении еще 7, 2, 7 и 25 выявленных участков соответственно.
Таким образом, администрация МО "Город Всеволожск" исполнила установленную Положением от 17 июня 2010 года N 44 обязанность по направлению в администрацию Всеволожского муниципального района информации о земельных участках. При этом часть участков, в том числе, площадью <...> кв. м, администрацией была сформирована, о чем имеется отметка в графе "Примечание" указанных перечней.
Кроме того, Положение от 17 июня 2010 года N 44 позволяет включать в указанный перечень не сформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки.
Предоставление участков в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз должно производиться в порядке сформированной в администрации МО "Всеволожский муниципальный район" очереди, поэтому оснований для обязания администрации МО "Город Всеволожск" формировать земельный участок площадью <...> кв. м для последующей передачи его непосредственно П.Е., номер очереди которого среди многодетных семей по Всеволожскому городскому поселению - <...> не имеется. Поэтому вывод суда об отказе истцу в удовлетворении указанных требований, предъявленных к администрации МО "Город Всеволожск", судебная коллегия находит обоснованным.
По этому же основанию не подлежат удовлетворению требования об обязании администрации МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить сформированный участок в аренду истцу, поскольку он не может быть поставлен в более выгодное положение по отношению к иным гражданам, имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков в порядке, установленном областным законом N -оз, включенным в реестр раньше истца.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что права истца на судебную защиту его законных интересов не могут ставиться в зависимость от пассивной позиции иных граждан, включенных в реестр, несостоятелен. В материалы дела представлено представление прокурора в адрес администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 9 января 2013 года об устранении нарушений земельного законодательства, из которого следует, что в прокуратуру по аналогичному вопросу обращались и другие граждане.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)