Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буркова О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Алеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012), представителя открытого акционерного общества "Красноярский электровагоноремонтный завод" Спиричева Максима Николаевича (доверенность от 25.12.2012, паспорт),
рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-17039/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова Г.К.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Кириллова Н.А., Споткай Л.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский электровагоноремонтный завод" (далее ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод", ОГРН 1072460002515, место нахождения: г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра, ОГРН 1022402980290, место нахождения: г. Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0043 в размере 3 912 000 рублей, соответствующей его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 и определенную в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года решение суда от 10 января 2013 года оставлено без изменения.
Управление Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Управление Росреестра со ссылкой на нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает на необоснованность выводов о том, что заявитель является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель; органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
ФГБУ "ФКП Росреестра" считает себя со ссылкой на статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ненадлежащим ответчиком по делу, указывая: на избрание истцом неверного способа защиты права, на неверный вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В письменном отзыве на кассационные жалобы ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указав, что ответчики являются лицами, способными устранить нарушенное право истца.
В суде кассационной инстанции представители Управления Росреестра и ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
ФГБУ "ФКП Росреестра" надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления, представителя не направило.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0043, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 2754 +/-18 кв.м, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленинградская, 56.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 13 977 238 рублей 50 копеек.
Согласно отчету ООО "Альянс-оценка" N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012 полученная в результате проведения рыночной оценки стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2011 составила 3 912 000 рублей.
К отчету ООО "Альянс-оценка" N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012 представлено положительное экспертное заключение N 656/09/12 от 04.09.2012 Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы судов.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: отчет N 7-1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 16.07.2012, экспертное заключение от 04.09.2012 N 656/09/12 на отчет N 7-1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 3 912 000 рублей.
Изложенные в кассационных жалобах доводы ответчиков заявлялись в суде апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены со ссылкой на статью 3, части 3, 4 статьи 16, статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; пункты 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"; пункты 7.1.20, 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2010 N П/146.
В соответствии с названными нормами права орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости относится решение суда; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта; осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций Росреестра; к полномочиям Управления Росреестра отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованно удовлетворены и оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований не имеется.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-17039/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-17039/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2013 г. N А33-17039/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буркова О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Алеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012), представителя открытого акционерного общества "Красноярский электровагоноремонтный завод" Спиричева Максима Николаевича (доверенность от 25.12.2012, паспорт),
рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-17039/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова Г.К.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Кириллова Н.А., Споткай Л.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский электровагоноремонтный завод" (далее ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод", ОГРН 1072460002515, место нахождения: г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра, ОГРН 1022402980290, место нахождения: г. Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:0043 в размере 3 912 000 рублей, соответствующей его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 и определенную в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года решение суда от 10 января 2013 года оставлено без изменения.
Управление Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Управление Росреестра со ссылкой на нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает на необоснованность выводов о том, что заявитель является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель; органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
ФГБУ "ФКП Росреестра" считает себя со ссылкой на статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ненадлежащим ответчиком по делу, указывая: на избрание истцом неверного способа защиты права, на неверный вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В письменном отзыве на кассационные жалобы ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указав, что ответчики являются лицами, способными устранить нарушенное право истца.
В суде кассационной инстанции представители Управления Росреестра и ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
ФГБУ "ФКП Росреестра" надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления, представителя не направило.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0043, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 2754 +/-18 кв.м, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленинградская, 56.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 13 977 238 рублей 50 копеек.
Согласно отчету ООО "Альянс-оценка" N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012 полученная в результате проведения рыночной оценки стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2011 составила 3 912 000 рублей.
К отчету ООО "Альянс-оценка" N 7-1-зем/05/12 от 16.07.2012 представлено положительное экспертное заключение N 656/09/12 от 04.09.2012 Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы судов.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: отчет N 7-1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 16.07.2012, экспертное заключение от 04.09.2012 N 656/09/12 на отчет N 7-1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 3 912 000 рублей.
Изложенные в кассационных жалобах доводы ответчиков заявлялись в суде апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены со ссылкой на статью 3, части 3, 4 статьи 16, статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; пункты 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"; пункты 7.1.20, 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2010 N П/146.
В соответствии с названными нормами права орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости относится решение суда; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта; осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций Росреестра; к полномочиям Управления Росреестра отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованно удовлетворены и оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований не имеется.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-17039/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)