Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Малышева И.А. (доверенность от 09.01.2013 N 2),
ответчика - Астаповой Е.А. (доверенность от 29.12.2012 N 131/13)
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-23176/2012
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805) к Федеральному государственному унитарному предприятию "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", г. Самара (ОГРН 1026300768812, ИНН 6312032094) третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о взыскании 426 355,95 руб.,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (далее - ответчик, ФГУП "ЦСКБ-Прогресс") о взыскании 426 355,95 руб., в том числе: 369 207,72 руб. неосновательного обогащения за период с 01.01.2008 по 01.03.2012, 57 148,23 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что у истца отсутствуют полномочия по передаче в аренду спорного земельного участка и получения платы за пользование спорным земельным участком, поскольку постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самаре", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2005, при этом предусмотренная законом процедура передачи и перевода участков лесного фонда не проводилась, что закон Самарской области "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области" не может противоречить федеральному законодательству, в том числе требованиям статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что обжалованные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и второй инстанции, между Федеральным государственным учреждением - Ново-Буянский лесхоз Федерального Агентства лесного хозяйства по Самарской области и ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" был заключен договор аренды участка лесного фонда от 09.10.2006 N 74.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что размер арендной платы за весь арендуемый участок лесного фонда составляет 65 000 руб. в год. Ежемесячный размере арендной платы составляет 5417 руб.
В соответствии с пунктом 4.1.12 договора N 74 на аренду участка лесного фонда арендатор обязан своевременно вносить платежи за пользование участками лесного фонда.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), утвержденному Приказом Министерства от 04.10.2007 N 258., заинтересованное лицо подает заявление о переоформлении договора в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Таким уполномоченным органом являлся Департамент лесного хозяйства Самарской области.
Из материалов дела следует, что истец является правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 о реорганизации Департамента путем присоединения к Министерству (впоследствии переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 367).
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункту 21 "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" договор аренды подлежит государственной регистрации.
Установив, что государственную регистрацию спорный договор аренды не прошел, суд пришел к выводу о его незаключенности.
Поскольку ответчик продолжает пользоваться участком лесного фонда площадью 3,6 га в квартале N 123, расположенным по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Федеральное государственное учреждение "Ново-Буянский лесхоз", Задельненское лесничество без внесения платы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 27.03.2007 по состоянию на 12.03.2007 сведений о земельном участке, имеющем адресный ориентир: Самарская область, Новобуянский лесхоз, Задельненское лесничество, 123 квартал, в Едином государственном реестре земель не содержится.
Согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования от 29.03.1993 N 68417 ответчику был предоставлен земельный участок для пионерского лагеря Задельнического лесничества Ново-Буянского лесхоза площадью 23,196 га, который в последствие был разделен на 2 участка, площадью 195 960,00 кв. м (кадастровый номер 63:01:0346004:580) и 36 000,00 кв. м (кадастровый номер 63:01:0346004:560), которые имеют назначение: земли населенных пунктов.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 (ред. от 19.03.2009) "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" данные полномочия возложены на Министерство.
Суд пришел к выводу о том, что Министерство не является органом уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Самара, а вправе распоряжаться только земельными участками в составе земель лесного фонда и, следовательно, Министерство не является надлежащим истцом по делу.
Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что ответчиком за период 2008 - 2011 год оплачивался земельный налог за весь земельный участок площадью 23,196 га.
При этом суд указал, что за 2012 год ответчиком оплачивалась арендная плата по договору от 16.03.2012 N 16-2012/20 за спорный земельный участок и, кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.10.2006 по 30.07.2009.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд, руководствуясь статьями 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что поскольку иск подан 30.07.2012 довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами на долг сложившийся до 30.07.2009 квалифицируется обоснованным.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд отклонил довод Министерства о ничтожности договора аренды земельного участка от 16.03.2012 N 16-2012/20, заключенного между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и ФГУП "ЦСКБ-Прогресс", согласно которого в аренду передан земельный участок из земель населенных пунктов.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности Российской Федерации от 17.11.2005 спорный участок относится к землям лесного фонда.
В силу требований части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, на земли населенных пунктов и на земли лесного фонда.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.01.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной нормой закона определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку не соблюдена надлежащая правовая процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, то включение спорных земельных участков в границы населенного пункта не повлекло прекращение права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, который в силу прямого указания закона относится к Федеральной собственности.
Коллегия данные доводы кассационной жалобы находит правомерными.
При этом довод Министерства о том, что договор аренды земельного участка от 16.03.2012 N 16-2012/20 является ничтожной сделкой, является правомерным, поскольку участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов (аукционов). На данное обстоятельство было указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 5342/11.
Вывод апелляционного суда о том, что по договору на аренду участка лесного фонда от 09.10.2006 N 74 не возникли правовые последствия, противоречит пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, поскольку спор по условиям договора отсутствует.
При таких данных коллегия считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм процессуального и материального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку расчет иска судом не проверен и не оценен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А55-23176/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23176/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А55-23176/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Малышева И.А. (доверенность от 09.01.2013 N 2),
ответчика - Астаповой Е.А. (доверенность от 29.12.2012 N 131/13)
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-23176/2012
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805) к Федеральному государственному унитарному предприятию "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", г. Самара (ОГРН 1026300768812, ИНН 6312032094) третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о взыскании 426 355,95 руб.,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (далее - ответчик, ФГУП "ЦСКБ-Прогресс") о взыскании 426 355,95 руб., в том числе: 369 207,72 руб. неосновательного обогащения за период с 01.01.2008 по 01.03.2012, 57 148,23 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что у истца отсутствуют полномочия по передаче в аренду спорного земельного участка и получения платы за пользование спорным земельным участком, поскольку постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самаре", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2005, при этом предусмотренная законом процедура передачи и перевода участков лесного фонда не проводилась, что закон Самарской области "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области" не может противоречить федеральному законодательству, в том числе требованиям статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что обжалованные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и второй инстанции, между Федеральным государственным учреждением - Ново-Буянский лесхоз Федерального Агентства лесного хозяйства по Самарской области и ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" был заключен договор аренды участка лесного фонда от 09.10.2006 N 74.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что размер арендной платы за весь арендуемый участок лесного фонда составляет 65 000 руб. в год. Ежемесячный размере арендной платы составляет 5417 руб.
В соответствии с пунктом 4.1.12 договора N 74 на аренду участка лесного фонда арендатор обязан своевременно вносить платежи за пользование участками лесного фонда.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), утвержденному Приказом Министерства от 04.10.2007 N 258., заинтересованное лицо подает заявление о переоформлении договора в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Таким уполномоченным органом являлся Департамент лесного хозяйства Самарской области.
Из материалов дела следует, что истец является правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 о реорганизации Департамента путем присоединения к Министерству (впоследствии переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 367).
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункту 21 "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" договор аренды подлежит государственной регистрации.
Установив, что государственную регистрацию спорный договор аренды не прошел, суд пришел к выводу о его незаключенности.
Поскольку ответчик продолжает пользоваться участком лесного фонда площадью 3,6 га в квартале N 123, расположенным по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Федеральное государственное учреждение "Ново-Буянский лесхоз", Задельненское лесничество без внесения платы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 27.03.2007 по состоянию на 12.03.2007 сведений о земельном участке, имеющем адресный ориентир: Самарская область, Новобуянский лесхоз, Задельненское лесничество, 123 квартал, в Едином государственном реестре земель не содержится.
Согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования от 29.03.1993 N 68417 ответчику был предоставлен земельный участок для пионерского лагеря Задельнического лесничества Ново-Буянского лесхоза площадью 23,196 га, который в последствие был разделен на 2 участка, площадью 195 960,00 кв. м (кадастровый номер 63:01:0346004:580) и 36 000,00 кв. м (кадастровый номер 63:01:0346004:560), которые имеют назначение: земли населенных пунктов.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 (ред. от 19.03.2009) "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" данные полномочия возложены на Министерство.
Суд пришел к выводу о том, что Министерство не является органом уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Самара, а вправе распоряжаться только земельными участками в составе земель лесного фонда и, следовательно, Министерство не является надлежащим истцом по делу.
Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что ответчиком за период 2008 - 2011 год оплачивался земельный налог за весь земельный участок площадью 23,196 га.
При этом суд указал, что за 2012 год ответчиком оплачивалась арендная плата по договору от 16.03.2012 N 16-2012/20 за спорный земельный участок и, кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.10.2006 по 30.07.2009.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд, руководствуясь статьями 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что поскольку иск подан 30.07.2012 довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами на долг сложившийся до 30.07.2009 квалифицируется обоснованным.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд отклонил довод Министерства о ничтожности договора аренды земельного участка от 16.03.2012 N 16-2012/20, заключенного между Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и ФГУП "ЦСКБ-Прогресс", согласно которого в аренду передан земельный участок из земель населенных пунктов.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности Российской Федерации от 17.11.2005 спорный участок относится к землям лесного фонда.
В силу требований части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, на земли населенных пунктов и на земли лесного фонда.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.01.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной нормой закона определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку не соблюдена надлежащая правовая процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, то включение спорных земельных участков в границы населенного пункта не повлекло прекращение права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, который в силу прямого указания закона относится к Федеральной собственности.
Коллегия данные доводы кассационной жалобы находит правомерными.
При этом довод Министерства о том, что договор аренды земельного участка от 16.03.2012 N 16-2012/20 является ничтожной сделкой, является правомерным, поскольку участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов (аукционов). На данное обстоятельство было указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 5342/11.
Вывод апелляционного суда о том, что по договору на аренду участка лесного фонда от 09.10.2006 N 74 не возникли правовые последствия, противоречит пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, поскольку спор по условиям договора отсутствует.
При таких данных коллегия считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм процессуального и материального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку расчет иска судом не проверен и не оценен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А55-23176/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)