Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Магда О.В., Петровской О.В.
секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Красноярскому краю
при участии:
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Петрова Н.В., представитель по доверенности N 70-55/307 от 28.12.2012,
установил:
открытое акционерное общество "Автоспецбаза" (далее - ОАО "Автоспецбаза", истец) (ИНН 2466245458, ОГРН 1112468067711, дата регистрации 09.11.2011) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю (далее - ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- - земельный участок площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 1, 2, 4, 5, 6, 7 в размере, равной рыночной стоимости 37 065 300 рублей;
- - земельный участок площадью 6 202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 3, в размере равной рыночной стоимости 7 851 700 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 23.01.2013 возбуждено производство по делу. Решением от 04.04.2013 иск удовлетворен.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Качинская, 56; ул. Качинская 56, стр. 1, 2, 4, 5, 6, 7 в размере, равном его рыночной стоимости - 37 065 300 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Качинская, 56, стр. 3 в размере, равном его рыночной стоимости - 7 851 700 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось с жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указал следующее:
- управление не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
- - управление не является органом кадастрового учета и не уполномочено на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, соответственно, не обладает полномочиями, необходимыми для восстановления прав истца;
- - суд необоснованно сослался на позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 19.06.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Петрова Н.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласна с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 апреля 2013 года и принять по делу новый судебный акт.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно выпискам из ЕГРП от 08.02.2013 N 01/032/2013-61 и от 08.02.2013 N 01/032/2013-138 ОАО "Автоспецбаза" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56; ул. Качинская, 56, строения 1, 2, 4, 5, 6, 7,
- площадью 6202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 3.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена следующая кадастровая стоимость данных участков:
- с кадастровым номером 24:50:0300209:26 в размере 148 147 447 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 6 914 рублей 70 копеек кв. м),
- с кадастровым номером 24:50:0300209:14 в размере 15 817 332 рублей 72 копейки (удельный показатель кадастровой стоимости 2 550 рублей 36 копеек кв. м).
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету N 128/12 от 28.08.2012, подготовленному ООО "Красноярское бюро оценки" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 по состоянию на 01.01.2011 составляет 37 065 300 рублей без учета НДС (стр. 3 отчета).
Согласно отчету N 129/12 от 28.08.2012, подготовленному ООО "Красноярское бюро оценки" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по состоянию на 01.01.2011 составляет 7 851 700 рублей без учета НДС (стр. 3 отчета).
По данным отчетам Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из экспертных заключений общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков": N 858/2012-1 от 19.11.2012 по отчету N 128/12 от 28.08.2012 и N 858/2012-2 от 19.11.2012 по отчету N 129/12 от 28.08.2012, рецензируемые Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (раздел 3 заключения N 858/2012-1 от 19.11.2012 и раздел 3 заключения N 858/2012-2 от 19.11.2012).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков N 24:50:0300209:26, N 24:50:0300209:14 не соответствует их рыночной стоимости, ОАО "Автоспецбаза" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 в размере 148 147 447 рублей 50 копеек и в размере 15 817 332 рублей 72 копейки для участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по результатам государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
В материалы дела истцом представлен отчет N 128/12 от 28.08.2012, подготовленный ООО "Красноярское бюро оценки" из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 по состоянию на 01.01.2011 составляет 37 065 300 руб. без учета НДС (стр. 3 отчета) и отчет N 129/12 от 28.08.2012, подготовленный ООО "Красноярское бюро оценки" из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по состоянию на 01.01.2011 составляет 7 851 700 руб. без учета НДС (стр. 3 отчета).
По данным отчетам Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из представленных истцом в материалы дела экспертных заключений общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков": N 858/2012-1 от 19.11.2012 по отчету N 128/12 от 28.08.2012 и N 858/2012-2 от 19.11.2012 по отчету N 129/12 от 28.08.2012, рецензируемые Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (раздел 3 заключения N 858/2012-1 от 19.11.2012 и раздел 3 заключения N 858/2012-2 от 19.11.2012).
Установленная в отчетах рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е. на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-П.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.1.3., 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно п. 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Управления Росреестра по Красноярскому краю на Приказы Росреестра о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и прекращении соответствующих полномочий у Управления Росреестра по Красноярскому краю, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
Таким образом, основания для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" апреля 2013 года по делу N А33-783/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
О.В.МАГДА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-783/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А33-783/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Магда О.В., Петровской О.В.
секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Красноярскому краю
при участии:
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Петрова Н.В., представитель по доверенности N 70-55/307 от 28.12.2012,
установил:
открытое акционерное общество "Автоспецбаза" (далее - ОАО "Автоспецбаза", истец) (ИНН 2466245458, ОГРН 1112468067711, дата регистрации 09.11.2011) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю (далее - ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- - земельный участок площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 1, 2, 4, 5, 6, 7 в размере, равной рыночной стоимости 37 065 300 рублей;
- - земельный участок площадью 6 202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 3, в размере равной рыночной стоимости 7 851 700 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 23.01.2013 возбуждено производство по делу. Решением от 04.04.2013 иск удовлетворен.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Качинская, 56; ул. Качинская 56, стр. 1, 2, 4, 5, 6, 7 в размере, равном его рыночной стоимости - 37 065 300 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Качинская, 56, стр. 3 в размере, равном его рыночной стоимости - 7 851 700 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось с жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указал следующее:
- управление не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
- - управление не является органом кадастрового учета и не уполномочено на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, соответственно, не обладает полномочиями, необходимыми для восстановления прав истца;
- - суд необоснованно сослался на позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 19.06.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Петрова Н.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласна с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 апреля 2013 года и принять по делу новый судебный акт.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно выпискам из ЕГРП от 08.02.2013 N 01/032/2013-61 и от 08.02.2013 N 01/032/2013-138 ОАО "Автоспецбаза" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- площадью 21 425 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:26, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56; ул. Качинская, 56, строения 1, 2, 4, 5, 6, 7,
- площадью 6202 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300209:14, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 56, строение 3.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена следующая кадастровая стоимость данных участков:
- с кадастровым номером 24:50:0300209:26 в размере 148 147 447 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 6 914 рублей 70 копеек кв. м),
- с кадастровым номером 24:50:0300209:14 в размере 15 817 332 рублей 72 копейки (удельный показатель кадастровой стоимости 2 550 рублей 36 копеек кв. м).
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету N 128/12 от 28.08.2012, подготовленному ООО "Красноярское бюро оценки" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 по состоянию на 01.01.2011 составляет 37 065 300 рублей без учета НДС (стр. 3 отчета).
Согласно отчету N 129/12 от 28.08.2012, подготовленному ООО "Красноярское бюро оценки" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по состоянию на 01.01.2011 составляет 7 851 700 рублей без учета НДС (стр. 3 отчета).
По данным отчетам Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из экспертных заключений общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков": N 858/2012-1 от 19.11.2012 по отчету N 128/12 от 28.08.2012 и N 858/2012-2 от 19.11.2012 по отчету N 129/12 от 28.08.2012, рецензируемые Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (раздел 3 заключения N 858/2012-1 от 19.11.2012 и раздел 3 заключения N 858/2012-2 от 19.11.2012).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков N 24:50:0300209:26, N 24:50:0300209:14 не соответствует их рыночной стоимости, ОАО "Автоспецбаза" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 в размере 148 147 447 рублей 50 копеек и в размере 15 817 332 рублей 72 копейки для участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по результатам государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
В материалы дела истцом представлен отчет N 128/12 от 28.08.2012, подготовленный ООО "Красноярское бюро оценки" из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:26 по состоянию на 01.01.2011 составляет 37 065 300 руб. без учета НДС (стр. 3 отчета) и отчет N 129/12 от 28.08.2012, подготовленный ООО "Красноярское бюро оценки" из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300209:14 по состоянию на 01.01.2011 составляет 7 851 700 руб. без учета НДС (стр. 3 отчета).
По данным отчетам Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из представленных истцом в материалы дела экспертных заключений общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков": N 858/2012-1 от 19.11.2012 по отчету N 128/12 от 28.08.2012 и N 858/2012-2 от 19.11.2012 по отчету N 129/12 от 28.08.2012, рецензируемые Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (раздел 3 заключения N 858/2012-1 от 19.11.2012 и раздел 3 заключения N 858/2012-2 от 19.11.2012).
Установленная в отчетах рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е. на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-П.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.1.3., 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно п. 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Управления Росреестра по Красноярскому краю на Приказы Росреестра о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и прекращении соответствующих полномочий у Управления Росреестра по Красноярскому краю, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
Таким образом, основания для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" апреля 2013 года по делу N А33-783/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
О.В.МАГДА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)