Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А70-10879/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А70-10879/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2636/2013) общества с ограниченной ответственностью "Сибиряк-1", ОГРН 1037200555919, ИНН 7203028477 (далее - ООО "Сибиряк-1"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.02.2013 по делу N А70-10879/2012 (судья Коряковцева О.В.), принятое
по заявлению ООО "Сибиряк-1"
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент; заинтересованное лицо),
о признании незаконным отказа от 10.08.2012 N 120810043/10-2 и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента - Огай Ю.А. по доверенности от 22.08.2012;
- от Общества - Балин В.В. по доверенности от 2012 N 11 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

ООО "Сибиряк-1" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту, в котором просило:
- - признать незаконным отказ заинтересованного лица от 10.08.2012 N 120810043/10-2 в предоставлении Обществу в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:339 по адресу: г. Тюмень, Горьковское МО, промзона "Утяшево", участок N 9;
- - обязать заинтересованное лицо в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу издать решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:339 по адресу: г. Тюмень, Горьковское МО, промзона "Утяшево", участок N 9 на 49 лет, в месячный срок с момента издания решения подготовить и направить Обществу проект договора аренды земельного участка.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.02.2013 в удовлетворении требований Общества отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2007. Основы лесного законодательства не предусматривали отнесение земель лесного фонда к федеральной собственности.
Земельный участок был выведен из состава земель лесного фонда 27.01.1996 на основании распоряжения Правительства РФ N 99-р.
Распоряжение Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование.
Представитель Департамента в устном выступлении просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Сибиряк-1" на основании государственного акта N ТЮ2-1700560 от 21.03.1996 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:339, площадью 1 га, по адресу: г. Тюмень, Горьковское МО, промзона "Утяшево", участок N 9.
Общество, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 03.04.2012 обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком путем предоставления его в аренду на срок 49 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент письмом от 10.08.2012 N 120810043/10-2 отказал Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием у Департамента полномочий по распоряжению данным земельным участком (л.д. 7-8).
При этом в письме Департамент так же указал, что полномочия по распоряжению указанным земельным участком осуществляются Российской Федерацией, и в г. Тюмени уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Считая, что упомянутый выше отказ Департамента нарушает права и законные интересы ООО "Сибиряк-1", последнее обратилось с соответствующими требованиями в суд первой инстанции.
08.02.2013 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 7200/201/11-12892 по состоянию на 16 февраля 2012 года испрашиваемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Вместе с тем, из текста государственного акта от 21 марта 1996 года N ТЮ2-1700560, выданного Администрацией Тюменского района, усматривается, что данный государственный акт был выдан на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 N 99-р о предоставлении 1 гектара земель для строительства складских помещений.
Указанным Распоряжением в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом в Тюменской области площадью 8,89 га.
Следовательно, изначально спорный земельный участок относился к лесным землям, и был переведен из лесных земель в земли населенных пунктов.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2007. Основы лесного законодательства не предусматривали отнесение земель лесного фонда к федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с мнением заявителя о том, что статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2007.
Однако полагает необходимым отметить, что ее применение не привело к принятию неправильного судебного акта, в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В силу этой же статьи лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Поскольку Основами лесного законодательства Российской Федерации не был решен вопрос о разграничении федеральной собственности на леса и собственности субъектов РФ, был принят Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2144 "О федеральных природных ресурсах", который предусматривал, что к федеральным природным ресурсам могут относиться земельные участки и другие природные объекты (в том числе леса), а также иные природные ресурсы (какие-либо иные леса) по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации.
В статье 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации был определен порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
В названной статье указано, что перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
Как уже было отмечено выше, из текста государственного акта от 21 марта 1996 года N ТЮ2-1700560, усматривается, что он был выдан на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 N 99-р о предоставлении 1 гектара земель для строительства складских помещений.
Указанным Распоряжением в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом в Тюменской области площадью 8,89 га.
Таким образом, учитывая вышепроцитированные нормы, спорный земельный участок обоснованно расценен Департаментом как объект федеральной собственности.
Перевод лесных земель в нелесные не означает смену собственника данных земель.
В этой связи довод заявителя о том, что перевод лесных земель в нелесные позволило органу местного самоуправления осуществлять распоряжения данным участком, является несостоятельным.
На основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 4.1 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области" (утв. Приказом Росимущества от 30.04.2009 N 122) Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В том числе, Территориальное управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся и собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (пункт 4.6.1 Положения).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции разделяет мнение суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Департамента является законным и обоснованным.
Обществом не представлено в материалы дела надлежащих доказательств в обоснование своей позиции, его доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы Обществу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1000 руб., а ООО "Сибиряк-1" уплатило 2000 руб., 1000 руб. государственной пошлины подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2013 г. по делу N А70-10879/2012 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Сибиряк-1" (ОГРН 1037200555919, ИНН 7203208477) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 39 от 06.03.2013 г. госпошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)