Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14218/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу N 33-14218/2012


Судья: Язвенко Р.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующего судьи Внукова Д.В.
судей Гончаровой С.Ю., Олькова А.В.
по докладу судьи Гончаровой С.Ю.
при секретаре М.Е.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних игр 2012 года обратился в суд с иском к В.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований указал, что земельный участок с кадастровым номером, площадью кв. м, расположенный по адресу: <...>, а также земельный участок с кадастровым номером, площадью кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, принадлежат на праве собственности В.В. Указанные земельные участки попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения. Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с В.В., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата В.В. со стороны Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой) денежных средств в размере рублей. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 13.02.2012 В.Н., действующей в интересах правообладателя на основании доверенности от 18.10.2011 года, что подтверждается ее собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени соглашение В.В. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение им не представлены.
Истец считает, что нарушение В.В. установленного срока на подписание соглашения в связи с изъятием, препятствует предоставлению земельных участков Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой) в целях их дальнейшей передачи открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 12 мая 2012 года исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к В.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества - удовлетворены.
Суд постановил изъять для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: <...> а также земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежащие на праве собственности В.В., посредством перечисления в течение семи дней со дня вынесения решения со стороны Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой) денежной суммы в размере рублей на банковский счет В.В., либо перечисления указанной денежной суммы в депозит суда.
Прекратить право собственности В.В. на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: <...>
Прекратить право собственности В.В. на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край,
Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край,
Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край,
Обязать В.В. освободить указанные земельные участки от находящегося на них движимого имущества.
В апелляционной жалобе В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не применил закон, подлежащий применению. Считает, что оценка стоимости изымаемых земельных участков производилась незаконно, на основании изначально не действующих на момент выкупа сведений о категории земли, предложенная истцом выкупная цена спорных земельных участков значительно ниже их реальной рыночной стоимости. Также указывает, что нарушены сроки уведомления его об осуществлении мероприятий в связи с изъятием недвижимого имущества.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГК "Олимпстрой" по доверенности И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав пояснения В.В., представителя ГК "Олимпстрой" по доверенности М.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 и пунктом 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.03.2009 N 166-р принято решение об изъятии для федеральных нужд путем выкупа земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, а также земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером площадью кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, принадлежащих на праве собственности гражданину В.В.
Установлено, что указанные земельные участки попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации 15.03.2010 N 3-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство)" и от 18.06.2010 N 32-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Согласно пункту 32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
В силу пункта 1.1 Положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.
Из материалов дела видно, что факт принадлежности В.В. на праве собственности вышеуказанных земельных участков подтверждается свидетельствами государственной регистрации права собственности.
На основании пункта 21 статьи 15 Закона N 310-ФЗ ООО "АФК-Аудит" проведена оценка рыночной стоимости земельных участков, а также размера убытков, подлежащих возмещению правообладателю в связи с изъятием.
Так, согласно отчетам об оценке от 06.09.2011 и заключениям о величине убытков от 06.09.2011, подготовленным ООО "АФК-Аудит", получившим положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от 05.09.2011 года, рыночная стоимость спорных земельных участков составляет по рублей каждый, размер убытков, причиненных В.В. изъятием, составляет рублей.
Согласно части 32 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются Корпорацией. В таком случае соглашение заключается с участием Корпорации и должно содержать обязанность Корпорации осуществить соответствующую оплату.
Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с В.В., пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата В.В. со стороны Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой) денежных средств в размере рублей <...>.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 03.02.2012 В.Н., действующей в интересах правообладателя на основании доверенности от 18.10.2011 года, что подтверждается ее собственноручной подписью и отметками в протоколе вручения проекта соглашения.
Судом установлено, что до настоящего времени соглашение В.В. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение им не представлены.
Согласно пункту 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
Доводы жалобы ответчика о несоответствии выкупной цены изымаемого недвижимого имущества действительной рыночной стоимости судебная коллегия не может принять во внимание ввиду следующего.
Рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером площадью кв. м и с кадастровым номером площадью по адресу: г. Сочи, и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, определены ООО "АФК-Аудит" в отчете об оценке от 06.09.2011 N в соответствии с действующим законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, что подтверждается экспертным заключением от 22.09.2011, выполненным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Отчет от 06.09.2011 N об оценке изымаемых земельных участков выполнен по состоянию на 22.08.2011, соглашение в связи с изъятием вручено представителю правообладателя 03.02.2012, таким образом, выполнено условие пункта 22.1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, в соответствии с которым, оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день (22.08.2011), который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения.
Оценочные работы по определению рыночной стоимости и размера убытков, причиняемых правообладателю изъятием проведены в соответствии с пунктом 21 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, в связи, с чем доводы ответчика о нарушении сроков уведомления об осуществлении мероприятий в связи с изъятием недвижимо имущества не состоятельны.
Более того, указанные сведения ответчиком в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Федеральный закон N 310-ФЗ от 01.12.2007 не предусматривает возможность изъятия недвижимого имущества граждан для федеральных или краевых нужд без выплаты рыночной стоимости изымаемого имущества, а также убытков, причиняемых гражданину в связи с изъятием.
Из материалов дела усматривается проект соглашения в связи с изъятием, от подписания которого отказался гражданин В.В., направленный ему в соответствии с требованиями федерального закона N 310-ФЗ.
Указанный проект соглашения подписан со стороны ГК "Олимпстрой" вице-президентом ГК "Олимпстрой" Г., что свидетельствует о намерениях ГК "Олимпстрой" как стороны соглашения исполнить его условия.
Таким образом, судебная коллегия, считает правильным вывод суда первой инстанции исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних игр 2012 года к В.В. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд недвижимого имущества удовлетворить.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Юридически значимые обстоятельства определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 мая 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия:

определила:

Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 12 мая 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу В.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)