Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А81-4545/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А81-4545/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3258/2013, 08АП-3629/2013 и регистрационный номер 08АП-3629/2013) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2013 по делу N А81-4545/2012 (судья Соколов С.В.), принятое по иску федерального казенного учреждения "9 Отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" (ИНН 8905017107, ОГРН 1028900708451) к Ноябрьскому городскому Департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании недействительным акта межевания и обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (ИНН 8901022692, ОГРН 1098901000626),
при участии в судебном заседании:
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещено;
- от федерального казенного учреждения "9 Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" - представитель не явился, извещено;
- от Ноябрьского городского Департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска - представитель не явился, извещен;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе - представитель не явился, извещено;
-
установил:

федеральное казенное учреждение "9 Отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" (далее - ФКУ "9 Отряд") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:29, снятый ранее с кадастрового учета, обязании Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска (далее - НГДИ) принять меры по восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:29, снятого ранее с кадастрового учета (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2013 по делу N А81-4545/2012 иск ФКУ "9 Отряд" удовлетворен. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:29, снятый ранее с кадастрового учета. Обязал НГДИ принять меры по восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:29, снятого ранее с кадастрового учета.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просило признать ФГБУ "ФКП Росреестра" ненадлежащим ответчиком, решение отменить в части удовлетворения исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра".
НГДИ в апелляционной жалобе просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" указало на то, что с 17.05.2008 земельные участки не относятся к объектам землеустройства и в отношении них не проводятся землеустроительные работы, не подготавливаются карты (платы) объектов землеустройства, тогда как земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:83 поставлен на государственный кадастровый учет 08.05.2009. Земельному участку с кадастровым номером 89:12:110606:29, который являлся исходным для образования земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:83, согласно закону присвоен статус (архивный). ФГБУ "ФКП Росреестра" не может нести ответственности за лицо, которое подготовило описание земельного участка от 03.06.2008. Восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка 89:12:110606:29 приведет к пересечению границ с учтенным земельным участком с кадастровым номером 89:12:110606:83, что является нарушением закона, и повлечет отказ в выдаче кадастрового плана земельного участка, необходимого для целей государственной регистрации прав не него.
В обоснование апелляционной жалобы НГДИ указал на то, что требование истца представляет собой требование об оспаривании действий органа местного самоуправления, в связи с чем оно должно рассматриваться в порядке, установленном по делам, вытекающим из публичных правоотношений. В решении не указано нарушение закона НГДИ, не указано, какие меры необходимо принять в целях исполнения решения. Принятие мер по восстановлению потребует финансовых затрат. Один из сформированных земельных участков сформирован под многоквартирный дом, что затронет интересы лиц, не привлеченных участию в деле.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев материалы дела и апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 18.04.2012 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в отношении ФКУ "9 Отряд" проведена плановая, выездная проверка, целью которой являлось соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город Ноябрьск.
В ходе проверки выяснилось и подтверждается документально, что земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:29 площадью 4566 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 55, категория земель - земли населенных пунктов, предоставленный ФКУ "9 Отряд" для строительства жилого дома N 163, был снят с кадастрового учета 08.05.2009 на основании проекта межевания застроенных территорий, утвержденного постановлением Администрации города Ноябрьска от 06.10.2006 N П-1142.
04.05.2012 ФКУ "9 Отряд" обратилось с письмом в НГДИ с требованием провести юридически значимые действия и мероприятия в целях установления фактических (зарегистрированных) границ земельного участка, восстановления на кадастровом учете и восстановлении кадастрового номера земельного участка.
НГДИ письмом N 293/105-104-2-4 от 07.06.2012 предложило истцу заново провести мероприятия по утверждению схемы расположения и межеванию ранее зарегистрированного земельного участка.
В целях выхода из сложившейся ситуации, а также в целях проверки правомерности снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:29, ФКУ "9 Отряд" обратилось в прокуратуру г. Ноябрьска с заявлением о проведении прокурорской проверки по факту неправомерного снятия с кадастрового учета земельного участка.
В ходе проверочных мероприятий прокуратура города установила, что межевание земельных участков проведено с нарушением требований Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом от 08.04.1996, Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:29 площадью 4566 кв. м, адресный ориентир: г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 55, внесен в реестр федерального имущества (реестровый N П11870005897), в отношение земельного участка за ФКУ "9 Отряд" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования (выписка из реестра федерального имущества от 15.02.2012 N 19/105, свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2009 N 72 НЛ 622591). Более того, на данном земельном участке находится объект незавершенного строительства, который так же находится в реестре федерального имущества и зарегистрирован на праве оперативного управления за ФКУ "9 Отряд" (свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2009 N 72 НЛ 622588).
Указанные обстоятельства послужило основанием для обращения ФКУ "9 Отряд" в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 26 Федерального закона "О землеустройстве" предусматривает разрешение споров, возникающих при проведении землеустройства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства установлен Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее - Положение N 396).
Так, проводимое юридическим лицом на основании заключенного с землепользователем договора территориальное землеустройство заключается в составлении карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (пункты 2, 3 Положения N 396).
Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными 17.02.2003 Федеральной службой земельного кадастра России (пункты 8.2, 8.4), предусмотрено составление карты (плана) земельного участка со съемкой на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, а также полевое обследование территории земельного участка для выявления объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети. Дополнительно (пункты 17.6, 17.8) предусмотрено указание на карте (плане) или в пояснительной записке объекта землеустройства сведений о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, а также занятых объектами недвижимого имущества.
Действовавший в спорный период времени пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривал, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ.
Пункт 10 Положения N 396 на момент проведения межевания также содержал правило об обеспечении учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ.
Как следует из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра", земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:29 (равнозначен кадастровому номеру 89:12:110606:0029) поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 в соответствии с действующими на момент постановки нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:29 был осуществлен на основании:
- - заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 02.11.2005 N 12/05-2-167;
- -постановления Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 20.10.2005 N П-1200 "О формировании земельных участков по предоставлению для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов из земель, находящихся в государственной собственности";
- - документов о межевании (Описание земельного участка от 07.10.2005 N 109-05).
Земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:83 поставлен на государственный кадастровый учет 08.05.2009 в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:83 был осуществлен на основании:
- - заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 04.03.2009 N 8912/101/09-088 (заявитель Ноябрьский городской департамент по имуществу);
- - документов о межевании (Описание земельного участка от 03.06.2008 N 8912/101/09-088).
В соответствии с информацией, отраженной в Описании земельного участка от 03.06.2008 N 8912/101/09-088, земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:83 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:110606:18 и 89:12:110606:29. То есть, земельные участки с кадастровыми номерами 89:12:110606:18 и 89:12:110606:29 явились исходными земельными участками для образования земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:83.
На основании изложенного суд первой инстанции указал на то, что ввиду отсутствия оснований для приостановления или отказа в проведении государственного кадастрового учета в соответствии со статьями 26, 27 Закона о кадастре, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ямало-Ненецкому автономному округу была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:83.
Согласно сведениям, содержащимся в Описании земельного участка от 03.06.2008 N 8912/101/09-088, земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:83 сформирован для эксплуатации многоквартирного дома и иных, входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества.
Часть 1 статьи 16 Закона о кадастре предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
В этих случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что независимо от способа образования земельного участка - в результате перераспределения, за счет части смежного участка или в результате предоставления свободного от прав третьих лиц участка в случае уточнения местоположения его границ, действующее земельное законодательство содержит императивные требования об обязательном уведомлении и получении согласия правообладателей не только участков, за счет площади которых формируется новый объект землеустройства, но и смежных землепользователей.
Однако доказательств надлежащего извещения истца о необходимости согласования границ участков, образованных за счет земельного участка 89:12:110606:29, материалы дела не содержат, суду не представлено.
Частью 4 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи (перераспределение земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; образование земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса), перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, соглашение, заключенное в порядке пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации между собственниками по поводу распределения земельных участков, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ответчиками не представлены документы, свидетельствующие о регистрации права за кем-либо на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 89:12:110606:83.
В связи с изложенным суд первой инстанции указал на то, что земельный участок под кадастровым номером 89:12:110606:29 продолжает являться объектом права пользования истца, т.к. его право не прекращено, о чем свидетельствует оформленные в 2009 году свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и объект незавершенного строительства, взамен свидетельств от 16.02.2006 и от 14.01.2008.
Оснований утверждать о том, что суд первой инстанции, обязав НГДИ принять меры по восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером 89:12:110606:29, снятого ранее с кадастрового учета, нарушил права и законные интересы НГДИ, у суда апелляционной инстанции не имеется. НГДИ согласно Положению о порядке осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденному постановлением Администрации города от 03.12.2009 N П-2296" осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по использованию земель на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Как правильно указал суд первой инстанции, оснований для применения положений главы 24 АПК РФ, вопреки утверждениям НГДИ, не имеется.
Оснований полагать, что решением суда затрагиваются права каких-либо лиц, не привлеченных к участию в деле, а также о том, что решение является неисполнимым, отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем данные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Апелляционные жалобы оставляются без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке статьи 110 АПК РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе НГДИ судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как НГДИ в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2013 по делу N А81-4545/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)