Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012,
принятое судьей Сорокиной С.Р., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.,
по делу N А82-17321/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославский Торговый дом Сити Груп"
(ИНН: 7604076358, ОГРН: 1057600593082)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля
(ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345),
Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469),
Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии города Ярославля
(ИНН: 7604058662, ОГРН: 1027600681580)
о признании незаконным ненормативного правового акта
и
общество с ограниченной ответственностью "Ярославский Торговый дом Сити Групп" (далее - ООО "Ярославский Торговый дом Сити Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление мэрии города Ярославля), Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент архитектуры) о признании незаконным приказа начальника Управления мэрии города Ярославля от 29.09.2011 N 2752 "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля"; об обязании Департамента архитектуры издать приказ, утверждающий список организаций, осуществляющих выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства - здания салона красоты с инженерными коммуникациями, расположенного на земельном участке по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля к сетям инженерно-технического обеспечения, список органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования в отношении указанного объекта, указанный приказ направить в Управление мэрии города Ярославля, осуществить сбор технических условий и согласований, после чего направить в Управление мэрии города Ярославля информацию о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения; об обязании Управления мэрии города Ярославля осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля для строительства капитального здания салона красоты с инженерными коммуникациями.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012 заявленные требования Общества удовлетворены, производство по делу в части требований, заявленных к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, прекращено.
Постановлением второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент архитектуры не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют материалам дела. По его мнению, размещение салона красоты на спорном земельном участке противоречит генеральному плану города Ярославля и основным принципам законодательства о градостроительной деятельности, установленным статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, еще одним основанием невозможности предоставления спорного земельного участка под размещение салона красоты является наличие площадки общего пользования, это имеющиеся на спорном земельном участке зеленые насаждения, игровая и хозяйственная площадки. Указанные элементы являются объектами благоустройства дворовой территории на испрашиваемом земельном участке.
Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Департамента архитектуры, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ярославский Торговый дом Сити Групп" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 24.05.2011 о выборе земельного участка примерной площадью 2561 квадратный метр и предварительном согласовании места размещения объекта - капитального здания салона красоты с инженерными коммуникациями по адресу: город Ярославль, Ленинский район, напротив дома N 4 по улице Карла Либкнехта.
Данное заявление рассмотрено на заседании комиссии Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в городе Ярославле.
На основании решения комиссии в органы местного самоуправления мэрии города Ярославля было направлено обращение о проведении мероприятий по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта.
Департамент архитектуры, рассмотрев обращение Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, составил предварительное заключение от 08.09.2011 N 205, согласно которому размещение объекта на испрашиваемом земельном участке невозможно.
Приказом от 29.09.2011 N 2752 Управление мэрии города Ярославля отказало Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения указанного объекта. Данное решение мотивировано следующими обстоятельствами:
- - на территории запрашиваемого участка произрастают деревья. При размещении указанного объекта нарушаются требования таблицы 3 СП 42.13330.2011 и п. 2.4.2.26 таблицы 33 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области, утвержденных постановлением администрации Ярославской области от 13.02.2088 N 33-а (нормативное расстояние от наружной стены предполагаемого объекта до оси ствола дерева - 5,0 метра);
- - по запрашиваемому земельному участку проходят сети инженерно-технического обеспечения: воздушная кабельная линия (охранная зона - 2,0 метра согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.07.209 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), водопровод d=100 мм (нормативное расстояние по горизонтали от водопровода до фундаментов зданий и сооружений - 5 метров, согласно таблице 15 СП 42.13330.2011 "Градостроительство"); теплотрассы d=125 мм и d=100 мм (нормативное расстояние по горизонтали от подземных инженерных сетей теплотрассы до фундаментов зданий и сооружений - 2,0 метра согласно таблицы 3* СНиП2.04.07-86* "Тепловые сети") и расположена тепловая камера;
- - согласно пункту 7.5 СП 42.13330.2011 "Градостроительство" в кварталах жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения. Расчет площадей нормируемых элементов дворового благоустройства (площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей и озеленения) осуществляется в соответствии с таблицей 10 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области. Размещение объектов капитального строительства на дворовой территории, в сложившейся жилой застройке, невозможно без выполнения вышеуказанных расчетов для существующих зданий и выполнения требований обеспеченности населения элементами дворового устройства.
Письмом от 27.10.2011 N ИХ.28-8229/11 Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указанный приказ направил Обществу.
Посчитав, что данный приказ начальника Управления мэрии города Ярославля не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области N 21-з), пунктами 1.5 и 1.7 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия), разделом 10 <1> Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее - Положение о взаимодействии структурных подразделений), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля не подтвердили обоснованность оспариваемого приказа.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (часть 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность размещения на земельном участке того или иного объекта решается уполномоченным органом с учетом градостроительных норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Ярославской области N 21-з распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
В пункте 1.2 Порядка взаимодействия предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области осуществляет подготовку информации о наличии или отсутствии заявителей и правообладателей на испрашиваемый земельный участок и об объектах недвижимости, расположенных на нем, их правообладателях, а также о разрешенном использовании земельного участка, о возможности и целесообразности размещения предполагаемого объекта строительства; для подготовки указанной выше информации департамент вправе направлять запросы; поступившую информацию направляет в комиссию Правительства области по рассмотрению заявлений о представлении земельных участков в городе Ярославле.
На основании соответствующего решения указанной комиссии департамент управления государственным имуществом Ярославской области обращается в орган местного самоуправления, который в течение 75 дней со дня поступления такого обращения обеспечивает проведение определенных мероприятий (подпункт 1.5 пункта 1 Порядка взаимодействия), в том числе выбор земельного участка.
Акт о выборе земельного участка для строительства с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора в срок, указанный в подпункте 1.5 данного пункта Порядка взаимодействия, представляется уполномоченным органом местного самоуправления в Департамент управления государственным имуществом Ярославской области. В случае невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства по основаниям, установленным действующим законодательством, органы (орган) местного самоуправления принимают(ет) решение об отказе в проведении мероприятий, установленных подпунктом 1.5 данного Порядка взаимодействия, с указанием причин отказа. Решение об отказе принимается не позднее срока, установленного в подпункте 1.5 данного пункта Порядка взаимодействия, и направляется в департамент в течение пяти рабочих дней с момента его принятия для последующего вынесения его на рассмотрение комиссии. Комиссия в течение десяти рабочих дней принимает решение об отказе в размещении объекта (пункт 1.7 Порядка взаимодействия).
Управленческие действия структурных подразделений для выполнения органами городского самоуправления публичных функций в сфере земельных отношений, в том числе при осуществлении выбора земельного участка для строительства, распоряжение которым осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области, определены Положением о взаимодействии (пункт 1.4 Порядка взаимодействия).
Согласно разделу 10 <1> Положения о взаимодействии при осуществлении выбора земельного участка для строительства, распоряжение которым осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области, взаимодействие структурных подразделений при работе с поступившим заявлением о выборе земельного участка осуществляется в порядке, аналогичном установленному разделом 3 Положения, за исключением следующих особенностей: при невозможности выбора земельного участка для строительства Управление земельных ресурсов осуществляет подготовку приказа начальника данного управления об отказе в выборе земельного участка для строительства; в случае положительного решения вопроса о выборе земельного участка для строительства Управление земельных ресурсов осуществляет информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства и после получения из Департамента архитектуры информации о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения осуществляет в течение месяца подготовку проекта постановления мэра об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и оформлении акта о выборе земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в размещении салона красоты послужило нахождение на испрашиваемом земельном участке сети инженерно-технического обеспечения, деревья которые произрастают на данном участке, а также в кварталах жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, сети водопровода являются недействующими; согласно письму от 18.04.2012 N 01-10/1174 у территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля, в чьи полномочия входит решение вопросов благоустройства территории, отсутствуют принципиальные возражения по переносу игровых и хозяйственных элементов, установленных в границах испрашиваемого Обществом земельного участка; перечень мероприятий на электроснабжение салона красоты, указанных в письме от 11.03.2012 N 142 открытого акционерного общества "Яргорэлектросеть", в частности, разрешение Обществу запроектировать и выполнить вынос электрических сетей; согласно представленной Обществом в суд схемы запрашиваемого участка с возможной посадкой капитального здания теплосеть, проходящая по данному земельному участку, не препятствует осуществлению строительства; согласно Перечетной ведомости зеленых насаждений, попадающих в зону предполагаемого строительства, выполненную индивидуальным предпринимателем Хромовой Г.А. в место посадки здания попадает только несколько деревьев: N 11 - ясень, диаметром 42 сантиметра, ствол кривой, состояние удовлетворительное, N 30 - ясень, 2 штуки, 4 x 4 сантиметра, состояние хорошее, N 7 - группа деревьев 7 штук, диаметром от 4 до 6 сантиметров, которые могут быть пересажены, то есть сносу подлежит только одно дерево диаметром 42 сантиметра, имеющее удовлетворительное состояние.
Таким образом, суды, с учетом постановления мэра города Ярославля от 17.06.2010 N 2409 "Об утверждении Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля" пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемой ситуации наличие в границах испрашиваемого Обществом земельного участка деревьев не является препятствием для выбора земельного участка.
Довод по вопросу размещения в пределах испрашиваемого земельного участка площадки общего пользования признается несостоятельным, поскольку согласно письму от 18.04.2012 N 01-10/1174 Территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля, в чьи полномочия входит решение вопросов благоустройства территории, не имеет принципиальных возражений по переносу малых архитектурных форм, установленных в границах испрашиваемого Обществом земельного участка. Кроме того, игровые и хозяйственные элементы сильно изношены, поэтому при перестановке могут разрушиться, в связи с чем предложено предусмотреть установку новых объектов, а набор необходимых элементов и места возможного их размещения согласовать в процессе формирования плана благоустройства территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля не доказали обоснованность отказа в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения салона красоты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А82-17321/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2013 ПО ДЕЛУ N А82-17321/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. по делу N А82-17321/2011
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012,
принятое судьей Сорокиной С.Р., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.,
по делу N А82-17321/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославский Торговый дом Сити Груп"
(ИНН: 7604076358, ОГРН: 1057600593082)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля
(ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345),
Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469),
Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии города Ярославля
(ИНН: 7604058662, ОГРН: 1027600681580)
о признании незаконным ненормативного правового акта
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярославский Торговый дом Сити Групп" (далее - ООО "Ярославский Торговый дом Сити Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление мэрии города Ярославля), Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент архитектуры) о признании незаконным приказа начальника Управления мэрии города Ярославля от 29.09.2011 N 2752 "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля"; об обязании Департамента архитектуры издать приказ, утверждающий список организаций, осуществляющих выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства - здания салона красоты с инженерными коммуникациями, расположенного на земельном участке по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля к сетям инженерно-технического обеспечения, список органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования в отношении указанного объекта, указанный приказ направить в Управление мэрии города Ярославля, осуществить сбор технических условий и согласований, после чего направить в Управление мэрии города Ярославля информацию о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения; об обязании Управления мэрии города Ярославля осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка по адресу: улица Карла Либкнехта, напротив дома N 4 в Ленинском районе города Ярославля для строительства капитального здания салона красоты с инженерными коммуникациями.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012 заявленные требования Общества удовлетворены, производство по делу в части требований, заявленных к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, прекращено.
Постановлением второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент архитектуры не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют материалам дела. По его мнению, размещение салона красоты на спорном земельном участке противоречит генеральному плану города Ярославля и основным принципам законодательства о градостроительной деятельности, установленным статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, еще одним основанием невозможности предоставления спорного земельного участка под размещение салона красоты является наличие площадки общего пользования, это имеющиеся на спорном земельном участке зеленые насаждения, игровая и хозяйственная площадки. Указанные элементы являются объектами благоустройства дворовой территории на испрашиваемом земельном участке.
Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Департамента архитектуры, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ярославский Торговый дом Сити Групп" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 24.05.2011 о выборе земельного участка примерной площадью 2561 квадратный метр и предварительном согласовании места размещения объекта - капитального здания салона красоты с инженерными коммуникациями по адресу: город Ярославль, Ленинский район, напротив дома N 4 по улице Карла Либкнехта.
Данное заявление рассмотрено на заседании комиссии Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в городе Ярославле.
На основании решения комиссии в органы местного самоуправления мэрии города Ярославля было направлено обращение о проведении мероприятий по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта.
Департамент архитектуры, рассмотрев обращение Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, составил предварительное заключение от 08.09.2011 N 205, согласно которому размещение объекта на испрашиваемом земельном участке невозможно.
Приказом от 29.09.2011 N 2752 Управление мэрии города Ярославля отказало Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения указанного объекта. Данное решение мотивировано следующими обстоятельствами:
- - на территории запрашиваемого участка произрастают деревья. При размещении указанного объекта нарушаются требования таблицы 3 СП 42.13330.2011 и п. 2.4.2.26 таблицы 33 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области, утвержденных постановлением администрации Ярославской области от 13.02.2088 N 33-а (нормативное расстояние от наружной стены предполагаемого объекта до оси ствола дерева - 5,0 метра);
- - по запрашиваемому земельному участку проходят сети инженерно-технического обеспечения: воздушная кабельная линия (охранная зона - 2,0 метра согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.07.209 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), водопровод d=100 мм (нормативное расстояние по горизонтали от водопровода до фундаментов зданий и сооружений - 5 метров, согласно таблице 15 СП 42.13330.2011 "Градостроительство"); теплотрассы d=125 мм и d=100 мм (нормативное расстояние по горизонтали от подземных инженерных сетей теплотрассы до фундаментов зданий и сооружений - 2,0 метра согласно таблицы 3* СНиП2.04.07-86* "Тепловые сети") и расположена тепловая камера;
- - согласно пункту 7.5 СП 42.13330.2011 "Градостроительство" в кварталах жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения. Расчет площадей нормируемых элементов дворового благоустройства (площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей и озеленения) осуществляется в соответствии с таблицей 10 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области. Размещение объектов капитального строительства на дворовой территории, в сложившейся жилой застройке, невозможно без выполнения вышеуказанных расчетов для существующих зданий и выполнения требований обеспеченности населения элементами дворового устройства.
Письмом от 27.10.2011 N ИХ.28-8229/11 Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указанный приказ направил Обществу.
Посчитав, что данный приказ начальника Управления мэрии города Ярославля не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области N 21-з), пунктами 1.5 и 1.7 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия), разделом 10 <1> Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее - Положение о взаимодействии структурных подразделений), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля не подтвердили обоснованность оспариваемого приказа.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (часть 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность размещения на земельном участке того или иного объекта решается уполномоченным органом с учетом градостроительных норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Ярославской области N 21-з распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
В пункте 1.2 Порядка взаимодействия предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области осуществляет подготовку информации о наличии или отсутствии заявителей и правообладателей на испрашиваемый земельный участок и об объектах недвижимости, расположенных на нем, их правообладателях, а также о разрешенном использовании земельного участка, о возможности и целесообразности размещения предполагаемого объекта строительства; для подготовки указанной выше информации департамент вправе направлять запросы; поступившую информацию направляет в комиссию Правительства области по рассмотрению заявлений о представлении земельных участков в городе Ярославле.
На основании соответствующего решения указанной комиссии департамент управления государственным имуществом Ярославской области обращается в орган местного самоуправления, который в течение 75 дней со дня поступления такого обращения обеспечивает проведение определенных мероприятий (подпункт 1.5 пункта 1 Порядка взаимодействия), в том числе выбор земельного участка.
Акт о выборе земельного участка для строительства с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора в срок, указанный в подпункте 1.5 данного пункта Порядка взаимодействия, представляется уполномоченным органом местного самоуправления в Департамент управления государственным имуществом Ярославской области. В случае невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства по основаниям, установленным действующим законодательством, органы (орган) местного самоуправления принимают(ет) решение об отказе в проведении мероприятий, установленных подпунктом 1.5 данного Порядка взаимодействия, с указанием причин отказа. Решение об отказе принимается не позднее срока, установленного в подпункте 1.5 данного пункта Порядка взаимодействия, и направляется в департамент в течение пяти рабочих дней с момента его принятия для последующего вынесения его на рассмотрение комиссии. Комиссия в течение десяти рабочих дней принимает решение об отказе в размещении объекта (пункт 1.7 Порядка взаимодействия).
Управленческие действия структурных подразделений для выполнения органами городского самоуправления публичных функций в сфере земельных отношений, в том числе при осуществлении выбора земельного участка для строительства, распоряжение которым осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области, определены Положением о взаимодействии (пункт 1.4 Порядка взаимодействия).
Согласно разделу 10 <1> Положения о взаимодействии при осуществлении выбора земельного участка для строительства, распоряжение которым осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области, взаимодействие структурных подразделений при работе с поступившим заявлением о выборе земельного участка осуществляется в порядке, аналогичном установленному разделом 3 Положения, за исключением следующих особенностей: при невозможности выбора земельного участка для строительства Управление земельных ресурсов осуществляет подготовку приказа начальника данного управления об отказе в выборе земельного участка для строительства; в случае положительного решения вопроса о выборе земельного участка для строительства Управление земельных ресурсов осуществляет информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства и после получения из Департамента архитектуры информации о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения осуществляет в течение месяца подготовку проекта постановления мэра об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и оформлении акта о выборе земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в размещении салона красоты послужило нахождение на испрашиваемом земельном участке сети инженерно-технического обеспечения, деревья которые произрастают на данном участке, а также в кварталах жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, сети водопровода являются недействующими; согласно письму от 18.04.2012 N 01-10/1174 у территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля, в чьи полномочия входит решение вопросов благоустройства территории, отсутствуют принципиальные возражения по переносу игровых и хозяйственных элементов, установленных в границах испрашиваемого Обществом земельного участка; перечень мероприятий на электроснабжение салона красоты, указанных в письме от 11.03.2012 N 142 открытого акционерного общества "Яргорэлектросеть", в частности, разрешение Обществу запроектировать и выполнить вынос электрических сетей; согласно представленной Обществом в суд схемы запрашиваемого участка с возможной посадкой капитального здания теплосеть, проходящая по данному земельному участку, не препятствует осуществлению строительства; согласно Перечетной ведомости зеленых насаждений, попадающих в зону предполагаемого строительства, выполненную индивидуальным предпринимателем Хромовой Г.А. в место посадки здания попадает только несколько деревьев: N 11 - ясень, диаметром 42 сантиметра, ствол кривой, состояние удовлетворительное, N 30 - ясень, 2 штуки, 4 x 4 сантиметра, состояние хорошее, N 7 - группа деревьев 7 штук, диаметром от 4 до 6 сантиметров, которые могут быть пересажены, то есть сносу подлежит только одно дерево диаметром 42 сантиметра, имеющее удовлетворительное состояние.
Таким образом, суды, с учетом постановления мэра города Ярославля от 17.06.2010 N 2409 "Об утверждении Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля" пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемой ситуации наличие в границах испрашиваемого Обществом земельного участка деревьев не является препятствием для выбора земельного участка.
Довод по вопросу размещения в пределах испрашиваемого земельного участка площадки общего пользования признается несостоятельным, поскольку согласно письму от 18.04.2012 N 01-10/1174 Территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля, в чьи полномочия входит решение вопросов благоустройства территории, не имеет принципиальных возражений по переносу малых архитектурных форм, установленных в границах испрашиваемого Обществом земельного участка. Кроме того, игровые и хозяйственные элементы сильно изношены, поэтому при перестановке могут разрушиться, в связи с чем предложено предусмотреть установку новых объектов, а набор необходимых элементов и места возможного их размещения согласовать в процессе формирования плана благоустройства территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент архитектуры и Управление мэрии города Ярославля не доказали обоснованность отказа в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения салона красоты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А82-17321/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)