Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2013 ПО ДЕЛУ N А64-7051/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2013 г. по делу N А64-7051/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Завод подшипников скольжения": Чеботарева А.А., представителя по доверенности N 5 от 15.01.2013,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Госземкадастросъемка" в лице Центрально-Черноземного филиала - ВИСХАГИ: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества "Завод подшипников скольжения" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости, третьи лица: Администрация Тамбовской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Госземкадастросъемка" в лице Центрально-Черноземного филиала - ВИСХАГИ,

установил:

открытое акционерное общество "Завод подшипников скольжения" (ОАО "Завод подшипников скольжения", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. Поповича" (ФГУП "Госземкадастросъемка" - ВИСХАГИ в лице Центрально-Черноземного филиала, ответчик) и Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Тамбовской области (ФБУ "Кадастровая палата" по Тамбовской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 общей площадью 100 665 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, Успенская площадь, 1/188, по состоянию на 01.01.2009, равной рыночной стоимости, составляющей 201 855 471 руб. 30 коп.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.10.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области) и ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2011 по делу N А64-7051/2011 исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, администрация Тамбовской области в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила названное решение отменить.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 производство по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2011 по делу N А64-7051/2011 прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 отменено, дело N А64-7051/2011 направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 апелляционная жалоба администрации Тамбовской области, обратившейся в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принята к производству суда апелляционной инстанции.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация Тамбовской области (третье лицо).
Протокольным определением от 02.08.2013 Управление Росреестра по Тамбовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, ФГУП "Госземкадастросъемка" привлечено в качестве третьего лица.
В судебное заседание апелляционного суда представители ФГУП "Госземкадастросъемка" - ВИСХАГИ в лице Центрально-Черноземного филиала, Управления Росреестра по Тамбовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Тамбовской области", Администрации Тамбовской области не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении вышеназванных лиц о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в их отсутствие.
В ходе судебного заседания представитель ОАО "Завод подшипников скольжения" поддержал доводы искового заявления в полном объеме и просил суд заявленные требования удовлетворить, установить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с экспертным заключением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Завод подшипников скольжения" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0313016:71 общей площадью 100 665 кв. м, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Успенская площадь, 1/188, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АА 923324.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 составила 421 966 540 руб. 35 коп.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, ОАО "Завод подшипников скольжения" обратилось в ООО "Агропромстрой" для производства оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету N 40-Н-11 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 составила 201 855 471 руб. 30 коп.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ОАО "Завод подшипников скольжения" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей, а также сделать невозможными отдельные способы его использования. В то же время необходимо принять во внимание, что связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2007 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой, не завершились в указанный срок.
Соответственно, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для разрешения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 общей площадью 100 665 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Успенская площадь, 1/188, для целей установления кадастровой стоимости, Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом по ходатайству истца была назначена экспертиза. Производство экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Тамбов-Альянс", эксперту Полтораченко Петру Петровичу.
Согласно заключения эксперта N 1832с-13 от 17.07.2013 с учетом пояснительной записки исх. N 1 от 07.10.2013, полученному в рамках рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 общей площадью 100 665 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Успенская площадь, 1/188, по состоянию на 01.01.2007 составила 47 799 900 руб.
Исследовав представленный в материалы дела отчет независимого оценщика Полтораченко П.П. судебная коллегия не находит оснований считать его неполным или недостоверным и считает возможным основываться на его данных в силу следующего.
Вопрос об оценке соответствия кадастровой стоимости его рыночной оценке требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, предъявляются особые требования к квалификации лица, производящего оценку.
Из содержания отчета следует, что оценщик обладает специальным образованием (диплом о профессиональной переподготовке по специальности "оценка стоимости предприятия (бизнеса)", свидетельство о повышении квалификации по программе "оценочное дело"). Эксперт является членом НП СО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков". Деятельность оценщика застрахована в установленном законом порядке.
Выводы, изложенные в отчете, соответствуют предмету исследования, данным об объекте оценки, имеющимся в материалах дела, содержат необходимые обоснования и разъяснения. Использованные в расчетах допущения и ограничения обоснованы и мотивированы.
Кроме того, отчет содержит данные о терминах, методической литературе и законодательной основе произведенного исследования.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает заключение эксперта N 1832с-13 от 17.07.2013 с учетом пояснительной записки исх. N 1 от 07.10.2013 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) судебная коллегия полагает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2007.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, надлежащим ответчиком является орган кадастрового учета.
До 01.01.2013 полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", реализовывал орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестра по Тамбовской области. Принятое решение в силу требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, будет обязательным для исполнения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, с учетом обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По Соглашению сторон все судебные расходы по настоящему делу относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2011 по делу N А64-7051/2011 отменить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Завод подшипников скольжения" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313016:71 общей площадью 100 665 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Успенская площадь, 1/188 равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2007 в размере 47 799 900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА

Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.Б.СУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)