Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2008 N 15АП-1343/2008 ПО ДЕЛУ N А32-12587/2007-53/307

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2008 г. N 15АП-1343/2008

Дело N А32-12587/2007-53/307

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей Галова В.В., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А.
при участии:
от истца: Шимко Е.В., представитель, доверенность N 22 от 20.06.2007 г.
от ответчика: не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Югшинсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 г. по делу N А32-12587/2007-53/307
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Югшинсервис"
к ответчику Администрации муниципального образования г. Геленджик
третье лицо ТУ Росимущества по Краснодарскому краю
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Югшинсервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования г. Геленджик об обязании подготовить и подписать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:40:04 07 006:0024, площадью 131 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 310а, между ООО "Югшинсервис" и Администрацией МО г. Геленджик и направить его для подписания ООО "Югшинсервис".
Исковые требования мотивированы тем, что истец, как собственник объекта недвижимого имущества, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположена его недвижимость.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ТУ Росимущества по Краснодарскому краю.
Решением суда от 21.01.2008 г. в иске ООО "Югшинсервис" отказано. Решение мотивировано тем, что истец реализовал предоставленное ему статьей 36 Земельного кодекса РФ право путем заключения договора аренды земельного участка. Кроме того, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и в силу статьи 17 Земельного кодекса РФ относится к федеральной собственности, являясь ограниченным в обороте, не подлежит приватизации.
Общество с ограниченной ответственностью "Югшинсервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В судебном заседании ООО "Югшинсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация МО г. Геленджик просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо, ТУ Росимущество по КК, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом по правилам, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Югшинсервис" является собственником недвижимого имущества - магазин-навес-остановка, подвал, основная пристройка, литеры А, под А, А1, общей площадью 196,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 310а, что подтверждается свидетельством серии 23-АА N 948407 от 09.04.03 г. Также на праве собственности ООО "Югшинсервис" принадлежит земельный участок площадью 60 кв. м в г. Геленджике по ул. Луначарского, 310 с кадастровым номером 23:40:04 07 006:0010.
07.09.2005 г. между Администрацией МО г.-к. Геленджик и ООО "Югшинсервис" заключен договор аренды земельного участка N 4000001137 площадью 131 кв. м с кадастровым номером 23:40:04 07 006:0024, расположенного в г. Геленджике по ул. Луначарского, 310а для эксплуатации магазина-навеса-остановки. Договор заключен на срок до 06.07.2008 г., зарегистрирован в Главном управлении ФРС по КК 12.10.2005 г. за N 23 (лист дела 27 - 31).
27.04.2007 г. ООО "Югшинсервис" обратилось в Администрацию МО г.-к. Геленджик с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка, расположенного по ул. Луначарского, 310а в г. Геленджике, мотивировав тем, что ООО "Югшинсервис" является собственником объекта недвижимости - магазина-навеса-остановки, расположенного на арендованном земельном участке и собственником земельного участка площадью 60 кв. м, прилегающего к арендованному земельному участку (лист дела 7).
18.05.2007 г. истцу отказано в предоставлении земельного участка с указанием на реализацию его исключительного права путем заключения договора аренды (лист дела 8).
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункта 22 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственники зданий, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности. В силу пунктов 2 и 5 статьи 27 Кодекса земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Законом, предусматривающим отнесение земельных участков к конкретной форме собственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно пункта 6 статьи 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты - пункт 1 статьи 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно пункта 7 статьи 2 Закона, территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно пункта 4 статьи 31 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
На основании указанных выше законодательных актов следует вывод, что курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Закона "Об особо охраняемых природных территориях", и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В данном случае право государственной собственности возникает на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре, статья 17 Земельного кодекса РФ не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь.
Несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что согласно данным кадастрового учета, спорные земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, в связи с чем не может являться землей особо охраняемых территорий, поскольку на земельные участки, расположенные на территории федерального курорта Геленджика, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:40:04 07 006:0024, расположенный по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 310а, общей площадью 131 кв. м, установлен режим особо охраняемой территории в соответствии с Законом, независимо от категории земельного участка.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка в пределах особо охраняемой территории федерального значения и не подлежащего приватизации в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы надлежит возложить на заявителя жалобы. ООО "Югшинсервис" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., что подтверждается платежным поручением N 8832 от 20.02.2008 г. (лист дела 118).
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 г. по делу А32-12587/2007-53/307 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи
В.В.ГАЛОВ
Л.А.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)