Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2013 ПО ДЕЛУ N А06-1557/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу N А06-1557/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (ОГРН 1093015001375, ИНН 3015086479, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Советская, 12)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2013 года по делу N А06-1557/2013 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518 ИНН 7736050003, адрес местонахождения: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, 16)
к Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области (ОГРН 1093015001375, ИНН 3015086479, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Советская, 12)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (ОГРН 1023001538460, ИНН 3006006420, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Ленина/Бабушкина, 30/33, строение А)
Правительство Астраханской области (ОГРН 1033000825395, ИНН 3015064468, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Советская, 14)
о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайств и переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", содержащегося в письме от 03.08.2012 N К5613К-1/7,
при участии в судебном заседании представителей:
ОАО "Газпром" - Алферьев П.Н., действующий на основании доверенности от 02.12.2011 N 30АА0093967,
Агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещено,
ООО "Газпром добыча Астрахань" - не явился, извещено,
Правительства Астраханской области - не явился, извещено,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, ОАО "Газпром", Общество) с заявлением о признании незаконным отказа Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - Агентство по управлению государственным имуществом) в рассмотрении ходатайств от 26.11.2012 N 05/0104-11760, N 05/0104-11780, N 05/0104-11782, N 05/0104-11784, N 05/0104-11786 и переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", содержащегося в письме от 03.08.2012 N К5613К-1/7.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань"), Правительство Астраханской области.
Решением от 28 июня 2013 года Арбитражный суд Астраханской области отказ Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в рассмотрении ходатайств от 26.11.2012 N 05/0104-11760, N 05/0104-11780, N 05/010411782, N 05/0104-11784, N 05/0104-11786 и переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", содержащийся в письме от 03.08.2012 N К5613К-1/7, признал незаконным.
Суд также обязал Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть ходатайства ОАО "Газпром" от 26.11.2012 N 05/0104-11760, N 05/0104-11780, N 05/0104-11782, N 05/0104-11784, N 05/0104-11786 о переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", в соответствии с пунктом 2.8. Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области сформировать пакет документов для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и направить данный пакет документов в установленном законом порядке в Правительство Астраханской области для разрешения вопроса по существу.
Кроме того, суд взыскал с Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в пользу ОАО "Газпром" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Суд также возвратил ОАО "Газпром" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 2 000 рублей.
Агентство по управлению государственным имуществом не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
ОАО "Газпром" и в порядке ООО "Газпром добыча Астрахань" статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Астраханской области в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Агентство по управлению государственным имуществом извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 80396 6 и N 80397 3 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Агентство не обеспечило.
ООО "Газпром добыча Астрахань" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80398 0 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Правительство Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80399 7 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30 августа 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления производственной деятельности ОАО "Газпром" эксплуатирует земельные участки, занятые линейными объектами: магистральными газопроводами, газораспределительными станциями и другими объектами. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В целях включения указанных земельных участков в состав земель транспорта для размещения и эксплуатации линейных объектов Единой системы газоснабжения, ОАО "Газпром" обратилось в Правительство Астраханской области с ходатайствами от 26.11.2012 N 05/0104-11760, N 05/0104-11779, N 05/0104-11780, N 05/0104-11782, N 05/0104-11784 и N 05/0104-11786 о переводе их из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" (том 1 л.д. 10, 92, том 2 л.д. 1, 74, том 3 л.д. 1, 79).
Письмом от 27.12.2012 N К10850П-2/7 Агентство отказало в рассмотрении названных ходатайств и возвратило материалы Обществу (том 3 л.д. 154-155).
В названном письме Агентство также указало, что в нарушение требования пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" заявителем не были приложены утвержденные в установленном законом порядке проекты рекультивации частей сельскохозяйственных угодий, предоставляемых на период строительства линейных объектов.
Считая отказ Агентства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, обжалуемый отказ Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в рассмотрении ходатайств от 26.11.2012 N 05/0104-11760, N 05/0104-11780, N 05/0104-11782, N 05/010411784, N 05/0104-11786 и переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", формализованный в письме от 03.08.2012 N К5613К-1/7, принят Агентством с превышением полномочий. Фактически Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области отказало заявителю в переводе землепользований из одной категории земель в другую, взяв на себя полномочия Правительства Астраханской области, что влечет незаконность такого отказа.
Установленные статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" основания для отказа в рассмотрении ходатайства ОАО "Газпром", отсутствовали.
При этом суд счел необходимым возложить на Агентство по управлению государственным имуществом Астраханкой области обязанность по рассмотрению соответствующего ходатайства и совершить определенные действия, предусмотренные нормативными правовыми актами: сформировать пакет документов для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и направить данный пакет документов в установленном законом порядке в Правительство Астраханской области для разрешения вопроса по существу.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
В части 3 статьи 2 того же Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в части 4 этой же статьи - перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.
Частью 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в двух случаях - если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по установленным названной нормой основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
На территории Астраханской области перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется на основании распоряжения Правительства Астраханской области, которое в соответствии со статьей 17 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" от 05.06.2009 года N 42/2009-ОЗ осуществляет перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся федеральной собственности, в другие категории земель.
Как указано выше, заявитель с соответствующими заявлениями о переводе земельных участков под линейными объектами: магистральными газопроводами, газораспределительными станциями и другими объектами из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" обратилось в уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства орган - Правительство Астраханской области.
Согласно пункту 2.8 Постановления Правительства Астраханской области "Об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области" от 01.04.2009 года N 127-П Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляет по данному вопросу только следующие полномочия - формирует пакет документов для принятия решения об отнесении земель к категориям и осуществления перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Агентство не имело полномочий для возврата без рассмотрения заявления Общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Агентства о том, что оно уполномочено было отказать в рассмотрении ходатайства, т.к. исполняло резолюцию заместителя председателя Правительства Астраханской области: "прошу рассмотреть".
Как указано выше, уполномоченный орган на рассмотрение подобного рода заявлений в Астраханской области является Правительство Астраханской области.
В соответствии с вышеназванными нормами Закона N 172-ФЗ, Правительство Астраханской области при поступлении заявления о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую вправе:
- - отказать в рассмотрении ходатайства;
- - рассмотреть по существу и принять одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области такими полномочиями не обладает.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что установленные статьей 3 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 года N 172-ФЗ основания для отказа в рассмотрении ходатайства ОАО "Газпром", отсутствовали.
Во-первых, данный вывод судом не мотивирован.
Во-вторых, в рассматриваемом случае, уполномоченный орган - Правительство Астраханской области в рассмотрении ходатайства не отказывало, выводов о наличии оснований не возврата документов не делало.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части восстановления нарушенного права: обязания Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть ходатайства ОАО "Газпром" о переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения", в соответствии с п. 2.8. Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области сформировать пакет документов для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и направить данный пакет документов в установленном законом порядке в Правительство Астраханской области для разрешения вопроса по существу, поскольку Агентство не уполномочено на рассмотрение такого рода ходатайств, а вывод о разрешении вопроса по существу является преждевременным, так как уполномоченный орган выводов относительно поступивших ходатайств не делал.
В качестве восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции считает необходимым в рамках полномочий Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по данному вопросу обязать его в соответствии с пунктом 2.8. Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области сформировать пакет документов для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и направить данный пакет документов в Правительство Астраханской области для рассмотрения ходатайств ОАО "Газпром" от 26.11.2012 года N 05/0104-11760, 05/0104-11780, 05/0104-11782, 05/0104-11784, 05/0104-11786 о переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В остальной части решение суда является правомерным, отмене, либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2013 года по делу N А06-1557/2013 изменить в части указания способа восстановления нарушенного права заявителя.
Обязать Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в соответствии с пунктом 2.8. Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области сформировать пакет документов для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и направить данный пакет документов в Правительство Астраханской области для рассмотрения ходатайств ОАО "Газпром" от 26.11.2012 года NN 05/0104-11760, 05/0104-11780, 05/0104-11782, 05/0104-11784, 05/0104-11786 о переводе землепользований из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)