Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ИНН: 7720137040, ОГРН: 1027739238636): Абдрашитов Т.Б. - по доверенности N 15/04 от 21 апреля 2013 года,
от заинтересованных лиц:
от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757): не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Ермоленко С.В. - по доверенности N 24-д от 10 июня 2013 года,
от Инспекции ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району: не явился, извещен надлежащим образом,
от Правительства Московской области Российской Федерации: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года по делу N А41-41710/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц: администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, инспекции ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району, Правительства Московской области Российской Федерации, о признании не соответствующей рыночной стоимости, об обязании внести изменения в ГКН,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (далее - ООО "Аконит-М") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с требованиями:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114806400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194986400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102 и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения;
- - обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 рубля 27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36341600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63597800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (том 1, л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 2, л.д. 38 - 41).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, инспекция ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району, Правительство Московской области Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2, л.д. 45 - 47).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ООО "Аконит-М", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Аконит-М" является правообладателем двух земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования со следующими характеристиками:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 80000 кв. м адрес: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке 12 октября 2009, при этом его кадастровая стоимость составила 3659200 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 45 руб. 74 коп.
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120102:20, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 140000 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке 12 октября 2009 года. При этом его кадастровая стоимость составила 101302600 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 723 руб. 59 коп.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, по состоянию на 01 января 2010 года были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (далее - УПКСЗ) указанных кадастровых кварталов и кадастровая стоимость указанных участков установлена путем умножения УПКСЗ на площадь участков, а именно:
- кадастровый номер 50:05:0110210:36 - УПКЗС составила 1435,08, соответственно кадастровая стоимость 114806400 руб.
- кадастровый номер 50:05:0120102:20 - УПКЗС составила 1392,76, соответственно кадастровая стоимость 194986400 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "Аконит-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными в силу следующего.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 года N 39),
Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положения пункта 1.2 Методических указаний от 15 февраля 2007 года N 39 предполагают определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен - для жилой застройки средней этажности.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
По заказу заявителя обществом с ограниченной ответственностью "Коррект-оценка" была проведена оценка земельных участков.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 1822 от 13 августа 2012, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 общей площадью 80000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 36341600 руб., соответственно, рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454, 27 руб. (том 1, л.д. 54 - 124).
Также, согласно отчету об оценке N 1823 от 13 августа 2012, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 общей площадью 140000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 63597800 руб., соответственно, рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454,27 руб. (том 1, л.д. 125 - 196).
Суд первой инстанции, исследовав представленные заявителем отчеты об оценке N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 года установил, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В данных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости. Отчеты выполнены на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки N 1 - 5.
Согласно пункту 5 ФСО N 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО N 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
Таким образом, из определения рыночной стоимости земельного участка, содержащегося в федеральных стандартах оценки, не следует, что при определении такой стоимости должны учитываться существующие улучшения (здания, строения, сооружения, полезные ископаемые).
В частности, объекты недвижимости и земельный участок являются отдельными объектами гражданских прав, которые могут в равной степени участвовать в гражданском обороте, и выступают отдельными объектами оценки (статьи 128, 261 Гражданского кодекса РФ, статьи 6, 15 Земельного кодекса РФ и др.). Земельный участок и объекты недвижимости на нем представляют самостоятельную экономическую ценность с точки зрения хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Соответственно стоимость объектов недвижимости не может поглощаться рыночной стоимостью земельного участка. Иное противоречило бы существующим методологическим и методическим подходам в оценочной деятельности.
В разъяснениях Минэкономразвития Российской Федерации от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости" и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований ООО "Аконит-М" о признании не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114806400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения и признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194986400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, а также обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения.
В свою очередь, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца суд области обоснованно обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 рубля 27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36 341 600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости и внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63597800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Подлежат отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств по делу представленные ООО "Аконит-М" отчеты N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 года в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск наступления последствий совершения или несовершения лицом, участвующим в деле, процессуальных действий лежит на участнике процесса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с предложением суда первой инстанции ООО "Аконит-М" было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы о проверке представленных отчетов об оценке N 1822, N 1823 от 13 августа 2012 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности (т. 2, л.д. 28).
Вместе с тем, согласно протоколу судебного заседания от 13.02.2013 года представители ФГБУ ФКП Московской области и администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения данного ходатайства (т. 2, л.д. 30).
В последующем ООО "Аконит-М" ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы при наличии возражений иных лиц поддержано не было.
Так, в протоколе судебного заседания от 26.02.2013 года отражено, что ходатайств лицами, участвующими в деле, не заявлено (т. 2, л.д. 36).
Возражая против достоверности и обоснованности представленных отчетов, заявитель апелляционной жалобы не представил доказательств их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и не заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Поскольку Администрация не воспользовалась правом, предоставленным процессуальным законом, не заявила ходатайство о проведении экспертизы в суде первой инстанции и, более того, возражала против удовлетворения такого ходатайства, заявленного ООО "Аконит-М", доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года по делу N А41-41710/12 (с учетом определения от 16 апреля 2013 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41710/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А41-41710/12
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ИНН: 7720137040, ОГРН: 1027739238636): Абдрашитов Т.Б. - по доверенности N 15/04 от 21 апреля 2013 года,
от заинтересованных лиц:
от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757): не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Ермоленко С.В. - по доверенности N 24-д от 10 июня 2013 года,
от Инспекции ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району: не явился, извещен надлежащим образом,
от Правительства Московской области Российской Федерации: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года по делу N А41-41710/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц: администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, инспекции ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району, Правительства Московской области Российской Федерации, о признании не соответствующей рыночной стоимости, об обязании внести изменения в ГКН,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (далее - ООО "Аконит-М") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с требованиями:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114806400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194986400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102 и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения;
- - обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 рубля 27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36341600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;
- - обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63597800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (том 1, л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 2, л.д. 38 - 41).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, инспекция ФНС Российской Федерации по Сергиево-Посадскому району, Правительство Московской области Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2, л.д. 45 - 47).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ООО "Аконит-М", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Аконит-М" является правообладателем двух земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования со следующими характеристиками:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 80000 кв. м адрес: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке 12 октября 2009, при этом его кадастровая стоимость составила 3659200 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 45 руб. 74 коп.
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120102:20, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 140000 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке 12 октября 2009 года. При этом его кадастровая стоимость составила 101302600 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 723 руб. 59 коп.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, по состоянию на 01 января 2010 года были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (далее - УПКСЗ) указанных кадастровых кварталов и кадастровая стоимость указанных участков установлена путем умножения УПКСЗ на площадь участков, а именно:
- кадастровый номер 50:05:0110210:36 - УПКЗС составила 1435,08, соответственно кадастровая стоимость 114806400 руб.
- кадастровый номер 50:05:0120102:20 - УПКЗС составила 1392,76, соответственно кадастровая стоимость 194986400 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "Аконит-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными в силу следующего.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 года N 39),
Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положения пункта 1.2 Методических указаний от 15 февраля 2007 года N 39 предполагают определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен - для жилой застройки средней этажности.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
По заказу заявителя обществом с ограниченной ответственностью "Коррект-оценка" была проведена оценка земельных участков.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 1822 от 13 августа 2012, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 общей площадью 80000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 36341600 руб., соответственно, рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454, 27 руб. (том 1, л.д. 54 - 124).
Также, согласно отчету об оценке N 1823 от 13 августа 2012, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 общей площадью 140000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 63597800 руб., соответственно, рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454,27 руб. (том 1, л.д. 125 - 196).
Суд первой инстанции, исследовав представленные заявителем отчеты об оценке N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 года установил, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В данных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости. Отчеты выполнены на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки N 1 - 5.
Согласно пункту 5 ФСО N 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО N 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
Таким образом, из определения рыночной стоимости земельного участка, содержащегося в федеральных стандартах оценки, не следует, что при определении такой стоимости должны учитываться существующие улучшения (здания, строения, сооружения, полезные ископаемые).
В частности, объекты недвижимости и земельный участок являются отдельными объектами гражданских прав, которые могут в равной степени участвовать в гражданском обороте, и выступают отдельными объектами оценки (статьи 128, 261 Гражданского кодекса РФ, статьи 6, 15 Земельного кодекса РФ и др.). Земельный участок и объекты недвижимости на нем представляют самостоятельную экономическую ценность с точки зрения хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Соответственно стоимость объектов недвижимости не может поглощаться рыночной стоимостью земельного участка. Иное противоречило бы существующим методологическим и методическим подходам в оценочной деятельности.
В разъяснениях Минэкономразвития Российской Федерации от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости" и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований ООО "Аконит-М" о признании не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114806400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения и признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194986400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, а также обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения.
В свою очередь, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца суд области обоснованно обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 рубля 27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36 341 600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости и внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63597800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Подлежат отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств по делу представленные ООО "Аконит-М" отчеты N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 года в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск наступления последствий совершения или несовершения лицом, участвующим в деле, процессуальных действий лежит на участнике процесса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с предложением суда первой инстанции ООО "Аконит-М" было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы о проверке представленных отчетов об оценке N 1822, N 1823 от 13 августа 2012 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности (т. 2, л.д. 28).
Вместе с тем, согласно протоколу судебного заседания от 13.02.2013 года представители ФГБУ ФКП Московской области и администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения данного ходатайства (т. 2, л.д. 30).
В последующем ООО "Аконит-М" ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы при наличии возражений иных лиц поддержано не было.
Так, в протоколе судебного заседания от 26.02.2013 года отражено, что ходатайств лицами, участвующими в деле, не заявлено (т. 2, л.д. 36).
Возражая против достоверности и обоснованности представленных отчетов, заявитель апелляционной жалобы не представил доказательств их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и не заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Поскольку Администрация не воспользовалась правом, предоставленным процессуальным законом, не заявила ходатайство о проведении экспертизы в суде первой инстанции и, более того, возражала против удовлетворения такого ходатайства, заявленного ООО "Аконит-М", доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 года по делу N А41-41710/12 (с учетом определения от 16 апреля 2013 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)