Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мартынова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Е. - М. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года по делу по заявлению Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации <...> сельсовета <...> района Алтайского края (далее - <...> сельсовет) в согласовании границ земельного участка площадью <...> кв. м для огородничества в <адрес>, отраженного в письме от ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленного требования ссылался на то, что ДД.ММ.ГГ обратился к главе названного сельсовета с заявлением о выделении земельного участка для огородничества возле его дома по <адрес>, предварительно выделение земельного участка площадью <...> кв. м было согласовано и рекомендовано проведение соответствующих кадастровых работ. По его заданию кадастровым инженером ООО "<М.>" выполнены работы по получению сведений о земельном участке и смежных землепользователях, составлена схема расположения земельного участка. Оспариваемым отказом нарушено его право пользования земельным участком в соответствии со ст. ст. 43, 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя - М. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требования, ссылаясь на ранее изложенные обстоятельства, дополнительно указывая, что судом сделан ошибочный вывод о не нарушении оспариваемым решением прав заявителя и отсутствии препятствий для дальнейшего оформления права на земельный участок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя Е. и его представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
На территории <...> района действует Порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах муниципального образования <...> район, принятый решением <...> районного Совета народных депутатов Алтайского края от 30 июня 2009 года N *** (далее - Порядок).
Согласно части 10 главы I Порядка, для приобретения прав на земельные участки граждане и юридические лица обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района (далее - уполномоченный орган), с соответствующим заявлением на имя главы администрация района. В заявлении указывается: для граждан - фамилия, имя отчество, место жительства, паспортные данные, ИНН при его наличии; цель использования земельного участка; предполагаемые размеры; местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, определенные, в том числе частью 3 главы VI настоящего Порядка. Решение о предоставлении земельного участка принимается администрацией района.
Часть 3 главы VI Порядка предусматривает, что заинтересованное лицо в получении земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства подает в уполномоченный орган заявление на имя главы администрации района, согласованное главой соответствующего сельсовета. К заявлению прилагается кадастровый план земельного участка, в случае его отсутствия схема расположения земельного участка, согласованная отделом архитектуры с указанием площади, категории земель, местоположения земельного участка, а также документы, указанные в пункте 10 главы I.
В целях обеспечения процедуры предоставления земельных участков на принципах публичности, прозрачности и справедливости уполномоченный орган осуществляет опубликование информации о предоставлении данного земельного участка в аренду в газете "Первомайский вестник" с указанием информации о площади земельного участка, местоположении и разрешенном использовании. Уполномоченный орган на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня поступления заявлений утверждает и выдает заявителям схему расположения земельного участка. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4 гл. VI Порядка).
По смыслу вышеприведенных норм, схема расположения земельного участка подлежит согласованию с отделом архитектуры, а органом, уполномоченным на ее утверждение, является комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Е. обратился к главе <...> сельсовета с заявлением о выделении земельного участка под огород у дома по <адрес>. В тот же день главой сельсовета путем наложения на заявление резолюции согласовано выделение земельного участка под огород.
В 2012 году в устной форме Е. обратился к главе <...> сельсовета для согласования схемы расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГ администрацией <...> сельсовета заявителю дан ответ о невозможности согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на то, что часть данного участка является местом общественного пользования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку обязательного согласования схемы расположения земельного участка с главой сельсовета Порядком не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказ администрации <...> сельсовета в согласовании границ земельного участка препятствует обращению заявителя в администрацию <...> района для предоставления участка, не принимается во внимание.
Из содержания вышеназванных норм не следует, что такой отказ препятствует заявителю обратиться для согласования данной схемы в отдел архитектуры, после чего - для ее утверждения в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района как уполномоченный орган.
Следует отметить, что согласование не означает обязательного согласия, а предполагает выражение мнения по рассматриваемому вопросу. При ином понимании мнение главы сельсовета при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае его не согласия, исключало бы возможность принятия решения по существу вопроса уполномоченным органом, что недопустимо.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Бремя доказывания нарушения оспариваемыми действиями прав, свобод или законных интересов возлагается на заявителя (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку судом установлено, что оспариваемым отказом администрации <...> сельсовета в согласовании границ земельного участка права заявителя не нарушены, а также не создано препятствий к обращению за предоставлением земельного участка оснований к удовлетворению требований не имелось.
При этом заявитель вправе оспорить в судебном порядке как решение по вопросу утверждения вышеуказанной схемы, принятое уполномоченным органом, так и решение администрации района по вопросу предоставления земельного участка.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. - М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4095/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-4095/2013
Судья Мартынова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Е. - М. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года по делу по заявлению Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации <...> сельсовета <...> района Алтайского края (далее - <...> сельсовет) в согласовании границ земельного участка площадью <...> кв. м для огородничества в <адрес>, отраженного в письме от ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленного требования ссылался на то, что ДД.ММ.ГГ обратился к главе названного сельсовета с заявлением о выделении земельного участка для огородничества возле его дома по <адрес>, предварительно выделение земельного участка площадью <...> кв. м было согласовано и рекомендовано проведение соответствующих кадастровых работ. По его заданию кадастровым инженером ООО "<М.>" выполнены работы по получению сведений о земельном участке и смежных землепользователях, составлена схема расположения земельного участка. Оспариваемым отказом нарушено его право пользования земельным участком в соответствии со ст. ст. 43, 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя - М. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требования, ссылаясь на ранее изложенные обстоятельства, дополнительно указывая, что судом сделан ошибочный вывод о не нарушении оспариваемым решением прав заявителя и отсутствии препятствий для дальнейшего оформления права на земельный участок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя Е. и его представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
На территории <...> района действует Порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах муниципального образования <...> район, принятый решением <...> районного Совета народных депутатов Алтайского края от 30 июня 2009 года N *** (далее - Порядок).
Согласно части 10 главы I Порядка, для приобретения прав на земельные участки граждане и юридические лица обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района (далее - уполномоченный орган), с соответствующим заявлением на имя главы администрация района. В заявлении указывается: для граждан - фамилия, имя отчество, место жительства, паспортные данные, ИНН при его наличии; цель использования земельного участка; предполагаемые размеры; местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, определенные, в том числе частью 3 главы VI настоящего Порядка. Решение о предоставлении земельного участка принимается администрацией района.
Часть 3 главы VI Порядка предусматривает, что заинтересованное лицо в получении земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства подает в уполномоченный орган заявление на имя главы администрации района, согласованное главой соответствующего сельсовета. К заявлению прилагается кадастровый план земельного участка, в случае его отсутствия схема расположения земельного участка, согласованная отделом архитектуры с указанием площади, категории земель, местоположения земельного участка, а также документы, указанные в пункте 10 главы I.
В целях обеспечения процедуры предоставления земельных участков на принципах публичности, прозрачности и справедливости уполномоченный орган осуществляет опубликование информации о предоставлении данного земельного участка в аренду в газете "Первомайский вестник" с указанием информации о площади земельного участка, местоположении и разрешенном использовании. Уполномоченный орган на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня поступления заявлений утверждает и выдает заявителям схему расположения земельного участка. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4 гл. VI Порядка).
По смыслу вышеприведенных норм, схема расположения земельного участка подлежит согласованию с отделом архитектуры, а органом, уполномоченным на ее утверждение, является комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Е. обратился к главе <...> сельсовета с заявлением о выделении земельного участка под огород у дома по <адрес>. В тот же день главой сельсовета путем наложения на заявление резолюции согласовано выделение земельного участка под огород.
В 2012 году в устной форме Е. обратился к главе <...> сельсовета для согласования схемы расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГ администрацией <...> сельсовета заявителю дан ответ о невозможности согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на то, что часть данного участка является местом общественного пользования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку обязательного согласования схемы расположения земельного участка с главой сельсовета Порядком не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказ администрации <...> сельсовета в согласовании границ земельного участка препятствует обращению заявителя в администрацию <...> района для предоставления участка, не принимается во внимание.
Из содержания вышеназванных норм не следует, что такой отказ препятствует заявителю обратиться для согласования данной схемы в отдел архитектуры, после чего - для ее утверждения в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации <...> района как уполномоченный орган.
Следует отметить, что согласование не означает обязательного согласия, а предполагает выражение мнения по рассматриваемому вопросу. При ином понимании мнение главы сельсовета при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае его не согласия, исключало бы возможность принятия решения по существу вопроса уполномоченным органом, что недопустимо.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Бремя доказывания нарушения оспариваемыми действиями прав, свобод или законных интересов возлагается на заявителя (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку судом установлено, что оспариваемым отказом администрации <...> сельсовета в согласовании границ земельного участка права заявителя не нарушены, а также не создано препятствий к обращению за предоставлением земельного участка оснований к удовлетворению требований не имелось.
При этом заявитель вправе оспорить в судебном порядке как решение по вопросу утверждения вышеуказанной схемы, принятое уполномоченным органом, так и решение администрации района по вопросу предоставления земельного участка.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. - М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)