Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "13" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кузьмичева С.А.,
судей Акимовой М.А., Борисовой Т.С.
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г.Саратов, ул.Первомайская, 74
апелляционную жалобу ООО "Славянский рынок", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "20" марта 2008 года по делу N А57-24725/07-22, (судья Храмова Е.В.)
по заявлению ООО "Славянский рынок", г. Саратов
к Администрации г. Саратова, г. Саратов,
Комитету по земельным ресурсам Администрации г. Саратова, г. Саратов
о признании недействительным постановления N 703 от 03.09.2007 г.,
В судебном заседании участвуют представители:
ООО "Славянский рынок", представитель Джигита О.Д. по доверенности N 2 от 10.01.08 г. Администрация г. Саратова, представитель Елизарова Е.В. по доверенности N 01-02-41/10 от 06.03.08 г.
В судебное заседание не явились:
Комитет по земельным ресурсам Администрации г. Саратова, (почтовое уведомление N 93090, вручено 04.05.08 г.)
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Славянский рынок" с заявлением к Администрации города Саратова, к Комитету по земельным ресурсам Администрации города Саратова о признании недействительным постановления администрации города Саратова N 703 от 03.09.2007 года.
Требования общества основаны на тех обстоятельствах, что оспариваемый акт не содержит правовых обоснований, принято с превышением полномочий, а также незаконно расторгает договор аренды.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.03.2008 г. ООО "Славянский рынок" в заявленных требованиях отказано со ссылкой на нарушения закона при принятии оспариваемого акта.
ООО "Славянский рынок" с решением суда не согласилось и подало в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу в которой просит решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Саратова было принято постановление N 90-101 от 08.02.2002 года, которым ООО "Славянский рынок" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,0981 га для проектирования и строительства дневной стоянки автомобилей на 3 Дачной, район Дома культуры "Россия" в Ленинском районе.
Постановлением N 970-173 от 15.10.2002 года в постановление N 90-101 от 08.02.2002 года были внесены изменения, которыми срок аренды земельного участка установлен в 25 лет. Далее, по постановлению Администрации города Саратова N 120-А-38 от 03.05.2006 года срок аренды земельного участка, предоставленного ООО "Славянский рынок" увеличен до 49 лет.
03.09.2007 года Администрацией города Саратова было принято постановление N 703 от 03.09.2002 года, которым отменено постановление N 120-А-38 от 03.05.2006 года, а комитету по управлению имуществом дано поручение расторгнуть с обществом договор аренды спорного земельного участка.
Исследуя вопрос о полномочиях администрации города Саратова, судом первой инстанции сделаны правильные выводы о наличии полномочий по отмене своих актов, принятых с нарушением законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 131-Ф3 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, статье 43 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18.12.2005 года) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Что касается законности акта отмененного оспариваемым постановлением, то суд правомерно счел, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет Администрация превысила свои полномочия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Саратовской области N 23-ЗСО от 21.05.2004 года "О земле" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю, если федеральным законодательством не предусмотрено иное, специально уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти области осуществляет распоряжение, в том числе предварительное согласование мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Саратовской области N 216-П от 05.10.2004 года, комитет по управлению имуществом области до разграничения государственной собственности на землю, если федеральным законодательством не предусмотрено иное, осуществляет распоряжение, в том числе предварительное согласование мест размещения объектов, находящимися в государственной собственности земельными участками.
Администрация города Саратова, как исполнительный орган местного самоуправления, имеет право распоряжаться только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления"). Сведения о том, что указанный в оспариваемом постановлении земельный участок находится в муниципальной собственности, в материалах дела отсутствуют.
При этом как видно из постановления Мэра города Саратова от 08.02.2002 г. N 90-101 спорный земельный участок не мог быть сдан в аренду, поскольку земельный участок площадью 0,0981 га для проектирования и строительства дневной стоянки автомобилей на 3 Дачной, район Дома культуры "Россия" в Ленинском районе относится к части площади Ленина т.е. землям общего пользования.
Суд счел, что принимая постановление N 120-А-38 от 03.05.2006 года, изменяющее срок аренды земельного участка с 25 лет на 49 лет, Администрация города Саратова осуществляет предоставление данного земельного участка на более длительный срок, следовательно, распоряжается земельным участком не имея на то полномочий.. (постановление ФАС ПО от 22 января 2008 г. по делу N А57-2609/07)
Кроме того, следует учесть и то обстоятельство, что довод общества о расторжение администрацией действующего договора аренды в одностороннем порядке не может быть принят во внимание, поскольку эта часть постановления адресована не обществу, а Комитету по земельным ресурсам администрации и предусматривает возможность расторжения договора только в установленном законом порядке, что исключает административный порядок расторжения договора.
Из чего следует, что п. п. 2.1 и 2.2 постановления N 703 от 03.09.2007 г. не нарушают прав заявителя.
С учетом изложенного, Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "20" марта 2008 года по делу N А57-24725/07-22 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2008 ПО ДЕЛУ N А57-24725/07-22
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2008 г. по делу N А57-24725/07-22
Резолютивная часть постановления объявлена "13" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кузьмичева С.А.,
судей Акимовой М.А., Борисовой Т.С.
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г.Саратов, ул.Первомайская, 74
апелляционную жалобу ООО "Славянский рынок", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "20" марта 2008 года по делу N А57-24725/07-22, (судья Храмова Е.В.)
по заявлению ООО "Славянский рынок", г. Саратов
к Администрации г. Саратова, г. Саратов,
Комитету по земельным ресурсам Администрации г. Саратова, г. Саратов
о признании недействительным постановления N 703 от 03.09.2007 г.,
В судебном заседании участвуют представители:
ООО "Славянский рынок", представитель Джигита О.Д. по доверенности N 2 от 10.01.08 г. Администрация г. Саратова, представитель Елизарова Е.В. по доверенности N 01-02-41/10 от 06.03.08 г.
В судебное заседание не явились:
Комитет по земельным ресурсам Администрации г. Саратова, (почтовое уведомление N 93090, вручено 04.05.08 г.)
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Славянский рынок" с заявлением к Администрации города Саратова, к Комитету по земельным ресурсам Администрации города Саратова о признании недействительным постановления администрации города Саратова N 703 от 03.09.2007 года.
Требования общества основаны на тех обстоятельствах, что оспариваемый акт не содержит правовых обоснований, принято с превышением полномочий, а также незаконно расторгает договор аренды.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.03.2008 г. ООО "Славянский рынок" в заявленных требованиях отказано со ссылкой на нарушения закона при принятии оспариваемого акта.
ООО "Славянский рынок" с решением суда не согласилось и подало в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу в которой просит решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Саратова было принято постановление N 90-101 от 08.02.2002 года, которым ООО "Славянский рынок" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,0981 га для проектирования и строительства дневной стоянки автомобилей на 3 Дачной, район Дома культуры "Россия" в Ленинском районе.
Постановлением N 970-173 от 15.10.2002 года в постановление N 90-101 от 08.02.2002 года были внесены изменения, которыми срок аренды земельного участка установлен в 25 лет. Далее, по постановлению Администрации города Саратова N 120-А-38 от 03.05.2006 года срок аренды земельного участка, предоставленного ООО "Славянский рынок" увеличен до 49 лет.
03.09.2007 года Администрацией города Саратова было принято постановление N 703 от 03.09.2002 года, которым отменено постановление N 120-А-38 от 03.05.2006 года, а комитету по управлению имуществом дано поручение расторгнуть с обществом договор аренды спорного земельного участка.
Исследуя вопрос о полномочиях администрации города Саратова, судом первой инстанции сделаны правильные выводы о наличии полномочий по отмене своих актов, принятых с нарушением законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 131-Ф3 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, статье 43 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18.12.2005 года) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Что касается законности акта отмененного оспариваемым постановлением, то суд правомерно счел, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет Администрация превысила свои полномочия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Саратовской области N 23-ЗСО от 21.05.2004 года "О земле" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю, если федеральным законодательством не предусмотрено иное, специально уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти области осуществляет распоряжение, в том числе предварительное согласование мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Саратовской области N 216-П от 05.10.2004 года, комитет по управлению имуществом области до разграничения государственной собственности на землю, если федеральным законодательством не предусмотрено иное, осуществляет распоряжение, в том числе предварительное согласование мест размещения объектов, находящимися в государственной собственности земельными участками.
Администрация города Саратова, как исполнительный орган местного самоуправления, имеет право распоряжаться только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления"). Сведения о том, что указанный в оспариваемом постановлении земельный участок находится в муниципальной собственности, в материалах дела отсутствуют.
При этом как видно из постановления Мэра города Саратова от 08.02.2002 г. N 90-101 спорный земельный участок не мог быть сдан в аренду, поскольку земельный участок площадью 0,0981 га для проектирования и строительства дневной стоянки автомобилей на 3 Дачной, район Дома культуры "Россия" в Ленинском районе относится к части площади Ленина т.е. землям общего пользования.
Суд счел, что принимая постановление N 120-А-38 от 03.05.2006 года, изменяющее срок аренды земельного участка с 25 лет на 49 лет, Администрация города Саратова осуществляет предоставление данного земельного участка на более длительный срок, следовательно, распоряжается земельным участком не имея на то полномочий.. (постановление ФАС ПО от 22 января 2008 г. по делу N А57-2609/07)
Кроме того, следует учесть и то обстоятельство, что довод общества о расторжение администрацией действующего договора аренды в одностороннем порядке не может быть принят во внимание, поскольку эта часть постановления адресована не обществу, а Комитету по земельным ресурсам администрации и предусматривает возможность расторжения договора только в установленном законом порядке, что исключает административный порядок расторжения договора.
Из чего следует, что п. п. 2.1 и 2.2 постановления N 703 от 03.09.2007 г. не нарушают прав заявителя.
С учетом изложенного, Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "20" марта 2008 года по делу N А57-24725/07-22 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)